Всех православных - с Рождеством Христовым!

Jan 07, 2022 20:22

Всех православных христиан, которые читают этот текст, поздравляю с Рождеством Христовым! С днём, когда Бог и Творец мира, Царь царей и Господь господствующих, во имя Своей Любви к падшему человечеству не просто сошёл на землю, но всецело вочеловечился, неслиянно, но и нераздельно соединив Своё Божественное Естество с человеческим. Причём воплотился Он в облике немощного младенца из семьи явно небогатого и престарелого плотника, чтобы до конца испить чашу человеческих страданий. Бог становится всецело человеком - чтобы дать человеку возможность стать богом. Бог стал человеком, чтобы дать человеку возможность войти в радость Господа своего.



О Рождестве Христовом, о его смыслах сказано многое. Сегодня хотелось бы остановиться вот на чём. Как часто мы говорим Богу в тяжёлых для нас обстоятельствах: "Господи, где Ты был, когда..." - и дальше следует пересказ того или иного пережитого нами кошмара. И как часто за этим "риторическим" вопросом следует безапелляционный вывод: раз мне тогда-то и тогда-то довелось пережить те или иные трагические обстоятельства, значит, и Бога нет, и молиться некому.

И вот здесь самое время вспомнить историю Рождества. Напомню, что пресвятой Богородице и Иосифу Обручнику в Вифлееме, куда они пришли ради участия в затеянной римскими властями переписи населения (респект кодофобам, более всего на свете боящимся, что государство их посчитает!), не нашлось места в гостинице. На минутку: Пречистая Дева в этот момент находилась на последнем месяце беременности. Вот просто представьте себя беременной женщиной на последнем месяце, которая посреди зимы вдруг оказывается перед перспективой ночевать под открытым небом! Как просто было бы ей возопить: "Господи, если мой Малыш - действительно Твой Единородный Сын, почему Ты не защитишь Его?" И как просто было бы, не получив ответа на этот вопрос, решить, что видение Ангела, благовестившего ей о грядущем Рождестве Спасителя было всего лишь дурным сном...

А далее Святое Семейство находит себе приют в пещере - фактически в загоне для скота. Именно там, в загоне для скота, и появляется на свет Христос Спаситель, Воплощённый и Вочеловечившийся Бог, и кормушка для скота служит Богомладенцу колыбелью. Вот скажите: неужели Бог, Творец Мирозданья и Повелитель Стихий не мог сотворить на земле достойные царские чертоги для Самого Себя и населить эти чертоги сонмами ангелов для услужения? Конечно мог. Но Он этого не делает. Почему? Чтобы понять это, нам необходимо поставить Рождество в контекст Пасхи. Христос приходит в мир не для того, чтобы воцариться над ним и потом с помощью мудрых законов направить заблудившееся человечество к истине и спасению. Нет, Он приходит, чтобы пострадать во искупление наших грехов, добровольно отдать Себя на смерть и потом воскреснуть из мёртвых, проложив Собой людям путь на Небеса. Чтобы это стало возможным - Христос вынужден скрывать Свою Божественность. Потому и рождается Он на земле в семье бедного престарелого плотника, которому даже нет места под крышей в городе, где его предки некогда были царями, рождается вдали от людей и находит Себе первое прибежище в кормушке для скота.



Богородица с новорождённым Спасителем в пещере.
Поклонение пастухов.

А далее царь Ирод, услышав о Родившемся Царе Иудейском, начинает бояться за свою власть и в конце концов приказывает истребить всех мальчиков от двух лет и младше в Вифлееме и его окрестностях. И если бы ангел Господень своевременно не предупредил Иосифа, Голгофская Жертва не состоялась бы. Так решение, принятое Господом в бесконечной Его премудрости и в столь же бесконечной любви к падшему человечеству, решение скрывать от людей Свою Божественность с первых же дней жизни Спасителя оборачивается для Него гонениями и лишениями.

Конечно, Христос Спаситель - Бог, и как Бог Сам не может сомневаться в Собственном Бытии. Однако история Рождества, как мы только что видели, открывает нам в Боге два чрезвычайно важных качества. Первое - это то, что Бог премудр, гораздо мудрее, чем человек может себе представить. Во-вторых, Бог готов на крайнюю степень смирения, самоумаления и самопожертвования "нас ради человек и нашего ради Спасения". Он безропотно сносит страдания (как впоследствии снесёт и мучительную казнь на Кресте), если это необходимо для спасения человечества.



Пресвятая Богородица, Богомладенец Иисус и Иосиф Обручник бегут в Египет,
спасаясь от преследований царя Ирода

А теперь, вооружившись этим знанием, попробуем обратиться с ним к нашим житейским трудностям. Мы можем быть уверены, что постигшее нас то или иное страдание попущено нам не ради нашего же спасения? Или, скорее, мы можем быть уверены в обратном? Конечно, сейчас мы смысла своих страданий не видим и до конца не понимаем. Но потом этот смысл нам так или иначе окажется открыт, и тогда мы, пожалуй, возблагодарим Бога за ниспосланные нам страдания в контексте того результата, который получим. Может быть, обстоятельства только кажутся нам отчаянными, а Бог в Своей бесконечной премудрости видит их иначе? Стоит ли нам в свете такого знания сомневаться в бытии Божием, столкнувшись с житейскими трудностями? Или стоит, по завету церковных песнопений, "всякое житейское отложить попечение", возложив заботу о нём на Любящего нас Царя царей, Которому виднее, как и когда избавить нас от страданий?

И да, то, что мы пережили некие действительно отчаянные обстоятельства, доказывает не отсутствие Бога, а как раз таки Его реальность. Только акцент следует делать не на "отчаянных обстоятельствах", а на слове "пережили". Не будь в эти минуты Бог рядом с нами, мы точно совершенно не пережили бы этих минут. Мы бы погибли под тяжестью навалившейся на нас беды. Но Бог, Которому слава, честь и поклонение ныне и вовеки, не позволил нам погибнуть.

Не будем же колебаться и сомневаться в нашей вере, возлагая на Господа Спасителя все свои невзгоды. В конце концов, Родившийся в Вифлееме Богомладенец страдал в пору Своей земной жизни гораздо раньше, чем мы появились на свет, и бьюсь об заклад - гораздо сильнее. В день Святого Христова Рождества хочется пожелать всем крепкой веры и неоскудевающей надежды. Тогда и на нас исполнятся слова рождественского песнопения: "Аще на Него надеяся буду, будет мне во освящение, яко с нами Бог! И уповая буду на Него, и спасуся Им, яко с нами Бог!"



Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Рождество, Православие, Наши праздники

Previous post Next post
Up