Лейб-казак - до гробовой доски

Oct 22, 2022 23:00

Широкой публике мало известна личность генерал-майора Константина Ростиславовича Поздеева. Среди других деятелей белого казачества он явно в тени более известных П.Н. Краснова, А.П. Богаевского, П.Х. Попова, А.Г. Шкуро, Н.Г. Бабиева, С.Г. Улагая и В.Г. Науменко. Между тем, в кругах белой казачьей эмиграции он был заметной фигурой. Ветеран Первой Мировой войны, участник Белого Движения практически с первых дней, последний на Русской Земле командир Лейб-Гвардии Казачьего полка, генерал К.Р. Поздеев заслужил в боях против большевиков высокую оценку боевого соратника Врангеля, донского казачьего генерала Ф.Ф. Абрамова. Впрочем, обо всём по порядку.



Константин Ростиславович Поздеев.
Портрет кисти Галины Недовизий

Константин Ростиславович Поздеев родился в семье дворян Войска Донского 22 октября 1887 года. Как и большинство уроженцев Тихого Дона, он решил связать свою судьбу с воинской службой и в 1905 году окончил Донской императора Александра III кадетский корпус, после чего поступил в Михайловское артиллерийское училище. Трудно сказать, что побудило его к такому шагу - в артиллерийское училище и поступить было сложнее, и учебная программа там была куда более насыщенной и теоретизированной, нежели в Новочеркасском казачьем училище, однако молодой казачий дворянин успешно окончил его в 1908 году, после чего... распрощался с артиллерией навсегда.

Выпущен из училища Поздеев был хорунжим в Лейб-Гвардии Казачий полк, в котором и служил до самого конца своей военной карьеры. То, что его выпустили именно в Гвардию, доказывает, что учился Константин Ростиславович усердно и оказался одним из первых на своём выпуске - только таким предоставлялось право самим выбирать место службы. Можно предположить, что в артиллерийское училище его привело осознание важности теоретической подготовки для современной армии и особой роли, которую начинает играть на полях сражений артиллерия. Учился он усердно, однако чем более узнавал, тем более склонялся к выводу, что артиллерийская служба всё же не для него. В результате - вернулся в казачью конницу, в самую привилегированную её часть. Да поправят меня те, кто осведомлён в его биографии лучше.




Константин Поздеев в 1908 году. Фото из архивов Лейб-Гвардии Казачьего полка



В период Первой Мировой войны К.Р. Поздеев командовал полковой пулемётной командой - всё же пригодились ему знания о современных видах вооружений и способах их боевого применения, полученные в Михайловском артиллерийском училище. Воевал Константин Ростиславович умело, его действия были отмечены со стороны командования Георгиевским оружием. В июне 1917 года Поздеева производят в подъесаулы и назначают командиром 1-й сотни полка. Однако проявить себя в новом качестве Поздееву не довелось - грянул большевистский переворот, боевые действия на русском фронте замерли, а потом события завертелись с лихорадочной быстротой.

В конце 1917 года Лейб-Гвардии Казачий полк прибыл с фронта в станицу Каменскую Области Войска Донского, где уже вовсю хозяйничали большевики. Полк решением новой власти подлежал расформированию, как и все полки императорской Гвардии, практически всё его командование во главе с полковником Дьяковым оказалось под арестом. Имеются сведения, что в тюрьме оказался и Константин Поздеев. В марте 1918 года, однако, он был выпущен на свободу и принял временное командование расформировываемым полком.

Это своё положение Поздеев использовал для того, чтобы спасти от осквернения полковой штандарт. Также ему удалось спрятать от бдительного ока красных начальников полковую кассу и часть реликвий полкового музея. Всё это он вывез в Новочеркасск, где и скрывался в течение всего периода большевистской оккупации города. Несмотря на нелегальное положение, Поздееву удалось установить связь с некоторыми другими бывшими офицерами Лейб-Гвардии Казачьего полка, и в апреле 1918 года, когда на Дону заполыхало антибольшевистское восстание, Константин Ростиславович принял живейшее участие в освобождении донской столицы.



Есаул Константин Поздеев - участник Белого Движения
на Дону. Фото 1918 года.

Поздеев к этому времени был уже есаулом. Когда именно он успел получить производство в этот чин, точных сведений нет. Известно только, что уже 4 апреля 1918 года, спустя три дня после освобождения Новочеркасска, он был назначен командиром Бессергеновского пешего казачьего полка. Во главе этого полка, в составе отряда войскового старшины М.А. Фетисова Поздеев принял участие в боях за Новочеркасск (город несколько раз переходил из рук в руки и окончательно был освобождён войсками П.Х. Попова в конце апреля 1918 года). 10 мая 1918 года Константин Ростиславович получает производство в чин войскового старшины.

Когда Круг Спасения Дона избрал войсковым атаманом П.Н. Краснова, тот озаботился созданием собственной Донской Армии. Основную ставку новоизбранный атаман делал на молодых казаков, не служивших на фронтах Первой Мировой и не зараженных революционной пропагандой. Из этих молодых казаков были сформированы и вновь учреждённые Лейб-Гвардии Казачий и Лейб-Гвардии Атаманский полки, призванные стать новой элитой Всевеликого Войска Донского. Помощником командира возрожденного Лейб-Гвардии Казачьего полка стал старый лейб-казак Поздеев.



В следующем, 1919 году Гвардейская бригада Донской армии практически не вылезала из боёв. Именно тогда фронтовая судьба впервые свела Поздеева с Ф.Ф. Абрамовым, командовавшим в начале 1919 года 1-й Донской казачьей дивизией, в состав которой входил и Лейб-Гвардии Казачий полк. В феврале 1919 года Поздеева производят в полковники. В мае того же года он временно принимает командование полком и ведёт успешные боевые действия за станицу Митякинскую. 28 мая лейб-казаки под командованием Поздеева взяли с бою город Беловодск. В августе 1919 года Поздеев получает тяжёлое ранение и временно выбывает из строя. Излечившись - снова возвращается в полк. И снова ожесточённые бои против большевиков. В октябре 1919 года Поздеев снова был ранен.

В конце 1919 - начале 1920 года, в период, когда белые армии Юга России, теснимые большевиками, откатывались к Чёрному морю, оставляя большевикам с таким трудом освобождённые территории, уступая врагам казачества исконные казачьи земли, в жизни Поздеева наступает, пожалуй, самый непонятный период. Некоторые интернет-ресурсы указывают, что в феврале 1920 года Поздеев вновь принял временное командование Лейб-Гвардии Казачьим полком. Однако, согласно полковой истории, лейб-казаками в этот период командовал В.И. Фарафонов, оставивший командование только 5 марта 1920 года. Так или иначе, но в Севастополь из Новороссийска Поздеев прибыл вместе со своим полком - сильно потрёпанным в боях, но не уничтоженным и не деморализованным.



Константин Ростиславович Поздеев - полковник Донской Армии. 1919 г.

В Крыму Поздеев снова становится временно командующим Лейб-Гвардии Казачьим полком, а 8 июня 1920 года - здесь уже все источники сходятся - утверждается командиром полка официально. В летнюю кампанию 1920 года Константин Ростиславович участвует во всех боях 1-й Донской казачьей дивизии, командует которой... его давний знакомый по Лейб-Гвардии Казачьему полку В.А. Дьяков. В августе 1920 года Поздеев был снова ранен в бою. Ф.Ф. Абрамов, командир Донского корпуса в Русской Армии Врангеля, так характеризовал нашего героя: "Особенно выделяю боевую работу генералов Дьякова и Поздеева, каковую иначе как блестящей назвать не могу. Сколько порыва, смелости и личного примера в самых сложных положениях вверенных им частей".



4 октября 1920 года, когда бои с большевиками в Северной Таврии ещё продолжались, донской атаман А.П. Богаевский лично прибыл на фронт, чтобы поздравить Поздеева с присвоением ему генеральского чина. Однако никакие пожалования чинов и никакие поздравления уже не могли спасти рушащегося белого фронта - красные давили числом. 17 октября 1920 года новопроизведённый генерал, получив тяжёлое ранение, выбыл из строя и в обороне Крыма участие принять не смог. Отметим: генерал, которого служебные обязанности, в общем-то, не вынуждали присутствовать лично на передовой, тяжело ранен в бою. Таков был накал этих боёв, что вынуждал командиров лично находиться среди своих бойцов, воодушевляя их собственным примером. Раненого командира лейб-казаков эвакуировали в Севастополь. А вскоре и все белые донские казаки покинули русскую землю, отбывая в неизвестность. Один из кораблей увозил из Севастополя раненого Константина Ростиславовича Поздеева.

Рана, полученная Константином Ростиславовичем в последних боях с большевиками оказалась очень серьёзной, исцеление шло медленно. Остатки Лейб-Гвардии Казачьего полка на острове Лемнос были сведены в дивизион, командовать им стал И.Н. Оприц. Поздеев же после излечения переехал во Францию, где участвовал в создании музея Лейб-Гвардии Казачьего полка под Парижем. В 1969 году Константин Ростиславович, уже убелённый сединами заслуженный ветеран, стал председателем объединения чинов Лейб-Гвардии Казачьего полка, одновременно возглавляя и общее Гвардейское Объединение. Скончался этот достойный во всех отношениях человек 2 января 1981 года, немного не дожив до своего столетнего юбилея. Останки его покоятся на русском кладбище Сен-Женевьев-Де-Буа.



Могила К.Р. Поздеева

Константин Ростиславович Поздеев был женат, супругу его звали Ольга Фёдоровна. В Гражданскую войну эта женщина служила сестрой милосердия в белых армиях Юга России, участвовала в Ледяном Походе. Она пережила своего мужа на три года и похоронена с ним в общей могиле. Были ли у них общие дети - неизвестно.

Неизвестных героев не бывает, Казачество, История Отечества, Гражданская война, Белые

Previous post Next post
Up