Было дело под Красным с Кутузовым-отцом

Nov 18, 2022 23:36

18 ноября (6 ноября старого стиля) 1812 года, 210 лет тому назад, завершилось четырёхдневное сражение под Красным, в ходе которого русская армия Кутузова преградила дорогу отступающим войскам Наполеона Бонапарта и нанесла им серьёзные потери. Полностью уничтожить "великую армию" Наполеона Кутузову не удалось, однако русский фельдмаршал и не ставил перед собой такой задачи. Сражение существенно ослабляло французскую армию, тем самым приближая её окончательную катастрофу - этого Кутузову было вполне достаточно.



Сражение под Красным 15 - 18 ноября 1812 года. Картина П. Гесса.


Смоленск, в котором Наполеон рассчитывал найти необходимые для его армии запасы, в котором он надеялся перезимовать, чтобы по весне снова открыть боевые действия, удовлетворить потребностей его армии не мог. Летом 1812 года, отступая из Смоленска, русские войска сожгли город, так что сосредоточить в нём большие запасы было решительно невозможно. В полной мере пищевое довольствие получила только гвардия, остальные же запасы французские солдаты принялись неконтролированно грабить, в панике пытаясь урвать себе хоть что-нибудь. Пожалуй, за время пребывания в Смоленске Наполеон впервые отдал своей гвардии столь явное предпочтение, что остальные войска по сути бросил на произвол судьбы. Правда, тогда он от своей армии ещё не отделился, продолжая отходить вместе с ней, но надлом стал ощущаться уже отчётливо. А поскольку зимовать на руинах Смоленска было решительно невозможно, французам пришлось отходить дальше на Запад, к Вильне, где можно было найти нетронутые зимние квартиры. Положение наполеоновской армии усугублялось ударившими морозами. Приходилось также опасаться армий Витгенштейна и Чичагова, которые с двух сторон двинулись на Смоленск. Сдержать их наступление французам не удалось.

Чтобы не оказаться в окружении и не вымереть от голода и холода, 13 ноября 1812 года (здесь и далее для удобства все даты буду указывать по новому стилю) армия Наполеона оставила Смоленск и пятью эшелонами выступила к Орше. В авангарде двигались корпуса Жюно и Понятовского, следом - дивизия Клапареда, после неё двигалась гвардия Наполеона (сам французский император следовал в её рядах), а в арьергарде - корпуса Богарне, Нея и сильно потрёпанный в ходе Вяземского сражения корпус Даву. Такой походный порядок следования французской армии давал Кутузову возможность бить её по частям. Тем более, что французы, потеряв Кутузова с его армией из виду, решили, что русские также понесли тяжёлые потери и отказались от преследования.



Отступление "великой армии" Наполеона поздней осенью 1812 года.

15 ноября 1812 года во второй половине дня авангард русской армии в составе трёх корпусов (двух пехотных и одного кавалерийского) под общим командованием Милорадовича (напомню: именно этот генерал одержал победу под Вязьмой) вышел к деревне Ржавка и перехватил дорогу от Смоленска к Красному. Одновременно Кутузов, который вовсе не думал отказываться от своей идеи параллельного преследования противника, двигаясь к югу от французской армии, с основными силами занял позиции у Красного, имея в своём распоряжении примерно 50 - 60 тысяч человек (его армия развивала быстрые темпы наступления, из-за этого часть войск, выступивших вместе с ним из Тарутинского лагеря, отстала, кроме того, армия Кутузова понесла потери в предыдущих боях; впрочем, в ходе четырёхдневного сражения часть отставших нагнала армию и присоединилась к ней, что дало Кутузову дополнительный резерв). Кутузов имел под Красным значительное количество конницы, включая 20 тысяч казаков, и 500 орудий. Французы же в ходе отступления от Москвы потеряли почти всю кавалерию (кони массово дохли от бескормицы) и значительную часть артиллерии.

К этому времени корпуса Жюно и Понятовского уже миновали Красный и двигались дальше на запад, изо всех сил пытаясь собрать по пути хоть какие-то припасы. Наполеон же с гвардией оказался аккурат перед позициями Милорадовича. Гвардия Наполеона насчитывала в своём составе всего 16 тысяч бойцов, однако это были опытные бойцы, полностью сохранявшие дисциплину, а главное - постоянно видевшие рядом с собой Наполеона, за которого любой из них, не задумываясь, отдал бы жизнь. Несмотря на то, что Милорадович установил контакт с партизанским отрядом Дениса Давыдова и партизаны активно поддерживали его, остановить гвардию Наполеона у него не получилось. Гвардия Наполеона прошла посреди русских войск, как нож сквозь масло, все попытки русской конницы оторвать от неё хоть какое-то подразделение, по свидетельству Дениса Давыдова, оказались безуспешными. Лишь 2 тысячи солдат Молодой Гвардии, следовавших в хвосте колонны, попали в плен к русским войскам вместе с 11-ю пушками. Миновав Милорадовича, гвардия Наполеона подверглась новой атаке - со стороны летучего отряда генерала Орлова-Денисова, но и  эта атака оказалась безрезультатной. К вечеру 15 ноября Наполеон со своей гвардией занял Красный, выбив оттуда отряд графа А.П. Ожаровского.



М.А. Милорадович



Когда стемнело, Наполеон обнаружил к югу от Красного бивачные огни отряда Ожаровского, расположившегося у деревни Кутьково. Ожаровский имел неосторожность остановиться в отрыве от основных сил Кутузова, видимо, намереваясь на рассвете вернуть Красный, и поплатился за это. Наполеон выдвинул против него отряд своей Молодой Гвардии под командованием генерала Роге. Разделив свой отряд на три колонны, Роге бесшумно приблизился к биваку Ожаровского и стремительно атаковал его. Это нападение оказалось полностью внезапным - Ожаровский даже не выставил сторожевое охранение. Последовал жестокий бой, в ходе которого русские потеряли половину отряда. Лишь отсутствие у Роге кавалерии помешали ему довершить разгром и пленить самого Ожаровского.

Между тем, Кутузов тщательно спланировал действия своих войск на следующий день. Предполагалось атаковать Красный с запада, юго-востока и востока. Основной удар должны были наносить войска генерала А.П. Тормасова - бывшая 3-я армия в составе трёх пехотных корпусов и кирасирской дивизии. С утра 17 ноября Тормасов должен был обойти Красный с юга, выйти к селу Доброе в трёх километрах к западу от Красного и таким образом отрезать врагу путь к отступлению, в то время, как с юго-востока по французам наносил удар отряд генерала Д.В. Голицына (пехотный корпус и кирасирская дивизия). С востока же на Красное должен был нажать Милорадович со своим авангардом. В случае своей реализации этот план обещал либо окружение Наполеона в Красном, либо выталкиваение его войск на север - на Витгенштейна, что также в конечном итоге приводило к окружению французов.



Михаил Илларионович Кутузов



Между тем, в районе 15 часов 16 ноября 1812 года к расположению Милорадовича вышел корпус Богарне. Сильно потрёпанный в Вяземском сражении, он насчитывал в своих рядах 6 тысяч человек. Милорадович развернул против Богарне 2-й пехотный и 1-й кавалерийский корпуса. Богарне попытался прорваться, но со своими скудными силами противостоять Милорадовичу не смог (Михаил Андреевич даже не ввёл в бой всех своих сил). Артиллерийским огнём Милорадович буквально разметал войска противника. Только пленными корпус Богарне потерял 2 тысячи человек, почти столько же - убитыми, кроме того, лишился всей своей артиллерии. Потери же русских исчислялись всего в 800 человек (убитыми и ранеными). Полностью уничтожить корпус Богарне Милорадовичу помешал только приказ Кутузова подтянуть свои войска поближе к основным силам армии. Богарне, воспользовавшись этим и наступившей темнотой, смог обойти Милорадовича и привести остатки своего корпуса в Красный.

Узнав от Богарне о бое на Смоленской дороге, Наполеон сообразил, что напрасно надеялся оторваться от армии Кутузова. Кутузов стоял под Красным и грозил отсечь его от корпусов Даву и Нея. Поэтому Наполеон решил остаться в Красном, принять бой и попытаться обеспечить соединение своей гвардии с арьергардными корпусами.

Утром 17 ноября Наполеон во главе 13-тысячного отряда своих гвардейцев атаковал деревню Уварово, где сосредоточился отряд генерала Голицына. Французам удалось выбить Голицына из деревни, но русский генерал, заняв оборонительную позицию за деревней, открыл по ней шквальный артиллерийский огонь. Этим наступление французской гвардии было остановлено. Примерно в это же время Даву со своим корпусом (7500 человек при 15 орудиях) подошёл к деревне Никулино, преследуемый казаками. Там он узнал о разгроме Богарне и поспешил к Красному, около 9 часов утра выйдя к позициям Милорадовича.  Милорадович встретил Даву артиллерийским огнём, однако препятствовать его прорыву не стал: предполагалось зажать Даву между его войсками и войсками Голицына, после чего окружить и уже потом - гарантированно уничтожить. Но окружения не получилось, поскольку Милорадович ничего не знал об атаке французской гвардии на Уварово, Голицын же, вынужденный сражаться против гвардейцев Наполеона, не сумел выдвинуть навстречу Даву ни одного солдата. В результате Даву, понеся тяжёлые потери от огня русской артиллерии, всё же благополучно прорвался в Красный.



Расположение войск на 17 ноября и прорыв корпуса Даву.

Между тем Голицын получил приказ от генерала Беннигсена вернуть Уварово. Поскольку предпринятая им атака совпала по времени с атакой гвардейских вольтижеров, ему пришлось принять встречный бой. Против вольтижеров Голицын двинул два полка кирасир. Французы выстроились в каре и отбили две атаки русских кавалеристов, однако третья атака сломила их сопротивление. Кирасиры прорвали каре, и вольтижеры были частично истреблены, частично - захвачены в плен. Попытка подать им помощь со стороны французов не увенчалась успехом - Голицын отбил это покушение огнём своей артиллерии.

Около 11 часов дня Наполеон получил известие о выдвижении русских войск к Доброму. Это грозило окружением, поэтому Наполеон, передав командование подошедшему Даву, с основными силами своей гвардии покинул Красный и с полками своей Старой Гвардии поспешил на Оршу. Молодая Гвардия под командованием Даву некоторое время пыталась ещё вернуть Уварово, но потеряла половину своего состава и принуждена была отойти на Красный. Соединившись, Голицын и Милорадович атаковали город. Опасаясь разгрома, Даву с остатками своего корпуса и Молодой Гвардии оставил его. В районе 15 часов его арьергард был атакован войсками Тормасова. Даву потерял 6 тысяч человек и лишился, как до этого Богарне, всей своей артиллерии. На ночь Кутузов с основными силами своей армии перешёл в Красный. Главным же итогом сражения 17 ноября стало то, что корпус Нея оказался фактически брошен на произвол судьбы. Ней же в это время только ещё выступал из Смоленска, не догадываясь, что Красный занят русскими.

В распоряжении Нея было 8 тысяч боеспособных солдат и офицеров при 25 орудиях и ещё 8 тысяч безоружных и деморализованных солдат, отбившихся от своих частей и воинской силы из себя не представлявших. Во второй половине дня 18 ноября дорогу ему в районе реки Лосминки преградили соединённые силы Милорадовича и Голицына. Поначалу Ней, полагавший, что Даву со своим корпусом занимает Красный, попытался проложить себе дорогу штыками. Французы пошли в атаку без единого выстрела, но были отбиты яростной контратакой русских и отброшены в лес. За спиной Нея был плохо замёрзший Днепр, с трёх других сторон его окружали русские войска. Милорадович, полагая положение французов безнадёжным, предложил им сдаться. Ней отверг это предложение, но 6 тысяч его солдат изъявили желание сложить оружие. Ней взял с собой три тысячи наиболее боеспособных, бросив остальных в лесу, и повёл их без дорог к деревне Сырокоренье. Там ему с восемью сотнями бойцов кое-как удалось переправиться, остальная же часть его корпуса оказалась в русском плену.



Корпус Нея, загнанный в лес, пытается отражать атаки русских войск.

Таким образом, в результате сражения под Красным три французских корпуса - Богарне, Даву и Нея - фактически перестали существовать. Больше всего пострадал корпус Нея - от него, как я уже сказал, осталось только 800 человек. Значительные потери понесла Молодая Гвардия Наполеона. Кроме того, французы лишились почти всей своей артиллерии. В распоряжении Наполеона сохранились только те орудия, которые находились в передовых корпусах Жюно и Понятовского (и то не все, поскольку эти корпуса на марше подверглись нападению партизанского отряда Сеславина). Некоторые исследователи впоследствии обвиняли Кутузова в том, что тот не использовал возможность пленить под Красным самого Наполеона, однако мы видели, насколько успешно отражала русские атаки наполеоновская гвардия. Кутузов же не горел желанием разменивать жизнь русских солдат на французских из расчёта одного на одного. Михаил Илларионович понимал, что наполеоновская армия близка к своему полному разложению, и потому берёг жизни русских солдат. В целом же сражение под Красным стало очередной убедительной победой русской армии. Французам удалось сорвать первоначальный план Кутузова - но это, пожалуй, и всё, чего они под Красным добились.

_________________
При написании статьи использованы:
1) Статья о сражении под Красным с сайта Министерства Обороны.
2) Статья о сражении под Красным с сайта "История.РФ"

Кутузов, История Отечества, Наполеоновские войны, Гроза 12-го года

Previous post Next post
Up