Всех православных друзей моего ЖЖ, а также всех православных, кто сие читает - от всего сердца поздравляю с праздником Входа Господня в Иерусалим! С последним великим двунадесятым праздником перед Светлым Христовым Воскресением.
св. Иоанн Златоуст: "Тогда собрашася архиерее и книжницы и старцы людстии во двор архиереов, глаголемаго Каиафы, и совещаша, да Иисуса лестию имут и убиют. Глаголаху же: но не в праздник, да не молва будет в людех (ст. 3-5). Видишь ли необыкновенное расстройство в делах иудейских? Предпринимая дела беззаконные, они идут к первосвященнику, надеясь получить дозволение там, где надлежало бы ожидать препятствий. И сколько же было первосвященников? По закону, должен быть один; но тогда было их много. Отсюда очевидно, что дела иудеев в это время начинали приходить в упадок. Моисей, как я сказал, повелел быть одному первосвященнику, и когда этот умрет, тогда быть другому, и временем жизни первого определял время изгнания ненамеренных убийц. Почему же тогда много было первосвященников? Потому что в последнее время они были избираемы каждогодно. Это показывает евангелист, когда, говоря о Захарии, сказал, что он был от дневныя чреды Авиани (Лк. I, 5). Итак, здесь говорится о тех первосвященниках, которые были прежде первосвященниками. О чем же они совещались? О том ли, чтобы Иисуса тайно взять, или о том, чтобы убить Его? О том и другом вместе. Они боялись народа, почему и ждали, пока пройдет праздник: глаголаху бо, да не в праздник. Дьявол не хотел, чтобы Христос пострадал в Пасху, для того, чтобы страдание Его не сделалось известным; а они - чтобы не сделалось возмущения. Заметь: они боятся не гнева Божия и не того, что время праздника может увеличить их злодеяние, но везде - опасностей со стороны людей."
Что видим из толкования сего великого экзегета? То, что архиереи боялись возмущения народа. Златоуст даже не пишет, что именно по случаю нарушения праздника возмущения, а возмущения самим фактом убийства невинного. Возмущения, однако , не произошло. Возможно, первосвященники преувеличили опасность, а возможно, потому, что все меры предосторожности приняли. Потому и казнили в спешке, даже не дожидаясь окончания празднеств. И арестовывали ночью, втихаря. И силовое прикрытие наверняка обеспечили. Так что та часть народа (небольшая, если говорить о масштабах страны), которая могла поднять возмущение, просто была напугана.
Да, но как эти рассуждения Златоуста опровергают мои слова? Ведь это совещание первосвященников было до Входа Господня в Иерусалим. Логично, что первосвященники-отступники боялись поднять руку на того, кого народ считал будущим вождём будущего похода на захват мира.
и прекрасно, что не спорите. А если первосвященникам сие удалось, то на каком основании мы будем заключать, что те же люди кричали Распни, что и Осанна? Арестовали Христа после вечери Четверга, т.е. в ночь на пятницу., именно из боязни возмущения народа. Суд проходил ночью, казнили в пятницу днем. Получается, что первосвященники очень ловко все провернули, и наверняка обеспечили большинство сторонников на месте казни, где уже совершенно не боялись никаких возмущений. А чего бояться, если на площади - в основном их сторонники?
На каком основании? На основании того, что так учит Православная Церковь. Не встречались мне ни у отцов, ни у авторитетных богословов внятные утверждения, будто толпа перед Пилатовым дворцом была какая-то "не та". Но везде и всюду - размышления о том, как же такое могло случиться, что одни и те же люди сегодня кричат: "Осанна!" - а завтра: "Распни!"
Вот только Церковь для нас должна обладать абсолютным авторитетом. "Аще и Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь", как сказано в Писании.
нет такого общецерковного учения о том, что те же самые люди кричали осанна, а потом рспни. Ну нет такого учения. Есть отдельные высказывания отдельных богословов. Кто-то из святых толкователей впервые сказал это, потом позднейшие проповедники стали заученно повторять сие. Почему у Златоуста нет таких рассуждений (при том, что многие его считают "антисемитом")? А ведь он был большим любителем очень пространно порассуждать. Не потому ли, что он был не просто красноречивым проповедником, но именно экзегетом. толкователем Евангелий? А, стало быть, много размышлял над евангельскими текстами.
Что видим из толкования сего великого экзегета? То, что архиереи боялись возмущения народа. Златоуст даже не пишет, что именно по случаю нарушения праздника возмущения, а возмущения самим фактом убийства невинного. Возмущения, однако , не произошло. Возможно, первосвященники преувеличили опасность, а возможно, потому, что все меры предосторожности приняли. Потому и казнили в спешке, даже не дожидаясь окончания празднеств. И арестовывали ночью, втихаря. И силовое прикрытие наверняка обеспечили. Так что та часть народа (небольшая, если говорить о масштабах страны), которая могла поднять возмущение, просто была напугана.
Reply
Reply
Reply
Reply
Хорошенько поразмыслите об этом.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment