Николай Ярош - о подвиге самопожертвования, боевом братстве и полке "Нормандия-Неман"

Mar 17, 2021 10:47

Сложно отрицать факт, что именно в тяжелых условиях, на войне или же в армии, есть настоящая мужская дружба - готовность пожертвовать собой, но спасти боевого товарища, с которым вместе проходишь все тяготы и лишения, что преподносит судьба.

Наверное, многие из вас знают, что на территории Советского Союза борьбу с гитлеровской Германией вел истребительный авиационный полк "Нормандия-Неман" (первоначально - эскадрилья "Нормандия"), который был создан в 1942 году и состоял из французских добровольцев-летчиков и советских механиков.



Групповое фото чинов полка "Нормандия - Неман"

Полк, укомплектованный самолетами Як-1, Як-3, Як-9, сражался на Курской дуге, на территории Белоруссии, Восточной Пруссии, закончив войну под Кёнигсбергом (прим. - 1-я воздушная армия).

В этом подразделении служил и капитан Морис де Сейн (1914-1944), французский летчик, выросший в аристократической семье, в Париже. В годы войны он, воспитанник авиационной школы, добровольно отправился служить в полк "Нормандия-Неман" и сражался на самолете "Як-3".

Стоит сказать, что это был опытный летчик, начавший сражаться с врагом еще в 1940 году. Награжден за бой в июне 1940 года "Военным крестом" и позже, после роспуска своей истребительной группы Морис записался в Вооруженные силы Свободной Франции.



Французский лётчик Морис де Сейн

Его "Як-3" ремонтировал и готовил к следующим боям Владимир Белозуб, парень из села в Днепропетровской области, который был закреплен за самолетом в качестве авиамеханика.

Участие в боях, совместная работа послужили тому, что Владимир и Морис стали хорошим друзьями, и в письмах родным писали, что продолжат свою дружбу и после окончания войны. Однако, этого не произошло...

"15 июля 1944 года в решающий момент Белорусской операции наш полк покинул Дубровку (Смоленск). Одна за другой эскадрильи взлетели в направлении Микунтани в Литве. Каждый пилот взял с собой в узкий багажный отсек, оборудованный за сиденьем, своего механика, чтобы по прибытии он мог подготовить самолеты к бою." (Из воспоминаний С.Д. Агавельяна, инженера-капитана полка "Нормандия-Неман")

Морис де Сейн совершал этот перелет вместе со своим боевым товарищем Владимиром Белозубом. Через некоторое время самолет был обстрелян противником, после чего французский летчик доложил по радио, что в "Як-3" произошла утечка топлива.

Командование приказало летчику совершить посадку. Морис де Сейн принялся садить свой самолет на землю, однако этого сделать не удалось. Пары топлива, которое залило лобовое стекло, испарение и жжение в глазах послужили тому, что французский летчик начал быстро терять контроль над машиной.

Попытки посадить самолет успехом не увенчались, и Морису было приказано прыгать с парашютом. Однако, в кабине находился Владимир, у которого парашюта не было. Как быть?



Механик Владимир Белозуб, украинец из-под Днепропетровска

"Морис сделал еще две безуспешные попытки приземлиться на болоте, поднялся на 800 м и выровнялся. Мы думали, он все равно прыгнет.
- Агавельян, вы здесь представляете советское командование, - сказал мне Дельфино (майор Франции) , передавая микрофон, - отдайте ему приказ сам.
Я взял микрофон и сказал:
- Морис, это приказ о прыжке! Другого решения нет..." (Из воспоминаний С.Д. Агавельяна, инженера-капитана полка "Нормандия-Неман").

Но французский летчик решает остаться в кабине вместе со своим погибающим товарищем, и вскоре "Як-3" камнем упал на землю...

Это был тот момент, когда человек пожертвовал собой, но не предал дружбу и остался верен до самого конца настоящему боевому братству.



Морис де Сейн и Владимир Белозуб

Уже позже, через несколько лет после окончания войны, советские офицеры встречались с мамой французского летчика, чтобы выразить свою признательность за героический поступок ее сына. Данная встреча описывается как раз Сергеем Давидовичем Агавельяном, кавалером французского ордена Почётного Легиона, впоследствии - полковником советской армии, который в годы войны служил в полку "Нормандия-Неман".

И Терез де Сейн, мама героя, на слова офицеров ответила следующее: "Генерал, у меня был только один сын, и он имел возможность спастись. Но тогда честь всей нашей семьи была бы запятнана. Мой сын поступил благородно."

(С) Источник.



Памятник Морису де Сейну и Владимиру Белозубу

И немного от хозяина данного ЖЖ. Эта трагическая история нашла своё отражение в знаменитом в своё время художественном фильме "Нормандия - Неман", авторы которого силой своего творческого воображения смогли заглянуть в кабину гибнущего истребителя, увидеть и показать нам лица обречённого на смерть механика Владимира Белозуба и сознательно жертвующего собой пилота Мориса де Сейна. Это действительно психологически очень сильная сцена: пилот, понимающий, что его боевой товарищ-механик без парашюта обречён, из последних сил старается посадить самолёт. Эти попытки не увенчались успехом, самолёт разбивается. У зрителей замирает сердце от восхищения преданностью французского лётчика фронтовому братству.

Однако с точки зрения военной целесообразности правы были как раз те, кто требовал от Мориса де Сейна прыгать. Если рассудить здраво, возможности посадить самолёт в той ситуации уже не существовало. Поскольку Белозуб не имел парашюта, он также был обречён. Но жизнь Мориса де Сейна ещё можно было бы спасти  - а эта жизнь в условиях войны является не просто жизнью отдельно взятого человека, а оружием, которое можно было бы использовать против врага. Живой Морис де Сейн - это высококвалифицированный лётчик-истребитель с большим боевым опытом, который мог бы, получив новый самолёт, нанести ещё больший ущерб врагу, отомстить за своего боевого товарища (напомню: в реальности самолёт Сейна вышел из строя из-за того, что был "обстрелян противником").

Однако Сейн делает противоположный выбор. Перед лицом смерти не только естественный для человека инстинкт самосохранения, но и соображения военной целесообразности отошли для него на второй план. На первом же были соображения нравственные. Трудно сказать, всерьёз ли Сейн надеялся посадить самолёт и спасти тем самым жизнь Белозуба, или просто предпочёл пожертвовать собой, чтобы не предавать боевого друга. Так или иначе, долг человека (и христианина, потому что Сейн, скорее всего, был христианином-католиком, Франция в первой половине ХХ века ещё не успела столь тотально обезбожиться, как в наши дни) оказался для французского пилота выше, чем долг офицера.

Возможно, я скажу сейчас крамольную вещь, возможно, кто-то из моих друзей меня сейчас осудит, но история гибели Мориса де Сейна - урок всем нам. Не только урок христианской нравственности и самопожертвования, но и наглядный урок того, насколько безжалостна и чудовищна бывает логика войны, насколько она противоречит нормам общепринятой нравственности, насколько каверзные ставит вопросы перед человеком, всерьёз пытающимся спасти свою душу. Понимая это, начинаешь осознавать, что война - это действительно последний из возможных аргументов в политике. И прибегать к этому аргументу действительно можно только в самых крайних случаях. 

История Отечества, Православное воспитание детей, Православие, Великая Отечественная война, Наблюдая за католиками, Люди и судьбы

Previous post Next post
Up