Для тех, кто не знает:
Слева - Храм Христа Спасителя в Москве, кафедральный собор Русской Православной Церкви.
Справа - Собор Святого Петра в Ватикане, кафедральный собор Римской Католической Церкви
Не успели отшуметь Рождественские торжества, а раскольники-"антиэкуменисты" уже спешат начать
новый наброс дерьма на вентилятор и снова будоражат "общественное мнение" против Русской Православной Церкви. Причём поводом для антицерковных нападок неожиданно стало событие чуть ли не годичной давности - прошлогодний визит митрополита Волоколамского Илариона в Ватикан по случаю четвёртой годовщины встречи Святейшего Патриарха Кирилла с папой Франциском в Гаване.
Я не стану сейчас разбирать эту пошлую антицерковную поделку (если есть желание у читателей - готов сделать такой разбор в дальнейшем), отмечу лишь три момента. Во-первых, символично, что антиэкуменисты, изменив собственным правилам, почему-то на этот раз не стали реагировать по свежим следам, а выждали целый год прежде чем разразиться гневными филиппиками. Почему бы? Не потому ли, что за этот, 2020-й год произошло слишком много громких событий, одно из которых - неожиданное для всех и вызвавшее настоящее смятение в умах всех адекватных консерваторов заявление Франциска по теме "однополых браков", и теперь наши доморощенные антиклерикалы под маской "ревнителей благочестия" очень хотят, чтобы тень ватиканского голубого скандала пала на священноначалие Русской Православной Церкви? Очень похоже на то. Во-вторых, антицерковные пропагандисты, несмотря на истекшие пять лет, продолжают упорно игнорировать суть и содержание подписанных в Гаване договорённостей (текст этих договорённостей полностью опубликован
здесь, некоторые мои мысли по поводу Гаванской встречи можно прочитать
здесь и
здесь) и делать вид, будто любые переговоры с Ватиканом - это уже "тайная уния". А самое главное и самое гадкое в этой истории - то, что "профессиональные антиэкуменисты" оперативно по выходе статейки организовали её рассылку по всем своим знакомым, норовя придать своей провокации максимальный пропагандистский эффект.
Та самая встреча митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева)
с папой Римским Франциском (Бергольо).
Но сегодня хотелось бы поговорить несколько о другом. Поскольку среди жертв информационной атаки антиклерикалов оказались мои виртуальные друзья (в частности, Мария Мамыко -
mariya_mamyko), то из
обсуждения данного наброса очень быстро выкристализовался вполне содержательный вопрос: а в какой мере и в какой форме вообще допустимы православно-католические контакты и консультации? Каковы цели и каковы перспективы сотрудничества между православными и католиками в наши дни? И нужно ли это сотрудничество нам?
Оговорюсь сразу: я категорически не являюсь сторонником того, чтобы непременно "идти под папу". Я не призываю и не собираюсь призывать к восстановлению евхаристического общения между Русской Православной Церковью и католиками. Я чётко осознаю разногласия между Православием и католичеством как в области вероучения, так и в осмыслении религиозного опыта, в молитвенной практике. Я не хочу также обсуждать вопрос о личности митрополита Илариона, его убеждениях и нравственных качествах - ибо дело не в Иларионе. Митрополит Иларион ездил в Ватикан не синкретическое "объединение церквей" обсуждать, а перспективы сотрудничества. Вот давайте вопрос о сотрудничестве и обсудим принципиально.
Лично мне представляются следующие направления, по которым взаимодействие иерархий Русской Православной и Римской Католической церквей было бы не только возможным, но и желательным.
Первое. Нам необходимо сообща обсудить и совместными усилиями выработать стратегию противодействия агрессивному либерализму в целом и ЛГБТ-лобби в частности. Мало засвидетельствовать о том, что Библия однозначно осуждает гомосексуализм, а потому христианское венчание однополых браков (а также одобрение Церковью таких союзов, зарегистрированных светским образом) невозможно. Сегодня в условиях беспрецедентного давления со стороны ЛГБТ-лобби на церковные структуры, в условиях, когда европейские государство одно за другим принимают законы, согласно которым священнослужители обязаны венчать однополые пары, необходим чёткий механизм, позволяющий христианам отстаивать своё право жить в соответствии с Библией. И перспективный план по последовательному внедрению этого механизма в практику, по предотвращению возможных гонений на христианство со стороны либерально-глобалистических прогомосексуальных элит.
Издевательство над Библией и здравым смыслом:
женщина-"священник" (разумеется, протестантка) венчает двух педерастов.
Увы, законы сейчас в некоторых странах Европы таковы, что православных и католиков
могут заставить делать то же самое. А вот как этому помешать -
тема для обсуждения между православными и католическими иерархами.
А такие гонения уже идут в Европе, и глупо это отрицать. Пусть эти гонения и не носят той изуверской формы, как в древней Римской империи, но они идут. Ибо когда священника обязывают совершать каноническое преступление под угрозой закрытия прихода (а то и лишения всей Церкви государственной регистрации), то это - гонения. Когда на высоких ООНовских площадках всерьёз обсуждается вопрос о запрете христианства по причине его нетолерантности к содомскому греху, то это - гонения. Когда из христианских семей под надуманным предлогом изымают детей, чтобы передать этих детей в однополые "семьи" (а в ряде европейских государств однополые пары имеют преимущества при усыновлении детей), это не просто гонения, это - лишение нас вообще всякого будущего.
Конечно, мне могут возразить, что России эти безобразия не касаются, у нас в Конституции прописано, что брак - это союз мужчины и женщины. Да, это, конечно, так. Но есть ли у нас гарантия, что так будет продолжаться вечно? Есть ли у нас гарантия, что на ближайших выборах к власти не придут те, кто смотрит на вопрос однополых браков в русле мировоззрения тех самых либерально-глобалистических элит? А раз таких гарантий нет, что стоит всё же выработать стратегию, как в Европе избавить христиан от давления со стороны гомо-лобби, а в России - не допустить реализации европейского сценария.
Второе направление для взаимодействия, представляющееся особенно перспективным - это борьба за храмы. Ни для кого не секрет, что в России чиновники зачастую волокитят процесс возврата храмовых зданий верующим, хотя по идее все храмы должны были бы быть возвращены ещё в 1995 году. И с подобным печальным явлением сталкивается сегодня как Русская Православная Церковь, так и католические приходы. Православным, конечно, в России немного легче в данном вопросе, однако у нас имеется другая проблема: процесс восстановления разрушенных большевиками храмов и монастырей в последние годы всё чаще блокируется общественными группами давления, тесно связанными с навально-болотной тусовкой. И государственные органы, вместо того, чтобы пресекать несанкционированные акции христоборцев, всё чаще и чаще идут у них на поводу. Нам, православным, мешают строить наши храмы, католикам - не возвращают существующие и отбирают действующие. По-моему, тут явное поле для совместных действий. Пора нам самим осваивать демократические механизмы для отстаивания церковных интересов. И лучше делать это совместно, а не порознь.
Дмитриевский Собор во Владимире, например, до сих пор не возвращён Церкви.
И его внутренние росписи, как и иконостас, до сих пор не восстановлены,
под предлогом "охраны памятника архитектуры". То же самое можно сказать
о Суздальских монастырях, которые также продолжают использоваться не по назначению.
#Верните_Краденое
Третье направление для взаимодействия - это борьба за культуру. В сегодняшнем мире очень много культурных феноменов - литературных, кинематографических, живописных - несущих в массы откровенную клевету против христиан. И подвергаются такой клевете как православные (тут можно вспомнить недавнюю нашумевшую историю с "Матильдой" или более старый, но не менее христофобский "Золотой компас"), так и католики (поделки о "преступлениях инквизиции" клепаются с завидным постоянством). Блокирование "культурных" инициатив, оскорбляющих религиозные чувства верующих и распространяющих клевету на Церковь и её святых - вполне в силах общественных групп давления. А поскольку успех протестных акций напрямую зависит от их массовости - православным и католикам явно лучше действовать сообща, пресекая клевету, направленную друг против друга.
Печально известный панк-молебен в Храме Христа Спасителя не на пустом месте возник.
Он стал итогом довольно длинной "культурной" эволюции, к которой причастны весьма и весьма
значимые имена. И эта эволюция отнюдь не намерена заканчиваться.
А нам стоит озаботиться, чтобы свернуть европейскую культуру с этого пагубного пути
Четвёртое направление можно смело считать логическим продолжением и развитием предыдущего. Это отстаивание традиционной идентичности христианских народов, как православных, так и католических, в самом широком смысле. Не секрет, что эта идентичность, пусть и по разным причинам, в наши дни оказалась существенно разрушена. В России - большевистскими гонениями на Церковь, на Западе - гримасами политкорректности и массовой культурой, активно пропагандирующей низменные страсти и всякую тёмную мистику. Программа-максимум здесь состоит в том, чтобы создать такие структуры и организовать такие общественные силы, которые были бы способны поставить вопрос о восстановлении полноценно христианской государственности как в России, так и в зарубежной Европе. А то ведь как получается: традиционно-мусульманские народы гордятся тем, что они мусульманские, открыто говорят об этом и встречают в этом поощрение. Традиционно-буддистские народы тоже гордятся своими "древними традициями" и тоже ревностно их оберегают (а также пропагандируют среди европейцев в надежде привлечь в свои страны как можно больше туристов). А вот христианские народы почему-то своей христианской идентичности призывают стыдиться. Защищать христианство сегодня в Европе (за очень редким исключением нескольких небольших и маловлиятельных стран - Польши, Венгрии, Португалии) считается почему-то "нетолерантным".
Если в ближайшие годы мы не добьёмся, чтобы эта ситуация изменилась, чтобы быть христианином и отстаивать свою веру снова стало почётным, то либо в силу законов демократии следующему поколению европейцев свою волю навяжут радикальные исламисты (ведь они, сохраняя верность своей религии, энергично размножаются, в то время, как "политкорректные" немцы и французы массово делают аборты и проталкивают культ однополых отношений, в которых априори не может быть потомства), либо возмущённые миграционным кризисом и этнопреступностью европейцы изберут себе в качестве новой идентичности расовую теорию Гитлера - Украина и Прибалтика служат прекрасным доказательством, что такой исход вполне возможен. Нужно ли говорить, что как тот, так и другой исход не будут благоприятными для России и Православия?
Прекрасные католические храмы Парижа (как эта базилика Сакре-Кёр на фото) сегодня под угрозой:
во имя политкорректности их вполне могут конфисковать для мирских целей, как это было у нас сто лет назад.
А то и вовсе преобразовать в мечети.
Но в мировой столице толерантности и миграционного кризиса имеются и православные храмы,
как изображённый на фото Свято-Троицкий Собор. И они тоже под угрозой.
Можно, конечно, мечтать о том, чтобы консервативные европейцы, возмущённые недавними проЛГБТшными заявлениями Франциска, массово начали переходить в Православие. Но что-то подсказывает мне, что такое, если и возможно, то уж в очень отдалённой временной перспективе. А действовать нам нужно сегодня. Ни радикальные исламисты, ни неонацисты ждать нас не будут. Да и не все католики, я бы сказал, далеко не все готовы так просто согласиться с этими самыми высказываниями Франциска. Поддержать этих консервативных католиков сегодня для России - едва ли не единственная возможность сохранить хоть какое-то влияние в Европе. Упустим эту возможность - получим в итоге Европу монолитно-русофобскую.
Наконец, пятым направлением сотрудничества является противодействие тем государствам и тем политическим режимам, которые устраивают против христиан террор. В целом ряде стран на сегодняшний день гонения против христианства приняли черты самого настоящего геноцида. И совместная обеспокоенность этим явлением выражена в Гаванской декларации. Проблема усугубляется тем, что гонения против православных могут и не сопровождаться аналогичными гонениями против католиков или наоборот. Скажем, на Украине идёт настоящий погром православных епархий и приходов, храмы и монастыри массово захватываются язычниками-СЦУнами и ... униатами. Униатство же при этом всячески поддерживается государством в качестве "отеческой веры украинского народа" (в противовес "вере оккупантов" и "путинской церкви"). Напротив, в азиатско-тихоокеанском регионе или в странах Центральной Африки, где имеется богатый опыт плодотворного сотрудничества с СССР и где тёплые чувства к коммунистической верхушке Советского Союза по инерции распространяются и на современную Россию, православных практически не трогают (да их там и мало), а вот католиков гнобят очень активно. И вот здесь очень важно, чтобы Ватикан всё-таки выполнил Гаванские договорённости и выступил в защиту истребляемых на Украине православных. В ООН, ПАСЕ, ОБСЕ, ЕСПЧ голоса России в наши дни не слушают - те самые глобалистические элиты, одинаково враждебные как православным, так и католикам, надёжно подмяли под себя эти структуры, "убедив" западный мир в том, что это "злая" Россия напала на "беззащитную" Украину и терроризирует мирных жителей, "нарушая права человека". Россию "назначили" виновной всех бед на Украине. Но те, кто отказывается слышать аргументы России, могут оказаться восприимчивы к доводам Ватикана, который трудно представить себе "рупором путинской пропаганды". Но если мы ждём помощи от Ватикана в украинском вопросе, логично, что и мы должны быть готовы оказать ответную поддержку Ватикану в тех регионах, где более склонны прислушиваться к голосу России.
Россия не в состоянии защитить уничтожаемые православные приходы Украины -
кураторы Украины априори назначили Россию виновной во всех бедах.
Надеяться украинским православным теперь остаётся только на заступничество Ватикана.
Можно выделить и другие направления возможного взаимодействия: благотворительность, борьба с абортами, по которым как у православных, так и у католиков накоплен большой опыт. И этим опытом вполне можно обмениваться.
И замечу: взаимодействовать по всем этим направлениям мы можем безо всякого подчинения папе Римскому, без восстановления евхаристического общения, при полном признании всех наших разногласий. Не как единое целое, а как союзники, осознающие наличие общих интересов на данном историческом этапе. Мы разные, нам есть, о чём спорить - но есть и обширное поле для совместной деятельности, которая пойдёт на пользу прежде всего нашей Церкви. Но для того, чтобы такое взаимодействие стало возможным - необходимы регулярные консультации между православными и католиками. И нужны постоянные площадки для обсуждения, где эти консультации происходили бы.
А кем нам считать тех, кто в любых переговорах с католиками видят "измену вере" и повод "требовать суда над Патриархом"? Я не знаю, искренне ли они заблуждаются, или отрабатывают полученные деньги, но несомненно одно: эти люди объективно работают на интересы той самой "мировой закулисы", тех самых международных либерально-глобалистических элит, вмешательства которых в дела нашей Церкви они на словах так опасаются. Sapienti sat.