"Фронтир и Дикий Запад" - о том, как маленькое недоразумение привело к большому кровопролитию

Dec 24, 2021 13:35

Эта история произошла в самом конце XVIII века на севере Тихоокеанского побережья Северной Америки, где ныне Канада граничит с Аляской, а в те далёкие времена жили только племена индейцев - тлинкитов, атапасков и небольшая народность хайда, язык которой сегодняшние лингвисты считают самостоятельной языковой группой. История, столь же нелепая, сколь и типичная для американского Фронтира, как по мотивации персонажей, так и по кровавым последствиям. Я наткнулся на неё на Яндекс-канале "Фронтир и Дикий Запад", оригинал здесь.

Все началось с того, что в один из погожих деньков "бабьего лета" 1789 года матросам с торгового шлюпа "Леди Вашингтон" вздумалось устроить постирушки, пока их судно стоит на якорной стоянке в бухте острова Энтони напротив деревушки Сканг Гваай, населенной индейцами племени хайда. Судном командовал бывший американский капер Джон Кендрик, он бороздил прибрежные воды северо-западного побережья Америки, выменивая у туземцев шкурки морской выдры на товары белого человека.



Торговля экипажа "Леди Вашингтон" с индейцами хайда

Американцы впервые посетили удобную бухту острова Красной Трески (который белые на своих картах окрестили островом Энтони) в 1787 году, и с тех пор, каждый раз когда сюда заходило торговое судно под звездно-полосатым флагом, индейцы со всего острова стекались к Сканг Гваай, чтобы обменять свои меха на железные изделия и ткани. В тот день, когда матросы "Леди Вашингтон" устроили стирку, тоже шла бойкая торговля и шлюп посетило множество мужчин, женщин и детей хайда.

После окончания торгового дня капитану Кендрику доложили, что пропало несколько личных вещей матросов, а также часть белья повешенного на просушку, в том числе льняное, нижнее белье капитана. С пропажей матросских манаток еще было можно примириться, ведь иногда Кендрику удавалось выменять одно железное зубило на шкурки каланов стоимостью 8000 еще тех, полновесных долларов 1789 года, но вот пропажа собственных подштанников требовала возмездия.

На следующий день, когда на борт "Леди" с целью торговли поднялась группа хайда во главе с вождями Коя и Скулкинансе, Кендрик зычным голосом проорал команду: "Схватить вождей!". Вожакам индейцев скрутили руки, а их сопровождение было оттеснено к борту и взято под прицел мушкетов. Следующим приказом капитана было отнайтовать одно орудие с палубы и привязать к освободившимся металлическим кольцам-рымам двух вождей. Теперь, когда важнейшие люди деревни Сканг Гваай были у него в заложниках, Кендрик мог диктовать свои условия.

Он приказал вернуть все похищенное без каких-либо дополнительных условий. Вожди кивнули своим людям и все целые, украденные вещи были возвращены в течение недолгого времени. Капитан поразмыслил, что грех не воспользоваться такой покорностью хайда и приказал доставить на борт судна все меха, что есть в деревне, в обмен на вождей. И это условие было тоже исполнено.

Опьянённый вседозволенностью и примерным послушанием индейцев, Кендрик решил напоследок покуражиться над беззащитным вождем Коя. Он разрисовал его обидными рисунками, повязал вокруг шеи "пеньковый галстук", а потом велел влепить вождю несколько горячих и пинком отправить за борт. Потом шлюп снялся с якоря и возобновил свой торговый вояж, а вслед ему с галечного пляжа острова Красной Трески смотрел в бессильной злобе избитый и опозоренный вождь Коя.

Прошло два года. 16 июня 1791 года "Леди Вашингтон" под командой все того же Джона Кендрика вновь появилась у острова Энтони. Как и два года назад весть о прибытии белых торговцев разнеслась по острову и к "Леди" через бухту потянулись индейские пироги с грузом мехов, но никто из белых не обратил внимания на тот факт, что в экипажах пирог не было на этот раз ни женщин, ни детей.

Хайда то по одному, то по двое поднимались на палубу корабля, пока их число более чем в два раза не превысило число американской команды (примерно 50 против 20). Был среди них и вождь Коя. После своего позорного плена, он потерял часть авторитета, но сейчас у него был шанс вернуть все утраченное и с большим прибытком. Коя сделал вид, что не помнит зла и затеял горячий торговый спор с капитаном, пока воины хайда заполоняли палубу.



Индейцы племени хайда в боевой экипировке

Главный канонир "Леди" почувствовал что-то неладное и пытался сообщить Кендрику о том, что неплохо бы принять меры предосторожности или хотя бы взять из капитанской каюты ключи от оружейного ящика. но был послан к морскому черту, капитан был слишком занят обсуждением выгодной сделки. Вскоре Кедрик горько пожалел о своей надменности.

По тайному знаку Коя воины хайда достали из под одежды ножи и дубинки и набросились на корабельную команду. Исход короткой стычки был предрешен, на тесной палубе судна оказалось вдвое больше индейцев, чем американских матросов и офицеров, к тому же рядом с бортом "Леди" в пирогах сидело еще около сотни воинов.

Всех американцев, кроме капитана, загнали под верхнюю палубу корабля, предварительно сорвав с них шляпы, яркие матросские, шейные платки и прочие блестящие безделушки. Потом индейцы с радостными криками обшарили квартердек и свалили все трофеи в большую кучу на палубе. В числе всего прочего в этой куче на видном месте лежала связка ключей, среди которых был и ключ от оружейного ящика, однако, индейцы не догадывались о назначении этого предмета.

Сейчас настала очередь Коя торжествовать над поверженным врагом. Под аккомпанемент победной песни своих воинов он гордо выступил одной ногой вперед и издевательски проорал Кендрику на ломаном английском: "Теперь вставь меня в свою пушку!" Капитан, заметив ключи, решил добыть их во чтобы то ни стало. Переключившись с режима "белый господин" на "коварный бледнолицый", он стал выторговывать у Коя ключи и всего один, малюсенький такой, никому не нужный ящик.

В этот момент на волне триумфа резко поглупел сам Коя. Вождь решил, чтобы свидетелями его победы и мести стало как можно больше людей и в деревню было послано несколько пирог за женщинами и детьми. Пока суть да дело, пленные сообщили Кендрику из-за палубной решетки, что в трюме нашлось несколько тесаков, топоров, мушкетов и пистолетов с зарядами. Капитан приказал ничего не предпринимать, пока он не крикнет "все за мной".

Когда на борт поднялись женщины и дети, к Коя вернулась часть его разума и он забеспокоился слишком уж смирным поведением пленников. Вождь оттолкнул Кендрика, стоявшего у входа в палубный люк и полез в полутьму нижней палубы. Капитан, смекнув, что более походящего случая может не представиться, прыгнул на спину Коя. В следующее мгновение бывший капер чуть не напоролся на нож вождя, который был готов к чему-то подобному. На шум из темных углов нижней палубы стали появляться вооруженные матросы и Кендрик закричал: "Follow me!".

Коя бросился наверх, а вслед за ним неслась команда "Леди Вашингтон". Несколько выстрелов и ударов топорами отогнали индейцев от кучи трофеев, Кендрик подхватил связку ключей, а матросы расчистили ему путь к оружейному ящику. Вооружившись как следует, команда начала жесткую зачистку корабля так, что раненные и покалеченные хайда посыпались за борт, как тюлени.

Впереди штурмовой группы шел сам капитан с абордажной саблей в руке. Когда на его пути повстречалась разъяренная индианка, которая призывала мужчин быть храбрыми, встать и сражаться, то он хладнокровно взмахнул лезвием и кисть женщины полетела в море, а за потерянной конечностью прыгнула и сама индианка, спасаясь от гнева бледнолицего. Кендрик не дал ей ни одного шанса, он взял заряженный пистолет у матроса и добил свою жертву в воде.

Одним из пострадавших в этом избиении стал вождь Коя. Он перевалился через борт с пулей в спине и тяжело грохнулся на дно пироги. Должно быть в этот момент ему было очень обидно и тоскливо, он не только во второй раз был опозорен, но и стал свидетелем, как на палубе "Леди Вашингтон" были убиты его жена и двое детей.

Как только судно было очищено от индейцев, Кендрик приказал открыть по пирогам артиллерийский огонь, а потом спустить шлюпки и добить спасавшихся вплавь индейцев. Когда над бухтой Красной Трески полностью рассеялся пороховой дым, на волнах качалось около 40 тел погибших индейцев. На следующее утро хайда под угрозой бомбардировки деревни отдали не только награбленное, но и вообще все ценное, что у них было.



Реконструкция деревни Сканг Гваай в 1790-х годах, автор Гордон Миллер.

Коя, униженный и растоптанный, остался переживать свое горе и позор на острове, а Кендрик уплыл в закат, чтобы стать легендой среди торговцев мехом и истребителей индейцев. В последствие его именем назовут несколько географических объектов на Тихоокеанском побережье США и Британской Колумбии.

Но и это еще не все. После двойного поражения от Кендрика, которое привело к гибели множества соплеменников и потере имущества, Коя был низложен и переведён в статус ахико - простолюдина. Некоторое время он был просто раздавлен и представлял собой жалкое зрелище, но был выведен из ступора своим другом, вождем Скулкинансе. После участия в нескольких успешных набегах на материк против традиционных индейских противников, Коя снова стал считаться вождем.

В 1794 году в проливе Бочка у южной оконечности архипелага Хайда-Гуай (куда входит упоминавшийся выше остров Энтони) бросил якорь американский торговый бриг "Ино" с 11 чел. экипажа под командой капитана Саймона Меткалфа. Это был человек точно такой же породы как и Кендрик, жестокий и властный. Меткалф с юности готовился к карьере торгового моряка, но большую часть жизни провел на американском фронтире в качестве торговца и землемера. После Войны за независимость США он занялся торговлей в Тихом океане. В 1789 году Меткалф высек гавайского вождя за незначительный проступок, а когда гавайцы убили в отместку одного человека из его экипажа, то организовал карательный акт возмездия, учинив резню в Оловалу, во время которой погибло 100 туземцев разного пола и возрастов. В 1794 году он обратил свое внимание на северо-западное побережье Америки.

На борт "Ино" поднялись вожди хайда Кумшева, Горящий Глаз и наш старый знакомец Коя. Возможно, Коя почувствовал в Меткалфе ту же черную злобу алчного торгаша, что и в капитане Кендрике, и в один из торговых дней на "Ино" поднялось больше мужчин чем женщин. В быстрой расправе погиб весь экипаж брига за исключением 1 матроса, который спасся на топе грот-мачты. Его сделали рабом и он целый год выполнял черную работу, пока его не выкупили английские торговцы.



Военная пирога индейцев хайда

В этом же году Кумшева и Коя взяли на абордаж американскую шхуну "Резолюшн". Два успешных захвата положили начало пиратским действиям хайда. Коя стал одним из самых удачливых индейских пиратов, на чьем счету числилось участие и организация 4 успешных захвата. Его карьера ничем не отличалась от карьеры пирата на Карибах, т.е. была такой же яркой, прибыльной, но не долгой. Имя Коя перестает упоминаться после неудачного абордажа американского шлюпа "Юнион" в 1795 году.

Что касается Джона Кендрика,то он погиб 3 декабря 1794 года нелепой смертью на борту "Леди Вашингтон", когда бриг стоял в гавани Гонолулу на Гаваях. В тот день три судна британской, торговой экспедиции (Баттервортская эскадра 1791 - 1795 гг.) салютовали в честь победы местного королька Каланикупуле в междоусобной гавайской войне.

По первой версии одна из английских пушек была по ошибке вместо холостого заряда заряжена картечью, которая разнесла в щепки борт "Леди", а также перебила немало народу, в т.ч. и капитана. А по второй версии голову Кендрика пробил орудийный пыж, вылетевший из пушки при салютовании. Якобы британское и американское судно стояли очень близко к друг другу, и поэтому это стало возможным.

И, как водится, несколько слов от хозяина блога. Согласитесь, воровство подштанников - дело в XVIII столетии мелкое и практически обычное. Да, создалась конфликтная ситуация, да, виноваты в ней были индейцы, но разрулить эту ситуацию ничего не стоило. Хайда были заинтересованы в продолжении торговли с бойким американским капитаном не в меньшей степени, чем сам Кендрик, получавший от этой торговли баснословные барыши. Ведь именно через Кендрика они получали ружья, пули и порох, необходимые им для охоты и военных походов против соседних племён (не менее воинственных, чем хайда). Кендрику достаточно было бы просто пригрозить, что он больше не вернётся в Сканг Гваай, если ему не вернут краденые вещи - и бьюсь об заклад, что Коя и Скулкинансе сами вернули бы всё назад, и ещё долго упрашивали бы "большого белого господина", чтобы он взял свои вещи и не сердился. Но Кендрик повёл себя точь-в-точь как стереотипный задорновский тупой американец, ему непременно нужно было доказать "этим дикарям", кто здесь "главнюк". И он пошёл на действия, которые любым международным судом в наши дни однозначно были бы квалифицированы как военное преступление - на захват заложников, ограбление мирной, в общем-то, деревни, а потом - и на резню, вполне тянущую на акт геноцида. И то, что после погрома, учинённого Кендриком, индейцы Коя вышли на тропу войны и принялись захватывать все проходившие мимо американские суда без разбору - только логично, ибо действия Кендрика они не могли расценить иначе, чем как официальное объявление войны.



Ещё немного индейцев хайда вам в ленту.

С другой стороны Коя и его люди в этой истории действуют как типичные язычники, плохо понимающие, что такое свобода человеческой воли, да и вообще не рассматривающие человека в качестве самостоятельной единицы. С их точки зрения в преступном поведении одного американца повинными становились оптом все, кто имел такой же цвет кожи, носил такие же мундиры и плавал под таким же флагом. И раз уж не получилось разделаться с Кендриком, Коя посчитал себя вправе сводить счёты за его грехи с совершенно посторонними людьми, ни сном, ни духом не ведавшими о том, что произошло на борту шлюпа "Леди Вашингтон".

Это не только к вопросу о том, к каким страшным последствиям приводит стремление некоторых деятелей непременно самоутвердиться за счёт более слабого. Это ещё и к вопросу о том, что такое язычество. И к вопросу о причинах, по которым христиане проявляли к язычеству самую яростную нетерпимость. 

История США, Век восемнадцатый, Индейцы

Previous post Next post
Up