Николай Масалов, парень из легенды

May 03, 2022 20:22

Николай Иванович Масалов (1922 - 2001) - советский солдат-гвардеец, старший сержант, герой Битвы за Берлин. Прославился тем, что 30 апреля 1945 года, во время боёв за Тиргартен (район Берлина), вынес из-под огня немецкую девочку, чем спас ей жизнь. Именно Масалов послужил прототипом для знаменитого памятника Воину-Освободителю в Берлине. В послевоенные годы стал почётным гражданином города Берлин.



Николай Масалов


Николай Иванович Масалов родился в русской крестьянской семье из деревни Вознесенка (ныне в Кемеровской области) 10 декабря 1922 года, то есть в этом году нам предстоит 100-летний юбилей со дня его рождения. О довоенной судьбе Николая Масалова мне не удалось найти никакой информации. В армию он был призван 10 декабря 1941 года Тисульским военкоматом Кемеровской области и зачислен миномётчиком в 284-ю стрелковую дивизию, в 1045 стрелковый полк. С 16 апреля по 18 мая 1942 года Николай Иванович принимал участие в оборонительных боях в районе села Мелевое Орловской области, в конце мая его часть перебрасывают в район станции Касторная, где в июле 1942 года ему пришлось вместе с однополчанами отбивать наступление немцев. В числе прочих Масалов попал в окружение, из которого пришлось просачиваться небольшими группами. 13 июля Николай Масалов впервые был ранен.

Дивизия тем временем понесла большие потери и до сентября 1942 года была выведена в резерв. 17 сентября 1942 года Масалов в составе своей дивизии (она была включена в 62-ю армию) переправился через Волгу в Сталинград, где принимал участие в обороне завода "Баррикады" и в боях за Мамаев Курган. 21 января 1943 года Николай Масалов был ранен вторично. По итогам Сталинградской битвы родная дивизия Масалова получила гвардейское звание и стала именоваться 79-й гвардейской краснознамённой. В составе этой дивизии Масалов принимал участие в боях на Северном Донце, в форсировании Днепра, в боях за Варшаву на Магнушевском плацдарме, в Висло-Одерской операции. За Висло-Одерскую операцию удостоился Ордена Славы III степени. Сослуживцы вспоминали, что Николай Иванович неизменно отличался весёлым характером и умел ладить с людьми. А ещё - выделялся высоким ростом и исполинской силой. Вероятно, именно по этой причине во время боёв за Берлин Николай Масалов числился знаменосцем полка.



Николай Масалов в 1945 году.

30 апреля 1945 года 220 гвардейский стрелковый полк 79-й гвардейской дивизии вёл бой за Тиргартен. Советским бойцам предстояло пересечь открытую площадь, простреливаемую со всех сторон и заминированную, форсировать Ландвер-канал - глубокую, с бетонными берегами водную преграду, частично вплавь на подручных средствах, частично - по заминированному и простреливаемому мосту, весь расчёт строился только на быстроте рывка советской пехоты. Солдаты знали, что до Рейхсканцелярии - резиденции нацистского правительства, в подземном бункере которой скрылся Гитлер, остаётся всего каких-то 400 метров. Именно Масалову, возможно, предстояло водрузить знамя своего полка над Рейхсканцелярией - немыслимая честь для простого крестьянского парня. Там же, за каналом, находился аэродром Темпельгоф - важный узел обороны противника. Путь гвардейцам преграждали отборные эсэсовские войска из бригады "Лейб-Штандарт Адольф Гитлер", которыми командовал идейный нацист Вильгельм Монке. Немцы хорошо укрепились на заранее подготовленных позициях, их пулемёты и миномёты хорошо пристрелялись к местности. Для русских же гвардейцев главное было - прорваться через площадь и канал, после чего зацепиться хотя бы за первый дом на противоположном берегу. "Потом наших гвардейцев не удержать, они пойдут вперед через проломы стен, через подвалы. За их плечами большой опыт уличных боев", - вспоминал об этих минутах генерал В.И. Чуйков.

Последние пятьдесят минут перед броском - нервозное время. Все понимают, какой шквал огня обрушится на них, стоит им подняться в атаку на этой голой площади, и вся надежда выжить - только в быстроте, в том, что всех не успеют перестрелять. И вдруг, словно из-под земли, до слуха Масалова донёсся детский плач. Тоненький голосок, явно принадлежавший маленькой девочке, сквозь слёзы повторял хорошо понятное слово: "Муттер! Муттер!"



Берлин 1945 года. Советская пехота перед атакой.

Масалов передал знамя ассистентам и подошёл к командиру. "Разрешите спасти ребёнка, - сказал он. - Я знаю, где он - это на той стороне канала". Команди пытался отговаривать: "Не пройдёшь, сержант, ухлопают немцы!" Но Масалов настаивал, и командир нехотя отпустил.

Николай Иванович пополз через площадь. По нему ударили немецкие пулемёты. Периодически приходилось укрываться в неглубоких воронках, оставленных разрыами снарядов. А ещё - старательно ощупывать каждый бугорок и каждую трещину в асфальте, чтобы не нарваться на мину. Солдаты и офицеры 79-й гвардейской дивизии напряжённо следили за ним. Вот он пересёк набережную, вот укрылся за выступом бетонированной стенки канала. Девочку не было видно, но она плакала всё громче, как будто звала Масалова, просила его поторопиться. Николай Иванович перекинулся через барьер канала и скрылся за ним. Какое-то время было тихо. Несколько тягостных минут не было слышно ни звука, смолкли даже немецкие пулемёты. Потом до советских бойцов донёсся голос Масалова: "Внимание! Я с ребёнком! Прикройте меня огнем. Пулемет справа, на балконе дома с колоннами".

Навстречу русскому герою ударила артиллерия. Тысячи пушек и миномётов били по врагу, круша оборону эсэсовцев. Гвардейцы 220 полка ударили по врагу из автоматов, также спеша прикрыть своего боевого товарища. Под прикрытием огня Масалов пересёк площадь в обратном направлении с девочкой на руках и передал её с рук на руки санитаркам, бережно укутав в свою плащ-палатку, после чего снова встал у знамени.



Памятник воину-освободителю в Берлине.
Образ солдата скульптор скопировал с Николая Масалова.

Девочка, как удалось выяснить генералу Чуйкову, оказавшемуся свидетелем этой сцены, вместе с матерью пыталась покинуть Тиргартен, где шли бои. На берегу Ландвер-канала семья попала под обстрел со стороны эсэсовцев. Пытаясь спасти девочку, женщина укрылась вместе с ней под мостом, где и скончалась от полученных ран. Если бы не Масалов, девочку ждала бы верная смерть - либо от шальной пули, либо от голода.

Как сложилась дальнейшая судьба спасённой девочки, историкам выяснить не удалось. Когда в 60-е годы немецкие кинематографисты решили снять о Масалове документальный фильм "Парень из легенды", они попытались разыскать эту девочку. Но на их призыв, распространённый через газеты и по радио, откликнулись... сотни немецких женщин, в детстве вынесенных из-под огня советскими солдатами. А Масалова в лицо спасённая им девочка вряд ли могла запомнить - слишком уж напугана она была стрельбой и смертью матери, да и слишком юна.

Тем не менее, Масалов стал почётным гражданином города Берлина. Он несколько раз бывал в германской столице. Сохранилось его фото на фоне памятника в Трептов-парке, увековечившего его подвиг.

Идея этого памятника фактически принадлежит Чуйкову. Встретившись в Берлине со скульптором Вучетичем, которому предстояло по поручению советского правительства создать памятник в честь окончания Великой Отечественной войны, Чуйков рассказал ему о бое в Тиргартене 30 апреля 1945 года и о подвиге Масалова. Вучетич заинтересовался, тем более, что он несколько раз виделся с Масаловым, зарисовал с натуры набросок его портрета. Идея памятника была одобрена лично Сталиным, который внёс в проект только одну правку: заменил автомат в руке воина-победителя на меч, опущенный книзу и разрубающий свастику. В таком виде скульптурная группа и была установлена в Берлине. Для образа спасённой девочки Вучетичу позировала дочь советского генерала Котикова Светлана.



Николай Масалов в Трептов-парке, на фоне памятник Воину-Освободителю.
Ориентировочно - 1970-е годы.

После войны Николай Иванович демобилизовался и вернулся в родной Кузбасс. Работал он сперва комендантом в райисполкоме, потом - завхозом в детском саду. До конца своих дней герой был убеждён, что 30 апреля 1945 года он не сделал ничего особенного: "Так должен был поступить каждый советский солдат", - говорил он, когда его спрашивали о спасении немецкой девочки. Скончался Масалов 20 декабря 2001 года, немного не дожив до своего 80-летия. К сожалению, после т.н. "воссоединения Германии" новые германские власти, взявшие курс на историческую реабилитацию нацизма, лишили Николая Ивановича звания почётного гражданина Берлина. Престарелый ветеран успел об этом узнать...

_________________________
При написании статьи использованы:
1) Воспоминания В.И. Чуйкова. 
2) Статья Бориса Семёнова "Подвиг, ставший символом нашей победы" с сайте "История.РФ".
3) Материал о подвиге Масалова с сайта ИТАР ТАСС.
4) Биографическая статья о Масалове на Яндекс-дзен-канале "Наша история".

Битва за Берлин, История Отечества, Лики Великой Победы, Великая Отечественная война

Previous post Next post
Up