Нормандское завоевание Нарнии и русские святые

Apr 11, 2013 00:02

Заранее прошу прощения у историков-медиевистов за те невольные ошибки, которые могли закрасться в этот мой текст - в Средних веках я небольшой специалист. Вернее - просто никакой. Кое-что помню со школы, кое-что нарыл в "Википедии". Так что заранее буду благодарен всем, кто рискнёт поправить мои ошибки.
Собственно меня не столько Средние века в данном случае интересуют, сколько классические "Хроники Нарнии" Клайва Льюиса, почитателем которых я вот уже несколько лет являюсь. Но так уж получилось, что некоторые подробности выдуманной истории вымышленной Нарнии не могут не вызывать ассоциаций с тем, что каждому известно со школьной скамьи.



Речь пойдёт о тельмаринском завоевании Нарнии, которое описывается в четвёртой книге эпопеи - "Принц Каспиан". История этого самого тельмаринского завоевания очень напоминает историю нормандского завоевания Англии.Вспомним: тельмарины вторглись в Нарнию вскоре после того, как страну покинули короли и королевы из династии Пэвенси. В Нарнии начались беспорядки, которыми воспользовались агрессивные соседи. Тельмарины - потомки пиратов, заброшенных штормом на необитаемый остров и оттуда "провалившихся" в мир Нарнии.  И нормандцы, если чуть-чуть вспомнить историю - не "природные" французы (хоть Нормандское герцогство и находилось на тот момент в вассальной зависимости от французских королей), а потомки викингов, высадившихся на севере Франции и обязавшихся служить французской короне в обмен на занятые ими земли. О том, что викинги в большинстве своём жили пиратством, напоминать, думаю, излишне.



Английский король Вильгельм (Уильям) Завоеватель, первый из нормандской династии

Как и тельмарины у Льюиса, нормандцы в Англии воспользовались местными неурядицами. Король Гарольд, бывший противником Вильгельма Завоевателя в битве при Гастингсе, отнюдь не был бесспорным претендентом на корону. Его предшественник, Эдуард исповедник, почти 20 лет скрывавшийся от своих врагов в Нормандии, завещал корону Вильгельму. Но англо-саксонская знать этого завещания не признала. Напомню также, что битва при Гастингсе, ознаменовавшая собой окончание нормандского завоевания, была выиграна герцогом Вильгельмом исключительно благодаря тому, что армия англо-саксонского  короля Гарольда была за три дня до того сильно потрепана в битве при Йорке с другим претендентом на английский трон - родным братом короля Тостигом, выступившим в союзе с Норвегией. Норвежцев и Тостига удалось в итоге разгромить, но сил оказать сопротивление Вильгельму у Гарольда уже не оставалось...
Нравы нормандцев и тельмаринов также схожи. О тельмаринах главный отрицательный персонаж "Принца Каспиана" - король Мираз - говорит так: "Мы, тельмарины, сами берём то, что нам нужно". Тельмаринам ничего не известно об Аслане, они не признают нарнийских традиций, а древние нарнийские предания внушают им суеверный ужас.


Кадр из фильма "Принц Каспиан", изображающий битву тельмаринов с нарнийцами.

Нормандцы славились не менее диким нравом. Википедия сообщает, например, что, несмотря на принятие католичества, христианские браки не были распространены в Нормандии. Нормандские феодалы  предпочитали "венчаться"  по языческим обрядам своих предков-викингов, поскольку такой брак, с одной стороны, признавался Церковью де-факто, а с другой - не имел церковного благословения и мог быть в любой момент расторгнут. Не стоит также забывать, что Англия до Нормандского завоевания была страной православной (и это послужило у нормандских хронистов едва ли не главным поводом отвергнуть права Гарольда на трон - дескать, епископ Кентерберийский не был утверждён папой, а стало быть, и не являлся настоящим епископом). Нормандцы же беспощадно насадили в ней католичество (думаю, этот факт религиозной истории Британии нашёл своё отражение в балладах о Робин Гуде, собираюсь ещё написать об этом).
А дальше как в Нарнии, так и в Англии произошли удивительные вещи. Иноплеменники, вторгшиеся в чужую страну и навязавшие ей своего предводителя в короли в обоих случаях не остались господствующей расой угнетателей и не были изгнаны из страны местным движением Сопротивления. Они соединились с местным населением, признав его равные с собой права и приняв в значительной степени его традиции. Уже Вильгельм Завоеватель под конец жизни начал сближение с англо-саксонской знатью, эта политика в дальнейшем была продолжена при его сыне Генрихе I (восстановившем действие донормандского законодательства) и особенно при Ричарде Львиное Сердце. В конце концов нормандские и французские феодалы полностью ассимилировались на своей новой родине.


Каспиан

В Нарнии основы сближения правящей тельмаринской династии с коренными нарнийцами заложил тот самый принц Каспиан, в честь которого и названа сказка. Потеряв отца, ставшего жертвой дворцового переворота, едва не погибнув от рук коварного дяди, узурпировавшего трон, он вынужден спасаться бегством - и волею обстоятельств оказывается в тех местах, где прячутся последние коренные нарнийцы.Именно они помогают юному принцу не только сохранить жизнь, но и восстановить свои права на престол - он же возвращает им их прежние вольности. Примечательно, что среди простых тельмаринов предания старой Нарнии оказались живы, и многие из них, встретив живых нарнийцев - говорящих зверей и всевозможных фантастических существ - не захотели с ними расставаться, но присоединились к ним.


Каспиан в окружении коренных нарнийцев

И уже в следующей части "Хроник Нарнии", где описывается время правления Каспиана, нарнийцы и тельмарины сообща отправляются в дальнее путешествие, чтобы отыскать семерых тельмаринских лордов, отправленных в ссылку коварным Миразом и пропавших без вести. И тот самый мышиный рыцарь Рипичип, который столь храбро сражался с завоевателями в битве при Беруне, описанной в четвёртой книге, в пятой грозится отомстить за гибель "нарнийских лордов".

Однако, мне представляется, что дело у Льюиса намного глубже, чем просто отсылка к подробностям английской истории. Здесь - ненавязчивый рассказ о промысле Божием, о том, как неисповедимы пути Господни. Захватчики-тельмарины, повторюсь, НИЧЕГО не знают и не хотят знать об Аслане. Но чудо, явленное в битве при Беруне, открывает им глаза на истину. Тысячелетние страдания народа Нарнии неожиданно оборачиваются тем, что к числу почитателей Аслана присоединяется новый народ. Не правда, ли, нечто подобное нередко случалось и в отечественной истории. Завоеватели, вторгавшиеся в наши пределы, нередко оставляли на Руси не только руины, могилы и плачущих вдов. Но и новых русских святых из своего числа.
Наиболее яркий пример здесь, пожалуй, - святой Пётр, царевич Ордынский. Открытая православная энциклопедия "Древо" (http://drevo-info.ru/articles/15483.html) сообщает: "В 1253 году святитель Кирилл, епископ Ростовский ходил в Орду для ходатайства о церковных нуждах своей епархии и рассказывал хану о чудесах, совершавшихся при мощах святителя Леонтия Ростовского. В числе слушателей был и юный племянник хана, на которого рассказ святителя произвел очень сильное впечатление. Через некоторое время у Беркая заболел сын. Вспомнив рассказ русского епископа об исцелениях, он вызвал святителя Кирилла. Тот перед отъездом из Ростова отпел молебен у раки святого Леонтия и, освятив воду, взял ее с собой в Орду. Окропив святой водой ханского сына и прочтя молитву, епископ, обратившись к хану, сказал: «Выживет твой сын и станет таким же сильным, как ты». Хан богато одарил святителя Кирилла и отпустил в епархию. Ребенок выздоровел, а Беркай с той поры распорядился, чтобы вся дань, собираемая с Ростова, шла в Ростовский Успенский собор.



Св. прп. Пётр, царевич Ордынский. Икона.

Свидетелем чудесного исцеления двоюродного брата стал племянник хана, который буквально по пятам ходил за епископом во время его визита в Орду; он внимательно следил за всем происходящим и часто слушал беседы своего дяди с епископом Кириллом. После певого отъезда владыки Кирилла мальчик стал часто искать одиночества. Уединяясь, он размышлял о вопросах веры. От людей, сопровождавших епископа Кирилла, он слышал о прекрасных храмах и чудесных иконах и о том, как красиво звучат православные молитвы, и ему сильно захотелось самому убедиться в этом. Раздав своё имение нищим, после второго посещения святителем Кириллом Орды, юноша догнал епископа в пути и умолил взять его с собой в Ростов.
Молодой человек, придя в Ростов, вошел в храм Успения Богоматери. И именно тут сердце юноши наполнилось верой, и, как писал о нем летописец, «новая луна взошла в сердце царевича», взамен той которой он ранее был научен поклоняться как божеству. Юноша попросил епископа Кирилла окрестить его. Но сделать это сразу епископ не мог: он боялся мести хана Беркая русскому народу. Когда хан умер и в Орде прекратились разговоры о пропавшем царевиче, епископ окрестил его. При крещении царевич Ордынский получил имя Петр.
Владетельный князь Ростовский и епископ, почитая блаженного Петра, и боясь, как бы он не возвратился в свое отечество, принудили его, по многом увещании, сочетаться законным браком. Венчание Петра на дочери ордынского вельможи, поселившегося в Ростове, было совершено в Ростовской соборной церкви. Супруги имели многочисленное потомство. Петр Ордынский навсегда остался в России и до самой смерти находился в Ростове, пережив и святителя Игнатия, и князя Ростовского Бориса Васильевича, с которым он побратался.
Только в глубокой старости Петр, после кончины супруги, он принял постриг в монастыре, который сам когда-то основал на берегу Неро. Скончался преподобный Петр в глубокой старости в 1290 году."
И таких примеров, думаю, русская история знает немало.

Наши святые, Православное воспитание детей, Православие, Хроники Нарнии

Previous post Next post
Up