Алексей Ивакин. Почему Гэндальф не колдун?

Feb 05, 2013 20:48

Оригинал взят у selestin_a в Понравилось...

Оригинал взят у ivakin_alexey в Почему Гэндальф не колдун?

Действительно, а как колданул бы и кольцо всевластия в кратер само свалилось. Что, орлы не могли его скинуть в Ородруин? Без всяких анабасисов Фродо и Сэма? Где файерболы, где пропасти, поглощающее толпы гоблинов и урук-хаев? Что, наш Гэндальф способен только на фокусы, типа фейерверков на дне рождения?

Дело в том, что Гэндальф не простой волшебник.

Гэндальф - ангел.






Но не тот пухлощекий младенчик времен эпохи Ренессанса. К слову сказать, ту эпоху надо бы назвать эпохой Ренегадства. Это не описка. Именно гаДства. Это эпоха чумы, сект, войн и костров. Это борьба протолиберализма с традицией. Что такое «протестантизм» Лютера в исконном его виде? Как хочу - так и верую, остальных на костер. Из эпохи возрождения гнилья вырос всепожирающий Ваал англо-саксонского потребительства. Оттуда идут и гей-парады, и прочие эвтаназии головного мозга. На смену христианскому рыцарю пришел псевдохристианский торгаш.

А ведь изначально, ангел - это воин. Воин в исконной ортодоксальной древнехристианской традиции.  Война до человеческой истории: это война Божьих Воинов с армией Несущего Свет.

Ангелы Господни - Михаил, Гавриил - это воины. Суровые архистратиги. В броне и с мечами.



Архангел Михаил. Современная икона.

Ни Толкиена, ни Честертона, ни Льюиса - не устраивали жирные младенцы.

Метатрон - глас Божий - от шепота его сходили с ума народы. Младенчик?

Собственно говоря, никто и никогда не сомневался в том, что Толкиен христианин. И писал он в христианской традиции. Средиземье - мир без Пришествия Христа. Дочеловеческий мир.

Образ Светлого Сарумана в Сияющих Одеждах - вот он, Люцифер, падающая звезда. И он все еще бродит среди нас.

А Гэндальф?

А он ангел-хранитель Братства кольца.

А кто такой - ангел-хранитель?

Все просто. Оглянитесь на свою жизнь. Сколько было ситуаций, из которых мы спаслись чудом? Причем, это касается не только угрозы жизни. Но и угрозы душе.

Как-то я беседовал с одним интересным человеком… Однажды он влюбился. Будучи глубоко женатым: двое детей. А вот влюбился и все тут. И вот решился оставить семью. Вышел от любовницы, сел в машину и поехал домой, сообщить жене о предстоящем разводе. Ну и «Камаз» влетел в «Фольксваген» его. Машина всмятку. Он еле жив. Из несломанных костей были только ушные, наверно. Из неотбитых органов - только прямая кишка, да и та кривой стала. В сознание пришел через две недели. Все эти две недели рядом с ним была жена. А любовница даже пальцем не пошевелила. Кое-как выкарабкался. Через год ходить научился. В туалет. И вот через год и выяснилось, что та любовница была «черной вдовой». Разводила мужиков на семьи, квартиры, машины, а потом переписывала имущество на себя, мужиков же травила.

Тяжело ему дался тот год. И физически, и морально. Каково это: кормиться с ложечки обманутой тобой подруги?

Охранять - это не сдувать пылинки. Охранять, это прописывать волшебные пендели. И чем больше косяк, тем больше пендель

Ангелы… Они охраняют тебя, а не твою жизнь. А это разные вещи. А еще у них очень своеобразное чувство юмора. Нет, не такое как в диком юмористическом фентези.

Вот именно такой Гэндальф и есть.

Именно поэтому он не кидается файерболами. Ты сам должен сделать. Начиная от того, чтобы развести костер, заканчивая тем, чтобы донести свое Кольцо до своего Ородруина. И вмешается - впрямую -  он только тогда, когда ты никак не сможешь себя спасти. Когда зло идет извне, а не изнутри.

Когда он убил Балрога, например.



Поединок Гэндальфа с Балрогом.
В детстве я около месяца ходил под впечатлением от этой сцены.

Он не слуга - сделай мне яишню! Он не Хоттабыч - принеси мне банкомат, набитый содержимым по самую щель. Он не маг  - убей того, того и вот еще этого гаишника.

Он - охранитель, а не джинн.

В руках его огненный меч, а не игрушечный лук. И меч этот может прилететь по твоей башке.

Да, человек - царь природы. В христианстве человек именно царь. Ангелы же его вассалы. Но не исполнители желаний

А царь… Это не бесхребетный мешок с кишками. Это первый из воинов, если изначально.... И твой личный Гэндальф отречется от тебя, если ты царем-цесарем быть перестанешь.

Ты свободен, человече.



Фродо с кольцом. На его лице - выражение мучительной внутренней борьбы

А потому: сам давай файерболы свои метай. (А гранатомет эффективнее, да)

И сам за последствия отвечай.

От себя.
Насчёт ренеГАДства - действительно не бровь, а в глаз. И с миссионерской точки зрения трактовка образа Гэндальфа - выигрышная. Я сам, когда читал, не мог отделаться от мысли, что Гэндальф - скорее, священник-старец, нежели маг. Но по факту мне кажется, что у Толкина всё гораздо проще - так, как объяснял оторопевшему премьер-министру Корнелиус Фадж в "Гарри Поттере": "Всё дело в том, что и наши враги тоже умеют колдовать". Гэндальф, конечно, мог колдануть кольцо с глаз долой в Ородруин. Но тёмный лорд Саурон наверняка это почувствовал бы и попытался с помощью магии кольцо перехватить. И ещё неизвестно, чья магия одолела бы - Гэндальфа или Саурона...
И тут очень удачно появляются хоббиты. Наглядное пособие по Евангельским заповедям блаженства. Их кротость и беспомощность даёт им ту власть уничтожить кольцо, которой нет у Гэндальфа - ибо они под покровом Того, Кого Толкин целомудренно не называет, но Кто незримо присутствует в сюжете, направляя его к счастливому концу.

Православие, Культурология, Толкин

Previous post Next post
Up