Патриарху Кириллу - 70 лет.

Nov 20, 2016 22:31


Сегодня - 20 ноября. А это значит, что сегодня Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполняется 70 лет. Юбилей серьёзный, солидный, но для архиерея - вполне обычный. Тем не менее, смею утверждать, что этот юбилей - важная дата для всей Русской Православной Церкви.



Вчера прочитал в дружеском блоге (zoyae): "Думаю, никто и никогда не сможет узнать и прочувствовать даже сотой доли ответственности и тяжести патриаршего Креста. Хотя за последние 7 лет мы были свидетелями частых нападок на Церковь и лично Патриарха Кирилла. Причем, удары наносились не только извне, но даже изнутри православного общества, когда отдельные его представители, забыв Христа и возомнив себя судьями, пытались( и пытаются) осуждать слова и поступки Патриарха Кирилла.

Меня поражает выдержка и сила воли Патриарха, с которыми он терпит все личные поношения. Но в защите Церкви, отстаивании христианской веры, в силе слов его проповедей - ему нет равных. Наш Патриарх никогда не подстраивается под события и ситуации, потому что его служение - служение Христу и людям" (конец цитаты).

Надо сказать, Елена предельно точно сформулировала, что есть Патриаршее служение и что оно значит для Святейшего Кирилла. Заступая на свой пост, владыка Кирилл сказал в своё время:  "Нет и не может быть в жизни Патриарха ничего личного, частного: он сам и вся его жизнь без остатка принадлежат Богу и Церкви, его сердце болит о народе Божием, особенно же о тех, кто отпал от церковного единства и кто еще не обрел веру. Патриаршее служение является особым духовным подвигом. Этот подвиг невозможно нести в одиночку или при поддержке ограниченного круга единомышленников. В этот подвиг через молитвенное общение и соборное делание вовлекается весь епископат, вся полнота Церкви со всем многообразием дарований, присущих ее членам.


Патриарх - защитник внешних канонических рубежей Церкви. Это служение приобретает особое значение в той ситуации, которая возникла после образования независимых государств на пространстве «исторической Руси». Уважая их суверенитет и радея о благе каждого из этих государств, Патриарх в то же время призван заботиться о сохранении и укреплении духовных связей между населяющими их народами во имя сбережения той системы ценностей, которую являет миру единая православная цивилизация Святой Руси" (конец цитаты). По сути, святейший начертил программу своей деятельности на посту Патриарха Московского и всея Руси. И этой программе с тех пор он неукоснительно следует.



Фото из журнала Елены (zoyae)

А время, в которое святейший Кирилл заступил на Патриаршую кафедру, было ой, каким непростым в нашей церковной истории. Церковь захлёстывала внутренняя смута, миряне в открытую бунтовали против епископата, обвиняя всё священноначалие скопом не много, не мало - в служении сатане и антихристу. Самочинные "канонизации"  явочным порядком Гришки Распутина и Ивана Грозного вопреки ясно выраженной позиции Архиерейского Собора, лжеучение о "богоравном царе-искупителе Николае II", настоящая паника из-за ИНН и новых российских паспортов (в которых какие-то параноики углядели "печать антихриста") грозили окончательно похоронить Православие на Руси. Точно чья-то злая и рассчётливая рука незримо направляла протестные настроения, ходившие в обществе, против Церкви и её священноначалия, упрямо и многократно подсовывая людям подленькую идею о необходимости защиты Православия от... самой Православной Церкви.

Смута дополнялась мутной волной апокрифов, заполонивших собой наши церковные лавки и полностью расшатывавших христианское вероучение "по благословению" неких анонимных старцев - вспомним хотя бы откровенно нью-эйджерский по сути культ Славика Крашенинникова. Я отлично помню, как толстенные стопки книжек про этого самого Славика (фактически проповедующих переселение душ под причитания о "печатях антихриста" и "продажных архиереях") лежали у нас во всех церковных лавках, в то время как святоотеческие сочинения, не говоря уже о трудах современных богословов, невозможно было достать.

Когда стало известно, что Поместный Собор избрал Патриархом Владыку Кирилла, десятки и сотни якобы православных сайтов разразились, как по команде, призывами "уходить в беспоповство", а по приходам поползли слухи, что новоизбранный Патриарх вот-вот переведёт Богослужение с "боговдохновенного" церковно-славянского языка на современный, а затем объявит об унии с католиками. Владыку Кирилла ненавидели, считали "главным идеологом апостасии" и сладострастно ждали, когда же он, наконец, предаст Православие.

Этого не случилось. С Божией помощью Патриарху Кириллу удалось одолеть смуту. Получилось в точности по верной мысли Гилберта Честертона: "Много раз было, что вера несомненно летела ко всем чертям. И всякий раз погибали черти".

Трудны были первые шаги Патриарха Кирилла на его посту. Но трудно было и время, в которое ему выпало управлять церковным кораблём. Едва удалось справиться со смутой внутри Церкви, как новая смута всколыхнула государственную жизнь - одержимые патологической русофобией ультралибералы и неожиданно примкнувшие к ним неонацисты попытались организовать в Москве бархатную революцию, за которой должен был неизбежно последовать распад России (каковые планы даже не скрывались). И поскольку Православие было ключевым пунктом русской национальной идентичности - смутьяны обрушились на Православие с удвоенной яростью. По стране прокатилась волна осквернения святынь.



Православный крест, поваленный неизвестными вандалами. Сибирь, 2012 год.

Не успела сойти эта пена, как кровавый фашистский переворот произошёл на Украине, вышибив из Русского Мира его ключевое звено, его колыбель. Священный Киев, место Крещения Руси, оказался захвачен откровенно антирусскими и антихристианскими силами. Православные верующие были поголовно объявлены "шпионами", "врагами Украины" и "пособниками агрессора", хъотя никаких российских войск на территорию Украины не вторгалось. В этих условиях Патриарху Кириллу приходилось принимать непростые и порой непопулярные решения, ведшие к достижению главной цели - сохранить Церковь, не лишить людей возможности молиться и причащаться, а тех, кто пока пребывает вне Христа - возможности обрести Его.

Святейшему Кириллу много помог опыт жизни в условиях гонений. Сегодняшним его критикам стоит почаще вспоминать, что владыка Кирилл был верующим в условиях, когда за такое людей подвергали репрессиям. Его отец и дед погибли в тисках советской репрессивной машины, его семья едва не умерла от голода. Ему самому ещё в детстве пришлось сносить насмешки от сверстников и придирки учителей из-за его религиозных убеждений. В условиях послевоенного СССР, когда Хрущёв грозился "показать по телевизору последнего попа", а отрицание религии стало для большинства сограждан необсуждаемой нормой (подросло уже два поколения, не помнящих иной власти, кроме советской) нужно было уметь не превратиться в маргинала-эскаписта и при этом сохранить неповреждённой веру, избежать греха отступничества.  А это требовало недюжинного дипломатического искусства, которое оказался вынужден проявлять... мальчишка-школьник, сын священника и будущий Патриарх.

И когда сегодня мы вновь услышим о том, что Патриарх Кирилл, будто бы, говорит "не то", встречается "не с теми" и вообще ведёт церковный корабль "не туда" - давайте всё же помнить о тяжести патриаршего креста. И о том, что Бог не попускает человеку креста свыше его сил. Этот крест Богу было угодно возложить не на наши немощные плечи, а на плечи владыки Кирилла. А значит не нам и решать, куда вести церковный корабль, с кем для этого встречаться и что при этом говорить. Пока Патриарх верен Православию, пока он не призывает нас к исповеданию ереси - мы обязаны ему беспрекословным послушанием.

Особенно же дико и нелепо выглядит, когда святейшего в "измене Православию" (и даже в неверии в Бога) начинают обвинять те, кто во времена не столь отдалённые горячо поддерживал коммунистические идеи и одобрял гонения на Церковь. Не им, только вчера свалившимся с пальмы "научного атеизма" и больно ударившимся при этом головой, подозревать в чём-либо  человека, сохранившего веру в условиях коммунистических гонений.



Поэтому да не будем осуждать святейшего, а помолимся, да продлит Господь его дни на земле во благо Святой Православной Церкви. И да даст ему сил достойно нести   свой крест дальше, несмотря на шипение злопыхателей. Спасибо Вам, владыко, за Вашу отеческую заботу о нашей Церкви и о нас!

Православие, Патриарх Кирилл, Наши праздники

Previous post Next post
Up