Сцена в Башне Когтеврана с точки зрения тактики

Apr 01, 2022 20:22

О достоинствах книг о Гарри Поттере в данном ЖЖ было сказано немало. Немало было сказано и о богословской нагруженности этих книг, и о том, что они могут представлять интерес с точки зрения христианского воспитания детей. Ни от единого слова, которое я прежде говорил о Поттериане, я не отрекаюсь. Но настала пора поговорить и о недостатках книг Роулинг, о тех недостатках, которые, не будучи должным образом проанализированы, могут породить в сознании юных читателей значительный "фоновые шумы" и критическим образом исказить их картину мировосприятия. А недостатки у этих книг есть, и когда тебя перестаёт тащить за собой острый сюжет, когда сам сюжет тебе досконально известен, и ты перечитываешь эти книги, чтобы лучше вникнуть в их смыслы, эти огрехи вылезают очень выпукло. Сегодня хотелось бы разобрать один из самых острых эпизодов последнего, седьмого тома Поттерианы - сцену в Башне Когтеврана, в ходе которой Гарри Поттеру предстоит узнать, как выглядит один из горокраксов тёмного лорда - диадема Ровенны Когтевран, а потом одержать победу над Амикусом и Алекто Кэрроу.



Интерьер Башни Когтеврана

Рассмотрим мы эту сцену с несколько неожиданного ракурса - как задачу по тактике. Такой подход имеет право на существование, коль скоро Роулинг сама характеризует описываемые ею события как "войну". А у войны есть свои строгие законы, и тот, кто этими законами пренебрегает, рискует войну просто не пережить. Вот и оценим, насколько действия персонажей в данной сцене логичны и насколько они соответствуют тем целям, которых персонажи стремятся достичь.

Какова постановка задачи? Имеем силы противников. С одной стороны - Гарри Поттер и Полумна Лавгуд. Перед ними стоит боевая задача разведки: они должны проникнуть на территорию, контролируемую неприятелем, и получить на этой территории некую информацию, важную для их дальнейших действий и в конечном итоге для достижения победы. Их боевой опыт незначителен, силы - тоже, но у них имеется идеальный локатор (Карта Мародёров, позволяющая в любое время видеть любого человека, находящегося в Хогвартсе, и идентифицировать его месторасположение) и идеальный камуфляж (мантия-невидимка полностью скрывает их от глаз неприятеля, под этой мантией их невозможно обнаружить даже с помощью заклинания "гоменум ревелио"). Противниками Гарри и Полумны выступают брат и сестра Кэрроу - Амикус и Алекто, пожиратели смерти. Их задача состоит в том, чтобы захватить в плен Гарри Поттера, если он появится в Хогвартсе. У них нет ни идеального локатора (зато есть обычный - заклинание "гоменум ревелио", не действующее против идеального камуфляжа), ни идеального камуфляжа (но, опять-таки, есть обычный камуфляж - дезиллюминационные чары, под которыми их не видно невооружённым глазом, но можно обнаружить с помощью гоменум ревелио и можно увидеть на Карте Мародёров). Однако недостаточная оснащённость этой, пожирательской стороны компенсируется богатым боевым опытом: как для Алекто, так и для Амикуса это уже не первая война, в первой же войне эти двое успешно избежали Азкабана. Наконец, у Алекто и Амикуса имеется идеальная связь в виде Чёрной Метки, позволяющей оперативно вызвать к себе на подмогу подкрепление. Плюс к тому - у каждой из сторон имеется одинаковое личное табельное оружие универсального действия, поражающее противника в пределах прямой видимости.  А теперь посмотрим, как каждая из сторон пытается свою задачу с наличными силами решить.


Гарри и Полумна отправляются в Башню Когтеврана вдвоём (Полумна - ученица Когтеврана и выступает, таким образом, в качестве проводника, что вполне разумно), "сверяя дорогу по Карте Мародёров". То есть, о своём идеальном локаторе бойцы Отряда Дамблдора не забыли. Но... используют они его почему-то исключительно в качестве обычной карты. Более того: нам прямо сообщается, что Гарри и Полумна более всего на свете опасаются встретить на пути ... Пивза. Пивза, которого никто не воспринимает всерьёз, что бы он там ни вопил. Между тем, им известно, что Хогвартс находится под контролем противника, им известны имена бойцов противника, охраняющих Хогвартс и им, наконец, известно, что основная задача Алекто и Амикуса Кэрроу состоит именно в том, чтобы захватить Гарри Поттера. Но Гарри и Полумна почему-то даже не любопытствуют где в данный момент находятся Алекто и Амикус, им даже в голову не приходит проверить расположение Пожирателей Смерти по Карте Мародёров. И налететь на Алекто и Амикуса в коридоре они почему-то тоже не боятся, хотя со слов Невилла знают, что они патрулируют коридоры. Странное легкомыслие, если не сказать более. Каким чудом они не налетели на Амикуса на своём пути, остаётся только гадать...



Алекто в это время сидит в Башне Когтеврана в засаде. Она предупреждена лордом Вольдемортом, что Гарри непременно туда залезет. Что именно нужно Гарри в Башне Когтеврана, Алекто неизвестно, но ей этого и не нужно - она предупреждена Тёмным Лордом о том, что Гарри непременно полезет в Башню, а Тёмному Лорду, в свою очередь, цель Гарри предельно понятна. Так что будем считать, что Алекто предупреждена. Амикус в это время патрулирует коридоры и готов прибыть к Алекто немедленно по первому же вызову. Так что совершенно непонятный добровольный отказ Гарри и Полумны от использования их идеального локатора (Карты Мародёров) по всем параметрам должен был бы привести к фатальным последствиям.

Каким чудом Гарри и Полумна добираются до Башни Когтеврана, автор нам не поясняет. Ладно, будем считать, что им повезло. Но Гарри даже теперь почему-то не вспоминает о свойствах Карты Мародёров и не проверяет, где находятся Кэрроу. То есть, идя следом за Полумной в Башню Когтеврана, он лезет в ловушку. Правда, у него остаётся его идеальный камуфляж в виде мантии-невидимки.

Но тут глупость допускает Алекто Кэрроу. Она, как я уже говорил, сидит в засаде. Её не видно - во всяком случае, Гарри её не замечает. Но судя по всему, она в это время то ли любуется звёздным небом в окне, то ли считает пролетающих за окнами ворон сов. И совершенно не следит за дверью. Ей известно, что в Башню может пробраться Гарри Поттер. Она, по идее (не слепая же она всё-таки!), должна видеть, что дверь открывается. Она знает, что дверь защищена паролем и открыться просто так (например, от ветра) не может. И она не видит, чтобы в гостинную через открытую дверь кто-то зашёл. Логичный вывод, который Алекто могла бы сделать, состоял бы в том, что в гостинную зашёл некий невидимка (например, под такими же дезиллюминационными чарами, под которыми прячется она сама). Что стоит запустить в сторону двери взрывчатое заклятие? Это сразу же способствовало бы выполнению её задачи: Гарри и Полумна, сбитые взрывом с ног, наверняка бы упали, мантия бы с них свалилась, и бери, как говорится, их тёпленькими. Но Алекто занята чем угодно - только не принимает никаких мер для предотвращения несанкционированного проникновения в башню. То есть - всецело пренебрегает тем заданием, которое она должна выполнять.



Именно такой увидел общую гостинную Когтеврана Гарри Поттер, когда проник в неё



Алекто Кэрроу

А дальше начинается какой-то парад абсурда с тактической точки зрения. Гарри Поттер видит статую Ровенны Когтевран - цель своего путешествия, хочет разглядеть её диадему получше и ... залезает на статую, скинув мантию-невидимку. То есть, Гарри, преступно пренебрегший наличием у него идеального локатора, не проверивший расположение противника, находящийся на территории противника (а значит, по всем параметрам могущий в любую минуту ожидать удара в спину) теперь добровольно отказывается и от своего идеального камуфляжа, полностью демаскируя своё присутствие. Более того: он залезает на возвышение, делая себя ещё более заметным.

Казалось бы, для Алекто - вот идеальный случай выполнить своё задание. Противник предельно подставился. ты его хорошо видишь, он тебя - нет. Точно брошенное в спину Гарри Поттеру заклятие "инкарцеро" или "петрификус тоталус" - и всё, очкарик в твоих руках. Тем более, что палочка у этого малолетнего придурка в кармане. Но что делает Алекто? А она почему-то тоже решает обнаружить своё присутствие. Она вылезает из засады и, даже не попытавшись нейтрализовать Гарри заклятием, начинает его высмеивать: "Так что ты, похоже, беднее последнего нищего, дурак безмозглый!"  А потом, даже не попытавшись хоть как-то обезвредить Гарри, активирует Чёрную Метку, давая знать своим, что задание выполнено. При этом Гарри, пусть и сбитый с ног, сохраняет свободу движения и даже оружие остаётся при нём.

Ну, Гарри-то, предположим, и впрямь ведёт себя как дурак безмозглый. Но ты-то зачем сейчас перед ним обнаруживаешь себя? На минуточку, он - вооружённый противник, и никто тебе не давал никаких гарантий, что в ответ на твой нежный голосок он не выхватит палочку и не залепит в тебя полновесным "остолбенеем" или чем похлеще. Атаковать со спины неблагородно? Но во-первых, в шестом томе мы видели, что Алекто вполне себе атакует со спины, причём того же самого Гарри Поттера. Во-вторых, почему бы вдруг "тёмные" с точки зрения автора персонажи начинают вести себя благороднее, чем "воины света" (как мы вскоре увидим, бойцы Отряда Дамблдора вполне себе атакуют противника со спины). А в-третьих, это война, а не спортивное состязание, и здесь не место для натужного благородства. Если противник тебе подставился - пользуйся этим, иначе твоей ответной оплошностью воспользуется уже он. Для Алекто эта война - уже вторая по счёту, к тому же она как-то умудрялась скрываться от аврората все те 14 лет, что прошли между двумя магическими войнами, и с её опытом допускать такие оплошности непростительно.

Оплошностью Алекто немедленно пользуется Полумна Лавгуд, которая остаётся под мантией невидимкой и потому для Алекто незаметно. И в ту самую минуту, когда Алекто активирует Метку, а Гарри пытается улучить момент, чтобы выхватить палочку, Полумна поражает Алекто заклятием. Слава Богу, хоть кто-то действует в рамках законов тактики! Правда, этот кто-то - девочка 16-ти лет, самый юный персонаж данной сцены, весь её боевой опыт сводится к неудачному для неё сражению в Министерстве Магии. Почему именно и только она в данной сцене не щёлкает клювом - решительно непонятно.



Полумна Лавгуд в боевой позе

Казалось бы, Отряд Дамблдора одержал убедительную победу: Гарри и Полумна полностью выполнили свою задачу, проникли в Башню Когтеврана, нашли изображение диадемы Ровенны Когтевран и детально его изучили, а заодно - обезвредили Алекто Кэрроу, пытавшуюся им помешать. Казалось бы, теперь можно возвращаться в свою штаб-квартиру (в Выручай-Комнату). Но именно в этот момент к противникам Гарри и Полумны прибывает подкрепление, то самое, которое они благополучно проворонили, потому что вовремя не отследили его расположение по Карте Мародёров: в Башне Когтеврана появляется Амикус Кэрроу. Правда, и он ведёт себя как-то странно для опытного бойца. Ему известно, что его сестра находится в гостинной, знает, какое она там выполняет задание и что означает жжение в чёрной метке у него на руке. Алекто не открывает ему дверь, Амикус понимает, что, как говорится, что-то пошло не так, возможно его сестре требуется помощь. Но он почему-то только дёргает дверь и орёт благим матом, привлекая к себе внимание Макгонагалл (на минуточку - бойца противоположной фракции) вместо того, чтобы элементарно воспользоваться своей волшебной палочкой и вынести дверь взрывчатым заклятим (про взрывчатые заклятия брат и сестра как-то синхронно почему-то забыли).

Макгонагалл тоже ведёт себя как-то странно. Как будто она и не дралась с тем же самым Амикусом год назад, как будто не она обратила его тогда в бегство. Она знает, что в башне полно детей, она как учительница несёт за этих детей ответственность, и тем не менее, она почему-то спокойно пропускает в башню заведомого Пожирателя Смерти, пребывающего в явно неадекватном состоянии (что тоже не совсем понятно, учитывая жизненный и боевой опыт Амикуса). Она, будучи не просто бойцом, но одним из лидеров Ордена Феникса, безропотно подчиняется Пожирателю Смерти и всем его требованиям. И даже не пытается оказать сопротивление, хотя, как мы видели в 6-м томе, может.

Амикус проникает в гостинную, видит распростёртую на полу Алекто (Гарри и Полумна к этому времени успели спрятаться под мантию-невидимку). Напомню: он опытный боец, и эта война для него - не первая. И тем не менее, Амикус почему-то путает оглушённую Алекто с мёртвой и начинает нести какой-то бред про "они убили Алекто и смылись". Хотя любой опытный воин с лёгкостью определил бы, мёртв ли лежащий перед ним человек или просто оглушён. Макгонагалл с этой задачей почему-то тут же справляется на счёт "раз". Однако Амикус почему-то даже не пытается привести Алекто в чувство (для снятия заклятия "остолбеней", как мы знаем из четвёртого тома, существует контрзаклятие "оживи") и расспросить её о том, что же тут, собственно, произошло, не пытается выработать совместно с ней какую-то общую линию поведения, вместо этого он начинает лихорадочно соображать, что он будет врать тёмному лорду, когда тот прибудет по вызову Алекто. Опытный боец, не раз бывавший в сражениях, почему-то ведёт себя как младший школьник, застигнутый врасплох за какой-нибудь постыдной шалостью. Ему почему-то и в голову не приходит мысль, что тёмный лорд - опытный легилемент и спрятать от него свои настоящие мысли - задача практически невыполнимая. Ему не приходит в голову даже мысль о том, что прибывший тёмный лорд может просто привести Алекто в себя (тем самым заклинанием "оживи", про которое Амикус почему-то благополучно забыл), и если показания брата и сестры будут сильно разниться, но несдобровать обоим. Прерывает истерику Амикуса только заклятие "круциатус", выпущенное в него Гарри Поттером.



Амикус Кэрроу

Здесь, кстати, ещё одна абсурдность ситуации. Амикус, видя на полу безжизненное тело Алекто, начинает угрожать, что будет пытать заклятием "круциатус" присутствующих тут же в гостинной учеников Когтеврана, пока они не скажут, кто напал на его сестру. А потом и вовсе собирается обвинить этих учеников (детей!) перед тёмным лордом во всей этой ситуации: дескать, напали на Алекто, заставили (?!!! Это интересно, как?) её нажать на чёрную метку, и пусть, дескать, тёмный лорд сам с ними считается, парой детишек меньше, парой больше, какая разница. Понимаю, для чего нужна эта реплика Роулинг: врага нужно показать максимально отталкивающим, и подобное отношение к детям работает на предельно отвратительный образ Амикуса идеальным образом... Если бы не одно "но": присутствующему при этой сцене Гарри Поттеру абсолютно пофиг, что Амикус собрался пытать (а потом - и вовсе выдать на смерть) детей. И Полумну Лавгуд, эту благородную и трогательно преданную своим друзьям Полумну, тоже почему-то абсолютно не волнует опасность, нависшая над её однокашниками. Они никак не пытаются вмешаться. Подобное поведение с их стороны ещё можно было бы как-то понять, если бы они просто покинули башню и поспешили бы к своим: задание выполнено, единственный, кто может им помешать уйти, сейчас здесь и явно неадекватит, значит, надо спасать только что с таким трудом добытую информацию, надо поскорее использовать её по назначению. Такое поведение Гарри и Полумны было бы циничным, но всё же понятным. Однако они не трогаются с места. Они стоят, слушают угрозы Амикуса по адресу учеников, но ничего не предпринимают.

И только после того, как Амикус плюнул в лицо Макгонагалл, Гарри почему-то вспоминает, что он - благородный герой и решает вмешаться. Правда, делает он это как-то странно с точки зрения тактики. Он скидывает с себя мантию-невидимку (то есть, обнаруживает своё присутствие перед Амикусом точно так же, как до этого перед Алекто), более того - произносит гневную тираду: "А вот это Вы сделали зря!" - точно давая противнику время заметить его и приготовиться к отпору. И только после этого произносит: "Круцио!"

У меня простой вопрос: почему Амикус, которому, вообще-то, точно так же, как и Алекто, дан приказ поймать Гарри Поттера, считает ворон? Пока Гарри, стоя без мантии, произносит свой продуманный монолог, Амикус имел полную возможность залепить в него тем же самым заклятием "остолбеней", которым только что вывели из строя его сестру. Но Амикус почему-то не атакует Гарри (вооружённого врага!), он даже не пытается почему-то поставить щитовые чары. Он принимает на себя круциатус как ребёнок, которому дали соску. Опытный боец, прошлая встреча с которым едва не закончилась для Гарри гибелью!



Гарри атакует Амикуса Кэрроу

Кстати, кто-нибудь сможет мне объяснить, почему у Гарри подействовал "круциатус"? В пятом томе он при схожих обстоятельствах атакует Беллатрису Лестрейндж. И заклятие не действует, Беллатриса только смеётся над Гарри. Между тем, она только что убила Сириуса Блэка - единственного оставшегося в живых родного для Гарри человека. И тем не менее, праведного гнева, владеющего юным Поттером, оказывается недостаточно, и Белла сама ему об этом говорит. А тут Амикус никого не убил и даже не поранил, единственное, что он сделал - это плевок в физиономию школьной учительнице, которая никогда не была для Гарри особо любимой и которая, строго говоря, своим терпильством вполне заслужила подобного отношения. И на тебе - в Амикуса летит полновесный "круциатус", который почему-то действует, хотя мотивы у Гарри те же самые, что и в пятом томе - праведный гнев.

В общем, вся сцена в Башне Когтеврана - от начала и до конца глупая и нелогичная. Обе стороны в этой военной операции, вроде как, осознают свою цель и прекрасно мотивированы бороться за её достижение, но почему-то действуют вопреки всякому здравому смыслу, бестолково подыгрывают и подставляются друг другу, а положительные герои выходят победителями исключительно потому, что так было нужно автору, а не потому, что их победа предопределена самой логикой сюжета.

Конечно, я понимаю, для чего Роулинг именно так выстраивает данную сцену. Примени Алекто против Гарри какое-либо заклинание из засады, Гарри считался бы побеждённым по всем правилам. А это означало бы, что законной владелицей Бузинной Палочки стала бы Алекто, а не Гарри. Потом Полумна победила бы Алекто (эта её победа никаким законам тактики, как я только что писал, не противоречит), и права на Бузинную Палочку перешли бы к ней. А это полностью опрокидывалу ту эффектную концовку, которую Роулинг задумывала изначально. Но если для того, чтобы обеспечить заранее задуманную концовку, писательнице понадобилось делать сцену в Башне Когтеврана столь абсурдной и нелогичной, то встаёт простой вопрос: а не лучше ли было вообще как-нибудь без этой сцены обойтись?

Культурология, Гарри Поттер

Previous post Next post
Up