Утро, когда Россия умылась кровью

Jun 22, 2022 19:41

22 июня - самый длинный день в году. Восход солнца - в 3.14 утра. А 22 июня 1941 года было ещё и воскресенье. Большинство офицеров, в том числе и в приграничных округах, были с чистой совестью отправлены командирами в увольнительную, искренне надеясь провести выходные с семьёй. Приказ о приведении приграничных округов в полную боевую готовность до многих из них уже не успел дойти. А в школах довоенного СССР традиционно выпускные балы проводились 21 июня. И кто-то, возможно, гулял всю ночь напролёт с возлюбленной, вспоминая прошедшие школьные года, строя планы на будущее, мечтая о счастливой семейной жизни, и лишь на рассвете вернулся домой, охваченный всё теми же восторженными мечтами. Выпускники уже точно знали, кто в какой вуз будет поступать и кто кем будет работать, кто на каком посту принесёт больше пользы родной стране. А они хотели служить своей стране, их так воспитывали. Поколение школьников 30-х годов было очень пассионарным. Они ложились спать на рассвете, и им казалось, что они знают своё будущее на многие годы вперёд. О том, что у большинства из них не будет никакого будущего, что их жизнь изменится самым радикальным образом менее, чем через час, никто из них не догадывался.



Нацистское нашествие началось в 4 часа утра. До этого, в 3 часа утра, когда только-только ещё начинало светать, сапёры вермахта скрытно перебрались на советскую территорию для подготовки плацдармов и переправ. Вместе с ними на советскую территорию проникли группы диверсантов, ряженых в советскую военную форму, имевшие задачу нарушать коммуникации между советскими воинскими частями, в первую очередь - резать связь. В результате вторжение немецких войск застало многие воинские части врасплох - ни приказа о приведении в боевую готовность, ни известий о переходе вражеских войск через границу они уже не успели получить. Не успели получить известий о переходе вражеских войск через границу части, стоявшие в ближайших тылах. Не могли они и связаться с вышестоящим командованием, запросить инструкций. Последний приказ, который они имели, звучал: "Не поддаваться на провокации". А пограничные заставы и наряды уже вели бой с захватчиками...


В 3.15 немецкая авиация нанесла удар по Севастополю. Столица русских моряков первым из наших городов подверглась вражеской агрессии и успела нанести захватчикам потери в технике. Уже вскоре немецкая авиация бомбила советские города по всей протяжённости западной границы. Бомбардировкам подверглись даже Киев и Минск, находившиеся в глубоком тылу. Каким-то чудом, несмотря на действия вражеских диверсантов, информация об этом всё-таки смогла своевременно дойти до Москвы. Но тех, кого вражеские бомбы застали во сне, тех, кто уже никогда не проснётся, было уже не вернуть. Говорят, в 4 часа утра сон у человека самый крепкий, особенно - в выходной, когда спешить некуда...



22 июня 1941 года. Киев. Жительницы города на фоне своих горящих домов.
Большинство этих женщин погибнут в Бабьем Яру...



Ленинград, Невский проспект, 22 июня 1941 года. Ленинградцы слушают объявление Молотова
о начале войны. Через два месяца город окажется в блокаде, и Одному Богу известно,
кто из людей, попавших в этот кадр, переживёт её. Полагаю, немногие.

В советские годы много писали о том, что нападение застало советское правительство врасплох, что официальный Кремль надеялся на пакт о ненападении от 1939 года, потому и не принимал, дескать, никаких мер на случай агрессии с запада, потому первый день войны и обернулся таким кровавым кошмаром. В действительности войну ждали, к ней готовились. По свидетельствам современных историков (в том числе и настроенных антикоммунистически) даже партизанское движение на оккупированных врагом территориях планировалось заранее - формировался актив, призванный стать организационным ядром будущих партизанских отрядов, в лесах создавались партизанские базы с запасами продовольствия, оружия и боеприпасов. Проблема внезапности гитлеровского нападения была не в том, что советское руководство столь свято полагалось на букву международных договоров, а в том, что в Кремле не была известна точная дата нападения. Гитлер планировал и откладывал нашествие на СССР шесть раз за период конца 1940 - начала 1941 годов. Немецкая авиация многократно, якобы случайно, пересекала границу СССР. Вражеские самолёты сажали, их лётчиков вежливо выпроваживали восвояси. Немецкие офицеры пешком, на машинах или мотоциклах также регулярно пересекали границу. Их также выдворяли, не прибегая к силе оружия. Но такие провокации своей регулярностью, как ни парадоксально, убаюкивали. Немцы на пять с плюсом разыграли роль пастушка, вопящего почём зря: "Волки! Волки!", и когда началось настоящее вторжение, советским командирам не сразу удалось разобраться, что это - именно вторжение, а не очередная провокация. Про повреждённую связь я уже говорил. А немцы меж тем выигрывали время.

Сегодня же часто приходится слышать, что правда во Второй Мировой войне была на противоположной стороне, что роковой и трагический день 22 июня - на самом деле "день начала освобождения" или даже "день отмщения", что немецко-фашистское нашествие было на самом деле "освободительным крестовым походом христианской Европы против безбожного большевизма", что Гитлер, достанься победа ему, избавил бы русский народ от "ига жидов и хачей", а Русскую Православную Церковь - от ужасов красного террора.

Да, признаем, режим, существовавший в СССР в 1930-е годы, русскому народу и Русской Православной Церкви был органически чужд, а по большому счёту враждебен. Признаем также, что немцы, начиная вторжение в СССР, планировали этот режим демонтировать. Вот только думали они при этом не об освобождении русского народа и не о безопасности Русской Православной Церкви. Свою цель они обозначали предельно чётко - "жизненное пространство". И противника обозначали столь же чётко - "русские". Русские, а отнюдь не большевики и не пресловутые "жиды с хачами". Даже в минуты благодушия максимум, что мог позволить себе Гитлер сказать о русском народе - это: "Русские могут жить, как им угодно, но при одном условии - хозяевами будем мы".



Как же именно немцы собирались хозяйничать в России, об этом, по счастью, тоже гадать не надо, ибо всё это задокументировано с немецкой пунктуальностью. Новые города, в которых жить должны были только немецкие переселенцы. Новая сеть транспортных магистралей, обслуживающих эти новые города в обход старых населённых пунктов, в которых немцы разрешат остаться русским жителям. То есть - русские автоматически выключались из всякой активной экономической и общественной жизни. Им оставалось одно - обслуживать прихоти новых хозяев... пока эти самые хозяева не решат, что раб-славянин им надоел и пора его в расход. Врачам следовало дать строжайший наказ - никакой медицинской помощи русским не оказывать.  Из образования - только изучение немецкого языка, чтобы рабы понимали приказы своих господ. И да, чуть не забыл сказать: большинство русских вообще предполагалось депортировать в Сибирь, которая по воле берлинских стратегов отдавалась под оккупацию японцам. Азиатским союзникам рабы и подопытные кролики тоже пригодятся....

Православную Церковь на первых порах действительно предполагалось... Нет, не поддержать. А просто легализовать как сознательно и последовательно антикоммунистическую силу, чтобы использовать в пропагандистских целях. Однако, это только до конца войны, а потом, в идеале, предполагалось создать "свою религию для каждой деревни". В Берлине очень хорошо понимали, какой мощной консолидирующей силой для русского народа является Православная Церковь, они же чётко обозначали свою стратегическую цель - сделать так, чтобы русский из Нижнего Новгорода жил в полной уверенности, что у него нет ничего общего с русским из какого-нибудь Орла или Курска. Соответственно, Церковь предполагалось частично раздробить во всевозможных расколах (и это последовательно делалось на оккупированной территории), частично - вытеснить всевозможными сектами. Единственной властью в России должны были стать немцы.

И ради достижения этой цели непрошенные гости с Запада не жалели русской крови и не считали потерь среди мирного населения. Приказ об особой подсудности, подписанный Кейтелем, вообще легализовывал любые преступления солдат вермахта против населения СССР. А в памятках немецких солдат, которые советские воины массово находили на трупах, вообще предписывалось: "Убивай каждого русского, не останавливайся, даже когда перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик". Такие вот "освободители" шли в Россию в июне 1941 года, такая вот "христианская Европа" и вот такие вот "ценности" она защищала от "безбожного большевизма".



"Рыцари христианской Европы" освобождают Донбасс от "ига жидов и хачей".
И от населения заодно.

Так что прав, тысячу раз прав вождь Белого Движения Антон Иванович Деникин, когда характеризовал гитлеровское нашествие в следующих интонациях: "Один разбойник занял твой дом, другой разбойник хочет выгнать его и засесть там сам. Значит ли это, что второй разбойник - твой друг?". И стоит ли удивляться, что буквально с первых же дней войны народ ответил на вторжение и на зверства оккупантов массовым героизмом, сплотившись вокруг действующей, пусть и далеко не идеальной, отечественной власти? В Красную Армию массово шли добровольцы, молодёжь - та самая пассионарная молодёжь, до войны мечтавшая о стройках века и о покорении полюса, -  приписывала себе лишние годы, чтобы поскорее попасть на фронт. Гарнизоны пограничных застав и укрепрайонов оборонялись до последней крайности, а когда дальнейшее сопротивление становилось бесполезным - подрывали себя вместе с неприятельскими солдатами. На захваченных территориях практически сразу же разворачивалось партизанское и подпольное движение, и отнюдь не всегда - под "чутким" руководством подпольных партийных и комсомольских структур.

Да, конечно, в первые месяцы войны бывало всякое. Хватало неорганизованности. Корпуса и целые армии попадали в окружение и гибли без малейшей пользы для страны. бывало и худшее - и сдачи в плен, и встречи немцев хлебом-солью. Глупо это отрицать. Но и массовый героизм, и массовое самопожертвование в первые дни войны тоже были. И даже те, кто поначалу с надеждой поглядывали "на ту сторону линии фронта", столкнувшись с реальной оккупационной политикой нацистов, очень быстро поднимался на борьбу с ними. Русский народ боролся, потому что понимал исчерпывающе, ради чего и против кого он борется. Боролся так, что немецкие вояки только руками разводили от недоумения, делясь этим своим недоумением в личных дневниках и в письмах домой. Блицкриг "евроинтеграторов" был сорван в первые же дни войны.



Июнь 1941 года. Запись добровольцев в РККА.



Советский пограничник подрывает себя последней гранатой
вместе с немецкими солдатами, атакующими его позицию.

Почему же столь тяжелы были потери? Почему, несмотря на массовый героизм, Красная Армия в июне 1941 года терпела поражения, теряла личный состав и технику, почему нацисты докатились до самой Москвы, захватив огромные территории и успев насадить на этих территориях свой "новый порядок"? Во-первых, немецкому командованию удалось обеспечить себе численной превосходство над противостоящими силами Красной Армии, которое сохранялось вплоть до конца 1942 года.  Немцы сосредоточили вдоль западных границ СССР 5,5 миллионов солдат и офицеров, которым приграничные военные округа Красной Армии могли противопоставить лишь 2,9 миллионов человек. Причём если немцы держали свои войска, что называется, в кулаке, полностью изготовившись ко вторжению, то советские войска, не ожидавшие нападения (подчёркиваю: конкретно 22 июня не ожидавшие) оказались рассредоточены на довольно широком пространстве, что давало немцам возможность бить их по частям, а повреждённая диверсантами связь ещё больше усугубляла проблему. По танкам и авиации СССР, правда, имел превосходство, но не будем забывать, что громадное большинство этих танков и самолётов были морально устаревших конструкций и не представляли собой серьёзной силы против немецкой техники. Новые танки Т-34 и КВ и новые самолёты ЛаГГ-3, Як-1 и МиГ-3 только ещё начали поступать в войска, РККА планировала завершить перевооружение только к 1942 году и к более ранним срокам просто физически не успевала. Во-вторых, как я уже говорил, немцы за счёт регулярных провокаций, за счёт постоянного поддержания напряжённости у границ, которая, тем не менее, не перерастала в открытое вооружённое противоборство, сумели добиться полной внезапности своего нападения. Значительная часть советской техники была просто уничтожена в первые минуты войны бомбардировочными ударами с воздуха, даже не успев вступить в бой. В-третьих, немцы выбрали для нападения воскресный день, закономерно рассчитывая, что значительная часть командиров РККА отправится в увольнительные. Вызвать этих командиров обратно к месту службы, увы, уже не успели. В-четвёртых, летом 1941-го было всякое, были в том числе и грубые просчёты советского командования. Зачастую солдатам и младшим офицерам Красной Армии приходилось своим героизмом и самопожертвованием искупать ошибки вышестоящего командования.

Залогом спасения России, однако, стали её громадные пространства, позволявшие накапливать и сосредотачивать резервы, организовывать тыловые рубежи обороны и дававшие простор для эвакуации промышленности. Подвиги наших предков, расширявших пределы русских владений в Средние Века и в Новое Время, оказались в 1941 году очень кстати, предоставив солдатам и генералам Красной Армии необходимую свободу манёвра.


В июне 41-го, История Отечества, Великая Отечественная война

Previous post Next post
Up