Скорее туда, где Господь шествует в Иерусалим!

Apr 25, 2021 23:50

Всех православных друзей моего ЖЖ, а также всех православных, кто сие читает - от всего сердца поздравляю с праздником Входа Господня в Иерусалим! С последним великим двунадесятым праздником перед Светлым Христовым Воскресением.


Read more... )

Читаем Библию, Православие, Наши праздники

Leave a comment

fulas April 26 2021, 15:47:58 UTC
Должен заметить, что смерти Христа желал вовсе не народ. Ее желали, в первую очередь, первосвященники (саддукеи, между прочим), которые отнюдь не были сторонниками восстания. Даже наоборот, они его очень сильно не хотели. И очень правильно не хотели (со своей т.з.). Ибо когда зилоты все же подняли восстание, то практически уничтожили саддукеев как римских коллаборационистов. Включая тогдашнего первосввященика. Того самого, который ударил ап. Павла, и которому апостол сказал: "Бог будет бить по устам тебя, стена подбеленная!".
Христа казнили именно по политической "статье", как противника Кесаря. В евангелии от Луки, 23 гл. читаем:
1 И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату,

2 и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем.

3 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь.

Версию о том, что толпа кричала "Распни ЕГО" потому, что разочаровалась в Нем, мне кажется очень и очень неубедительной. Евангелие, во всяком случае, мне не дает повода так думать. Там четко сказано, что именно первосвященники науськали толпу. А они, еще раз, были саддукеями-коллаборационистами.
И народ начал кричать и просить Пилата о том, что́ он всегда делал для них.
9 Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
10 Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.

11 Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. (ев. от марка, гл. 15)

или вот:

С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.
13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифо́стротон*, а по-еврейски Гаввафа.
14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. (евангелие от Иоанна, гл.19)

от Матфея, 26 глава:
17 итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?

18 ибо знал, что предали Его из зависти.

19 Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.

20 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.

21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.

22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.

23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.

Очень может быть, что в толпе были сторонники зилотов, которые "проголосовали" за своего - Варраву. Но Евангелие по этому поводу молчит. Оно четко говорит только о роли первосвященников-коллаборантов, науськавших толпу. Сильно подозреваю, что тех, кто кричал "Осанна!" Христу (а кричали по поводу воскрешения Лазаря, а не по поводу Его политических заявлений), среди тех, кто кричал;"Распни Его!", попросту не было. Первоосвященники позаботились о том, чтобы на площадь собралось как можно больше их сторонников. Это, конечно, уже мои мысли, но мне такая картина представляется более убедительной. Не могли желатели политической независимости поддержать ненавидимых ими саддукеев-коллаборантов.

Надо будет как-нибудь написать по этому поводу.

Reply

mikhael_mark April 26 2021, 21:04:47 UTC
Да, они кричали: "Нет у нас другого царя, кроме кесаря", - но именно потому, что поняли: чаемый ими "мессия" (т.е., антихрист) не пришёл. А раз так, раз ещё не время для мирового господства, к чему лишний раз раздражать римлян? Всё логично.

Плюс не забудем, что речь идёт о первосвященниках, религиозной власти которых никто не отменял. Они оставались единственными, как казалось народу, посредниками между ним и Богом. А раз так - их поневоле приходилось слушать, даже несмотря на политические разногласия.

Reply

fulas April 27 2021, 15:30:21 UTC
Ничего не логично. "Именно потому" они не могли так кричать. Сия кричалка - прямой коллаборационизм. А коллаборантов иудеи ненавидели или презирали. И трусами они не были. Когда Пилат ввел свои воска со знаменами, на которых были какие-то изображения, которые претили иудеям, на площади собралась толпа юношей и заявила, что не уйдет с места, пока знамена не будут убраны из города. Пилату пришлось уступить. Юноши были готовы реально умереть за свои принципы. Да и при чем тут раздражать римлян? Пилат прямо сказал, что не видит вины в Иисусе и желает Его отпустить. Так что иудеи выражали верноподданность вовсе не из опасения раздражить римлян. Они даже угрожали Пилату: "Если не казнишь Его, то ты не друг кесарю!"

Плюс не забудем, что первосвященников -саддукеев народ ненавидел. И так почитал их религиозную власть, что в ходе восстания ненароком убили тогдашнего правящего первосвященика-саддукея.

Reply

mikhael_mark April 27 2021, 20:38:32 UTC
Если народ ненавидел первосвященников-саддукеев, то какого лешего он тогда вообще собрался в Иерусалим? Произвели бы себе альтернативных священников, как протестанты или старообрядцы сделали, и начали бы "альтернативно" служить. Правда, в книгах Царств подобная практика упоминается и гласно осуждается, но ведь это упоминание как раз и служит доказательством, что иудеям не впервой.

Reply

fulas April 28 2021, 14:51:56 UTC
первосвященников-саддукеев ненавидел не весь народ, а только наиболее радикальная его часть - зелоты. Именно среди них и была наиболее популярна идея о политической независимости. И только они могли как-то разочароваться во Христе. Только, повторюсь, повода для этого разочарования в эти несколько дней Он им не давал.

Народ в целом недолюбливал, конечно, саддукеев (фарисеев, напротив, многие уважали), но не до такой степени. К тому же должности первосвященников периодически занимали и фарисеи. Один из таких - Гамалиил, как помните из Деяний, милостиво обошелся с учениками Христовыми.

**Произвели бы себе альтернативных священников, как протестанты или старообрядцы сделали, и начали бы "альтернативно" служить. Правда, в книгах Царств подобная практика упоминается и гласно осуждается, но ведь это упоминание как раз и служит доказательством, что иудеям не впервой.***
Вообще-то иудеи как раз были центром. Откололись 10 колен во главе с коленом Ефрема. Так что мимо. Как раз идея центрального Храма была у них очень важным пунктом.

Reply

mikhael_mark April 28 2021, 14:59:59 UTC
Гамалиил вообще был очень авторитетным богословом в Ветхозаветной Церкви, Апостол Павел прямо гордился тем, что был учеником Гамалиила.

Христос не давал поводов для разочарования полит-иудеям? А как же его призыв "отдавать кесарево кесарю"? Как же быть с его нежеланием вообще обсуждать политические вопросы?

Reply

fulas April 28 2021, 15:12:13 UTC
и чо? : "...Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли". Он просто заградил уста своим противникам. Ни о каком разочаровани здесьи речи не идет.

Reply

mikhael_mark April 28 2021, 15:36:42 UTC
Есть такая тема: вопрос о подати кесарю был задан лукавыми первосвященниками и книжниками с целью скомпрометировать ответ Иисуса, каким бы он ни был. Если скажет: "Нет, подать давать нельзя, это уступка язычеству", - они донесли бы на Него римлянам: вот, дескать, этот проповедник-самозванец призывает не платить налоги, он бунтовщик, смерть ему! А если скажет: "Конечно, подавайте, всякая власть от Бога", - они раструбили бы народу: дескать, вот, этот нехороший человек-редиска призывает вас повиноваться оккупантам, Он не Мессия, потому что Мессия должен звать на вооружённую борьбу против язычников.

Христос ответил на этот вопрос так, что в убедительности Его ответа невозможно было усомниться. Но всё же - именно выбрал второй вариант. И слышавшие Его ответ радикалы вполне могли сделать тот самый вывод, которого хотели первосвященники, без их участия.

Reply

fulas April 28 2021, 15:57:32 UTC
могли. Но ниггде мы не видим в Евангелии, что такой вывод был сделан. Нигде не видим, что те, кто задали сей вопрос, побежали стучать на Него зелотам. Сказано только. что они замолчали. Не было резона им было распространяться о своем позоре. Да и радикалы могли уразуметь дело так, что Христос просто умнО выкрутился, чтобы не дать повода стукачам донести на Него. Нет в Евангелии даже намека на то, что сия фраза Христа явилась каким-то преткновением для иудеев.

Reply

fulas April 28 2021, 15:30:03 UTC
ЗЛАТОУСТ: " Услышав такой ответ, фарисеи замолчали и дивились Его мудрости. После этого надлежало бы им уверовать и признать себя пораженными. В самом деле, Он представил им очевидное доказательство Своей божественности, открыв их тайные мысли, и кротким образом заставил их молчать. Что же? Поверили ли они? Нет; но оставльше Его, отъидоша (ст. 22

Ни в Евангелии, ни в толковании мы не видим того, чтобы хитрый план противников выставить Христа либо противником кесаря, либо коллаборантом, не удался. Они просто замолчали, а не побежали стучать на него зелотам.

Громкого скандала не получилось.

Reply

mikhael_mark April 28 2021, 16:04:01 UTC
Не побежали, потому что Христос Своей убедительностью (и да, Своим пониманием их тайных планов) привёл их в молчание. Но это ничего не доказывает. Фарисеев Христос заставляет замолчать, приведя в посрамление. А народ... Народ слушает и делает свои выводы. Свои, а не те, которые ему готовы были подсунуть первосвященники и фарисеи.

Reply

fulas April 28 2021, 16:09:59 UTC
ну и где хотя бы намек в Евангелии, что народ сделал какие-то выводы?

Reply

mikhael_mark April 28 2021, 16:11:43 UTC
Его (народа) поведение перед Пилатовым дворцом. Тот самый истерический крик: "Распни, распни Его! Отпусти нам Варавву!"

Reply

fulas April 28 2021, 16:22:50 UTC
так я уже объяснял, кто и почему сие кричал. С чего вывод, что слова Христа о подати кесарю стали камнем преткновения? И в толкованиях Отцов такого вывода не звучит, раз уж Вы на согласие Отцов напираете.

Reply

mikhael_mark April 28 2021, 16:28:32 UTC
Камнем преткновения стало нежелание Спасителя быть политическим вождём - в этом согласие отцов. Ну, да, действительно, на это ещё наложилось властолюбие и трусость правящей элиты, которая опасалась, что пригрядший Мессия сместит её и займёт её место (о чём нам повествует притча о злых виноградарях). Но такими соображениями можно объяснить поведение верхушки - первосвященников, книжников и законников. Поведение народа властолюбием и трусостью не объяснить.

А насчёт разговора о податях - да, это всего лишь моя личная гипотеза.

Reply

fulas April 28 2021, 16:45:34 UTC
пока что никакого святоотеческого согласия Вы не приводили вообще-то.

Reply


Leave a comment

Up