Общее воскресение уверяя...

Apr 24, 2021 22:00

Двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим в церковном календаре предшествует Лазарева суббота - день, в который Церковь вспоминает воскрешение Христом праведного Лазаря.



"Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя из мертвых воздвигл есе Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне", - поётся в тропаре на Вход Господень в Иерусалим. Разумеется, в первую очередь данный текст следует понимать буквально. Спаситель, пришедший даровать всем людям надежду на грядущее блаженное воскресение и последующее воссоединение с Богом в Царстве Небесном, воскрешает из мёртвых четверодневного Лазаря, внятно и видимо свидетельствуя перед народом, что душа человека действительно бессмернта, что со смертью тела жизнь человеческой личности не заканчивается, и что воскресение из мёртвых действительно возможно. Пройдёт совсем немного времени - и Сам Спаситель воскреснет из мёртвых, разрушив врата ада и преодолев нас ради человек и нашего ради спасения лежащее на нас проклятие вечной погибели. И всё же это - не единственный смысл в воскресении Лазаря.
Как известно, Лазарь был воскрешён Господом спустя четыре дня после его кончины. Ни окружающие Спасителя люди, ни даже сами сёстры почившего не верят в возможность воскресения. "Господи, уже смердит!" - восклицают они. Однако нам известно из Евангелия от Иоанна, что Спаситель преднамеренно не торопился в гости к болящему Лазарю, зная наперёд всё, что должно было случиться. То есть, Спаситель наперёд знал, что Лазарь умрёт, и целенаправленно шёл для того, чтобы его воскресить. Как мы знаем, Христу не помешало то, что тело усопшего уже начало разлагаться на жарком израильском солнце - Он просто воззвал: "Лазарь, гряди вон!" - и Лазарь вышел из своей могилы, живой и здоровый, и прожил после этого ещё тридцать лет. А после сподобился святости и вошёл в Царствие Небесное, где и ныне пребывает, заступничая за нас перед Богом.



Не знаю, как кого, а лично меня эта история заставляет задуматься о грехе, о последствиях греха и о покаянии. Не так уж редко доводится нам встречать в своей жизни людей, про которых мы можем сказать: "На них клейма ставить негде". А то и ещё тяжелее: "Горбатого могила исправит". Людей, не просто неистово грешных, но услаждающихся своим грехом, гордящихся своим грехом, демонстративно пренебрегающих и собственным спасением, и Божиими заповедями. И кажется, что такого, столь неистово грешного, человека уже ничто не может исправить, а уж тем более - не приходится говорить о возможности спасения для него.

Столь же часто бывает, что мы сами приходим в такой ужас от осознания собственных грехов, что впадаем в отчаяние. За тяжестью совершённого греха, усугублённой осознанием того, какую безграничную Любовь мы предали, мы уже не видим ни Божия Милосердия, ни Божия Всемогущества, и вот уже мысль о том, что мы обречены на вечные адские муки овладевает сознанием и парализует волю к молитве... А лукавому только этого и надо.

И вот тут нам на помощь может прийти история Лазаря. Лазарь был мёртв. И воскрес Силою Божиею, когда Господу это стало угодно, несмотря на всё неверие окружающих. И душа наша, протравленная грехом, точно так же смердит, как смердит разлагающийся труп. Однако надежда на её воскресение остаётся - ибо у нас есть Христос Спаситель, о Котором мы твёрдо знаем, что Он никому не желает погибели, но желает всем спастись и в разум Истины приити. И как доступно было Ему воскресить умершего Лазаря, так, очевидно, доступно Ему оживить и наши умершвлённые грехом души. Надо лишь не переставать каяться и не ослабевать в молитве, а главное - регулярно прибегать к Таинству Исповеди, ибо, согласно Евангелию, без священнического прошения не бывает отпущения грехов.



Таинство исповеди

Таким образом, Лазарь предваряет своим примером не только грядущее общее воскресение мертвых, но и воскресение во Христе и в Церкви наших падших душ, смердящих грехами и беззакониями, но остающихся, тем не менее, живыми, ибо душа умереть не может. А то, что живо, может быть спасено Господом.

Читаем Библию, Православие, Наши праздники

Previous post Next post
Up