Дракон снова зашевелился. Самое время точить меч

Apr 21, 2015 23:06




На днях наткнулся в ЖЖ у отца Варлаама (fater_varus) на такое "оптимистическое" сообщение.

Оказывается, "православные активисты и организация под названием "Национальный комитет+60" обратились к Патриарху московскому и всея Руси Кириллу с просьбой канонизировать Владимира Путина в канун дня Победы и по "воли народа божьего". Активисты подчеркнули, что по правилам РПЦ не возбраняется причислять к лику святых человека при жизни" (конец цитаты). "Без дураков скучно", - итожит отец Варлаам.

Я, конечно, не богослов. Если я что не так скажу, мои друзья-священники, надеюсь, меня поправят. Но, насколько мне известно, Бог свободу воли человека не насилует. А это значит, что никакой прижизненной канонизации в принципе быть не может. Допустим, Церковь при жизни канонизирует некоего деятеля (безотносительно личности Путина и моих оценок этой личности), а он потом возьмёт, да и отречётся от Христа? Ситуация не такая уж невозможная: достаточно вспомнить Иуду Искариота. А ведь тоже был причтён к апостолам, тоже ходил вместе с ними на проповедь и, вероятнее всего, обратил ко Спасителю не одну сотню человек. И его, как апостола, тоже в принципе можно было бы канонизировать при жизни (причём с куда большим основанием, нежели Путина). А потом всплыли бы те же тридцать серебренников и тот же предательский поцелуй в Гефсиманском саду. И то же самоубийство. О последствиях для нравственного богословия реализации такой гипотезы предпочитаю не думать, а то слишком страшно становится.



Картина Ильи Глазунова "Поцелуй Иуды".

Но куда больше, чем это абсурдное предложение о прижизненной канонизации (якобы, не противоречащей канонам Православия), настораживает меня мотивировка предлагаемой канонизации: "по воле народа Божьего" (хороши "православные" активисты, пишущие слово "Бог" с маленькой буквы - см. исходный текст). Если Церковь начнёт в своей деятельности руководствоваться не Божией Волей, не Евангелием и не постановлениями Вселенских Соборов, а "волей народа", то тут далеко можно уйти. Настолько далеко, что не только от Православия, но и вообще от христианства камня на камне не останется.

Во-первых, не будем забывать, что слово "народный" в богословии имеет вполне конкретный (и отнюдь не комплиментарный) синоним: "языческий". Наша же вера - не "народная", а Божественная. Наша задача - сохранить неповреждённой Истину, открытую Христом, а отнюдь не следовать за переменчивыми настроениями толпы. Не забудем, что та самая толпа, которая встретила Христа торжественной "осанной" ровно через неделю бесновалась перед пилатовым дворцом, скандируя: "Распни! Распни Его!" - как предостережение всем последующим поколениям сторонников "теории народного суверенитета". "Народ" -  понятие слишком безликое. В нём нет конкретных имён, нет лиц, с которыми можно было бы вести диалог и о чём-то договариваться - от любой договорённости толпа легко отмахнётся, как только её настроение переменится. И даже спросить: "Как же так?" - будет не у кого: толпа всегда может сказать в ответ: это были не мы, это такие-то бяки, с которыми мы не имеем ничего общего. Решение может принимать только тот, у кого есть лицо и имя. Тот, кто за это решение несёт ответственность как перед Богом, так и перед людьми и в случае необходимости готов дать отчёт. Так возникает потребность в иерархии.



"Народное богословие" в действии

Во-вторых, "народ" - слишком общее понятие. Народ есть пёстрое собрание глав, как очень точно подметил отец Андрей Кураев. И нужно обладать очень большим тактом и очень большой внутренней культурой, нужно быть подлинным аристократом духа, чтобы не отождествить собственное личное мнение (тем более - если оно уже успело пару - тройку раз встретить сочувствие) с мнением народа. Кому-кому, а уж нам с нашим тяжким опытом революций и гражданских войн это должно быть хорошо понятно.

В-третьих и в-самых-неприятных, я очень хорошо помню, кого нам от имени народа предлагали в святые в прошлом десятилетии. А также кого от имени того же народа предлагали ненавидеть. Тогда, несмотря на весьма преклонный возраст и слабое здоровье Патриарха Алексия II, Церковь нашла в себе мужество не пойти на поводу у площадных крикунов и не канонизировать ни Гришку Распутина, ни Ивана Грозного, ни Сталина, ни "отрока Вячеслава Чебаркульского". Здоровый богословский разум и страх Божий взяли верх над пресловутым "страхом иудейским". И вот тут данное обращение приобретает несколько зловещий оттенок. Мне очень хотелось бы сейчас ошибиться. Но похоже, что "опричная реформация", заглохшая было после дела "Пусси райот", снова поднимает голову. Это с её стороны предельно логично. Те, кто участвовал в её идейном разгроме в 2007 - 2009 годах, сегодня либо уже у Господа, либо так или иначе успели себя скомпрометировать. Отец Андрей Кураев - главный "громоотвод" Православной Церкви в течение двух десятилетий - своим очевидно безумным предложением покормить зарвавшихся кощунниц блинами и своей последующей фрондой перед священноначалием. Отец Георгий Митрофанов - своей столь же безумной книгой в защиту Власова. Марина Кравцова вообще куда-то пропала из церковной публицистики. Так что опричники вполне могли решить, что противостоять им больше некому. А ход "с Путина" давал им возможность использовать в своих целях пресловутый "административный ресурс". Нет никаких сомнений, что за Путиным снова последует и Распутин, и Иван Грозный, и Сталин (как-никак, Верховным Главнокомандующим был в Великую Отечественную), а главное - всё то же старое требование: "Долой митрополит-бюро! Глас народа - глас Божий!"



А начиналось всё вот с этого. Но идиотизм, как известно, не лечится...

Тем самым можно будет сразу убить двух зайцев. Во-первых - вбить клин между светской властью и священноначалием и влезть в образовавшийся зазор в качестве посредников. А во-вторых - продолжить и дальше раскручивать маховик "патриотического майдана". Не секрет, что многие из тех, кто в прошлом десятилетии числился в рядах вождей "опричной реформации" (в частности, Константин Душенов), сегодня активно пиарятся на поддержке Новороссии (насколько реально они её поддерживают, мне неизвестно, но пиара тут явно больше). Публикации о том, что священноначалие и лично Патриарх Кирилл предали православных, мне прошлым летом уже попадались...

Итак, старый дракон снова зашевелился. Что ж, он мне хорошо знаком. Самое время точить меч. Потому что мои обязанности как христианина не меняются в зависимости от эпохи.

Апологетика, Православие, Секты и деструктивные культы

Previous post Next post
Up