Николай Ярош - о военном шофёре В. Артюхе, герое Зимней войны

May 29, 2022 19:39

29 мая в России отмечается день военного автомобилиста. Николай Ярош, сам некогда отслуживший срочную службу в автомобильных войсках Российской Федерации, написал статью об одном из военных автомобилистов, защищавших Родину в период Второй Мировой войны - о Герое Советского Союза Владимире Артюхе, который зимой 1939 года под огнём финских фашистов обеспечил советским войскам переправу, а затем участвовал в обороне блокаднго Ленинграда. Оригинал здесь.



Владимир Кузьмич Артюх

В 1940 году участник советско-финской войны, батальонный комиссар Александр Трифонович Твардовский (1910-1971) написал очередное своё стихотворение "Шофёр Артюх", в котором рассказал о подвиге "парня холостого Володи Артюха".

"Много или мало дней прошло - война.
А ему сказала женщина одна:
- Хоть и посмеешься, может, надо мной,
Верю, что вернешься с орденом домой.
Отвечал: - Не гордый, буду жив - вернусь,
А сказать про орден... я и не гонюсь..."
(Отрывок из стихотворения)

Между тем сюжет, описанный знаменитым советским поэтом, был совершенно реальным - речь шла о подвиге героя Советского Союза, военного шофёра 7-го отдельного понтонно-мостового батальона 7-й армии, красноармейце Владимире Кузьмиче Артюхе (1907-1984).

Сам он был родом из г.Вильнюса, но в 1927 г. его семья переехала в Ленинград. Владимир Кузьмич устроился работать на завод, а затем в автопарк Ленавтотранса. В 1939 г. окончил автошколу и в сентябре того же года был призван в Красную Армию.

Через пару месяцев, в конце ноября 1939 года началась советско-финская война, и Владимир Кузьмич стал её участником.

Согласно сохранившимся воспоминаниям генерал-майора Андрея Егоровича Федюнина (1899-1941), вечером 3 декабря 1939 г. части Красной Армии подошли к о.Суванто-ярви и реке Тайпален-йоки (прим. - ныне р.Бурная), недалеко от которой находилась знаменитая линия Маннергейма.



Федюнин Андрей Егорович

В ходе столкновения противник отступил на другой берег, однако, уходя, уничтожил все паромы. Советским же войскам необходимо было в кратчайшие сроки переправляться на другой берег, закрепиться на нём и продолжить наступление.

"Река Тайпален-йоки представляет собою проток из озера Суванто-ярви в Ладожское озеро. Вода еще не замерзла, Ширина протока - до 180 метров, глубина - до 8 метров. На той стороне в непосредственной близости - укрепления линии Маннергейма. Подходы к реке совершенно открытые..."
(Из воспоминаний А.Федюнина)

Утром 6 декабря, после артиллерийской подготовки, части Красной Армии начали переправляться через Тайпален-йоки. Всё это происходило под артиллерийским и пулемётным обстрелом противника, укрепившимся на другом берегу.

"...Предстояло за короткий срок - за 3 часа - переправить тысячи людей с огромной техникой, с артиллерией..."
(Из воспоминаний А.Федюнина)

Водителям предстояло, несмотря на опасность и отсутствие нормальной дороги, подвезти к реке "полупонтоны" - составные части понтона, с помощью которого можно было переправиться остальным войскам.



Одну из колонн, направлявшихся к Тайпален-йоки, возглавил Владимир Артюх, сидевший за рулём одного из грузовиков. Он первым "пробил путь" к реке, а следом за ним к понтонёрам выехали и другие машины батальона.

"То не танк, не грозный катит броневик -
То простой обозный серый грузовик.
Мчит без остановки впереди машин.
Человек с винтовкой за рулем - один..."
(Отрывок из стихотворения)

Благодаря проявленному героизму и мужеству красноармейца, а также других водителей и понтонёров, в необходимый срок была обеспечена переправа через Тайпален-йоки, и советские войска смогли выйти на другой берег реки.

В январе 1940 г. Владимиру Кузьмичу Артюху было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вскоре Владимир Артюх станет участником уже Великой Отечественной войны (1941-1945), и будет оборонять Ленинград от гитлеровцев. В 1942 году он окончил военно-инженерное училище, в 1945 г. - Высшую офицерскую автошколу, и встретит долгожданную Победу в звании "старший техник-лейтенант".



Владимир Артюх в 1945 году.

После войны он вернулся в родной город. В чего честь назван Центр проф.подготовки и повышения квалификации кадров в г. Санкт-Петербург, а имя героя можно прочитать на памятнике воинам-автомобилистам в г.Москве.

И, конечно же, имя "Володи Артюха" ещё раз встретить в произведении Александра Твардовского, знаменитого классика советской литературы.



Памятник военным автомобилистам

Неизвестных героев не бывает, Накануне Великой Отечественной, История Отечества, Зимняя война, Вторая Мировая война

Previous post Next post
Up