20 мая сего года исполнилось ровно 105 лет со дня рождения Алексея Петровича Маресьева (1916 - 2001) - прославленного лётчика-аса, ветерана Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза. Алексей Маресьев известен в первую очередь тем, что в ходе боёв 1942 года потерял обе ноги, но сумел научиться управлять самолётом на протезах и снова вернулся в строй.
Герой Советского Союза Алексей Маресьев
Будущий ас родился в разгар Первой Мировой войны, 20 мая 1916 года в городе Камышине (ныне - в Волгоградской области РФ), в семье солдата-фронтовика. Отец вернулся с фронта спустя три года, совершенно подорвавшим своё здоровье, и вскоре умер. Матери пришлось поднимать сына одной. Екатерина Николаевна Маресьева была женщиной работящей и с детства приучала своих сыновей - у Алексея Петровича были два брата - к труду, честности и справедливости. Окончив 8 классов, Алексей поступил в ФЗУ и приобрёл специальность слесаря. В первой половине 1930-х годов он подал заявление в Московский авиационный институт (видимо, уже тогда задумывался о том, чтобы связать судьбу с авиацией), однако результата вступительных экзаменов не дождался - молодого рабочего захватила романтика великих строек. В 1934 году он уезжает на Дальний Восток - возводить город Комсомольск-на-Амуре. Там, правда, не расстаётся с мечтой об авиации - занимается в аэроклубе.
Службу в армии будущий Герой Советского Союза начал в 1937 году в качестве авиационного техника на Сахалине, в составе морского пограничного отряда (отряд имел свою авиацию). После увольнения со срочной службы Алексей Петрович поступает в Батайскую авиационную школу пилотов, которую благополучно заканчивает к 1940 году. Судя по всему, учился он отлично, так как после окончания училища его оставляют лётчиком-инструктором. Запомним это обстоятельство, оно нам ещё пригодится.
Когда грянула Великая Отечественная война, Алексей, как и многие его сверстники, начал проситься на фронт. Ходатайство было уважено, и уже 23 августа 1941 года, в районе Кривого Рога (Украина) Маресьев
совершил свой первый боевой вылет в составе 296-го истребительного авиаполка на Южном фронте. Лётчики летали на штурмовку наземных целей - укреплённых вражеских позиций, которые расстреливали на бреющем полёте из пулемётов. Задача крайне опасная для небронированных истребителей, но в 1941 году нужная техника не всегда оказывалась под рукой у командования, приходилось использовать то, что имелось.
Алексей Маресьев на аэродроме
В 1942 году Маресьев участвовал в боях под осаждённым Ленинградом, находясь на Северо-Западном фронте в составе 580 истребительного авиаполка. И там сбил свой первый вражеский самолёт - военно-транспортный "юнкерс" Ju-52. Шли бои
за Демянский выступ. Между озёрами Ильмень и Селигер в Новгородской области развернулось ожесточённое сражение. Красной Армии удалось взять в кольцо немецкую группировку численностью около 95 тыс. чел. Однако, окружённая немецкая группировка не сдавалась, так как получала снабжение по воздуху. Это-то снабжение и должны были нарушить истребители 580-го авиаполка. Один из таких транспортных самолётов, везших припасы окружённым захватчикам, и уничтожил Маресьев.
К концу марта Алексей Петрович довёл свой счёт до 4-х вражеских самолётов. А 4 апреля 1942 года его самолёт был подбит над Демянским выступом. Алексей Петрович в тот день имел задание прикрывать советские штурмовики, атаковавшие немецкий аэродром. Штурмовики неожиданно подверглись атаке истребителей противника. Маресьев вступил в бой с вражескими самолётами, но увлёкся погоней и попал в "двойные клещи": четыре немецких истребителя окружили его самолёт и повели на свой аэродром. Маресьев попытался вывернуться и уйти, но был сбит.
Самолёт Алексея Петровича рухнул на оккупированной врагом территории. При падении лётчик сильно повредил ноги, ступни оказались практически полностью раздробленными. 18 дней через лес Маресьев пробирался к своим. Пока были силы - щёл, потом оставалось только ползти. В любую минуту лётчик мог нарваться на немецкий патруль, уйти от которого у него не было бы никаких шансов. В конце концов Алексея Петровича обнаружили мальчишки из деревни Плав (в некоторых источниках ошибочно пишут: "Плавни"). Жители этой деревни спасли советского лётчика - подобрали, спрятали, выкормили. Вскоре деревня была освобождена советскими войсками, и раненого Маресьева, ноги которого оказались не только раздроблены, но и сильно обморожены, вывезли в тыл. В госпитале началась мучительная борьба врачей за то, чтобы сохранить здоровье герою. Увы, врачи - не чудотворцы. Ноги спасти не удалось, из-за начавшейся гангрены их пришлось ампутировать.
Алексей Маресьев выбирается к своим. Апрель 1942-го.
На первых порах Маресьев впал в отчаяние. Мы не вправе осуждать его за это - герои тоже люди со своими человеческими слабостями. А Алексей Петрович всю жизнь мечтал о небе. Он любил летать, а теперь к этому его стремлению добавилось страстное желание бить подлых захватчиков, о зверствах которых на оккупированной территории он много наслушался от крестьян. К тому же в тылу у Алексея Петровича оставалась любимая девушка. Как-то она примет известие, что её жених стал безногим калекой? Положение спас раненый комиссар, оказавшийся соседом Маресьева по палате. Ему удалось "зажечь" молодого лётчика рассказом о его коллеге - герое Первой Мировой войны, научившемся летать на протезе собственного изготовления. Маресьев начал тренироваться, укреплять мускулатуру - сначала лёжа в кровати, потом, когда получил протезы - начал осваиваться на них. С помощью стула и линейки он сделал себе примитивный тренажёр, на котором заново учился управлять самолётом. Тренировки, тренировки, нескончаемые тренировки. Обрубки ног, едва зажившие после операции, стирались в кровь, но Маресьев не щадил себя. Он знал - это единственный для него шанс вернуться на фронт. Единственный шанс бороться за Родину дальше, защищать тех детишек, которые подобрали его, почти бесчувственного, в лесу, ту женщину, которая не пожалела для него заколоть свою последнюю курицу. Защищать свою любимую, так и не знающую пока, что с ним приключилось. И миллионы таких же мирных граждан, в чью размеренную и в общем благополучную жизнь столь безжалостно ворвалась война.
Алексей Маресьев тренируется
Комиссия за комиссией. Отказ за отказом. Врачи переводят Маресьева в глубокий тыл - чтобы беспокойный лётчик даже помыслить не мог о возвращении в армию. Но и там Алексей Петрович продолжал тренироваться. Он выучился не только ходить на протезах - он бегал и танцевал на них, несмотря на адскую боль, и в конце концов добился своего. Ему
разрешили заново учиться летать в 11-й запасной авиационной бригаде, дислоцированной в городе Иваново. Рассказывают, что когда Маресьев в первый раз поднялся с инструктором в воздух, он не сдержался. Вместо положенных нескольких минут пилотировал самолёт целый час.
- Ноги-то не отморозил? - спросил Маресьева изумлённый инструктор. И ещё более изумился, когда услышал ответ:
- А у меня нет ног. Протезы.
Маресьев в кабине двухместного учебного самолёта
В действующую армию Маресьев вернулся незадолго до Курской битвы. Сражения в воздухе шли жесточайшие. Каждая из сторон стремилась сбросить с неба другую - чтобы её собственная авиация могла беспрепятственно утюжить укрепления противника. Поначалу командир полка берёг Маресьева как местную знаменитость: Алексею Петровичу разрешали подниматься в воздух лишь к моменту возвращения наших самолётов с задания, чтобы прикрывать их при посадке от возможной атаки. Маресьев томился бездействием, и однажды не выдержал - обратился к командиру полка за разрешением идти в бой. Просьбу лётчика поддержал командир эскадрильи Александр Числов - и взял его к себе ведомым. 6 июля 1943 года, на второй день Курской битвы, Маресьев открыл счёт новым воздушным победам, совершённым ужде после ампутации, - сбил на глазах у комэска "мессершмитт Ме Bf-109". После этой победы доверие к Маресьеву в полку резко возросло.
Теперь Алексей Петрович воевал на самолёте Ла-5, бывшем одним из лучших советских истребителей. В воздушных боях над Курской дугой его слава как аса окрепла. Так,
20 июля 1943 года 10 советских истребителей, в число которых входил и самолёт Алексея Маресьева, принял бой против 20 бомбардировщиков врага "юнкерс Ju-87", которых прикрывали 24 истребителя "фокке-вульф FW-190", считавшихся одной из лучших немецких машин Второй Мировой войны. Превосходство врага в численности было более, чем четырёхкратным - и в ходе этого боя 13 немецких самолётов было уничтожено, причём 2 "фокке-вульфа" сбил лично Маресьев. В этом же бою Маресьев спас жизни двум советским лётчикам: в отличие от асов Геринга, русские авиаторы всегда соблюдали неписанный закон: сам погибай, а товарища выручай.
Маресьев в воздушном бою
Самолёт Ла-5, на котором воевал А.П. Маресьев
Всего же за время войны Маресьев совершил 87 боевых вылетов, в ходе которых сбил 11 самолётов врага, из них 4 - до ранения, и 7 - уже после возвращения в строй. Без ног. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года Алексею Петровичу Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
В июне 1944 года, когда Красная Армия громила и теснила немцев по всем фронтам, и грядущая Победа начала уже просматриваться довольно отчётливо, командованию
удалось уговорить Маресьева вернуться на преподавательскую работу. Не забыли, что он до войны уже успел поработать лётчиком-инструктором? Теперь гвардии майор Алексей Маресьев стал инспектором-лётчиком Управления высших учебных заведений ВВС.
Последний раз Маресьев поднялся в воздух уже в 1950-е годы. Все эти годы Алексей Петрович жалел только об одном - что отсутствие ног не даёт ему управлять реактивными самолётами. Самолёты всегда оставлись его излюбленной темой разговоров.
После войны Алексей Маресьев успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС. Долгое время возглавлял ветеранское движение в СССР, а затем - и в постсоветской России. Возлюбленная Галя дождалась его с фронта - они поженились, вдвоём с Алексеем Петровичем вырастили двоих сыновей (причём один из них - инвалид с детства).
Скончался ветеран 18 мая 2001 года. В тот день у него была назначена торжественная встреча, приуроченная к его 85-летнему юбилею. Но за час до начала этой встречи, с Алексеем Петровичем случился сердечный приступ, спасти его врачам не удалось. Жена его, Галина Викторовна Маресьева, пережила любимого только на год и скончалась в 2002 году.
Алексей Маресьев - Герой Советского Союза
Героической судьбе Маресьева посвящены книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке" и снятый по этой книге одноимённый художественный фильм, в котором прославленного аса сыграл не менее великий Павел Кадочников. Композитор-классик Сергей Прокофьев в 1948 году написал о подвиге Маресьева оперу.
Испрашиваю молитв всех, кто это читает, об упокоении раба Божия Алексия. Вечная память этому человеку - символу мужества и настойчивости!
Памятник Алексею Маресьеву.
Стоит отметить очень удачное решение скульптора: ноги лётчика как будто
вмурованы в массивный гранит. Словно его сковали камнем, ампутировав ему ноги.
Но глаза Маресьева устремлены в небо. И у зрителя возникает чёткое ощущение,
что Маресьев обязательно полетит снова.
____________________________
Более подробная биографическая статья о Маресьеве
здесь.