очень интересно было бы узнать,
каким образом "высшую идею" фильма представляли
сами создатели фильма.
Не так давно отшумели новости по поводу появившегося ремикса фильма Игла. Не перестает удивлять людское желание вновь и вновь окунуться в те самые молодые годы. Когда все было хорошо и славно. Когда, как казалось, старое прошло и на пороге стоит новая жизнь.
Размышляя о причинах, послуживших выходу ремикса, я пришел к выводу, что движет людьми не столько коммерческий интерес с одной строны и потребительский дух с другой, сколько непреодолимая тяга человеческого сердца прикоснуться к подлинному, познать подлинное. Но почему ремикс? почему не посмотреть все тот же фильм под новым угом зрения, с новых позиций? может быть стоит переосмыслить уже так хорошо знакомое и интуитивно ощущаемое?
Вспомнился мне один разговор, произошедший на бескрайних просторах сети интернет лет эдак восемь назад. Ни много ни мало, некоторые из нас тали свидетелями диалога между режиссером фильма Игла рашидом Нугмановым и некиим человеком по имени Саша. Ниже я предлагаю выдержки из переписки этих людей. Так как сама переписка велась на форуме Рашида, то ниженаписанное является простой копией. Сам диалог несколько шире, здесь приводится лишь его часть, на мой взгляд наиболее интересная.
Александр :
Трудно поверить что имена в "Игле" выбраны произвольно. Это уже вопрос к Рашиду - по какому принципу героям назначались имена? И что за странное имя - "Моро"? Кстати, на древнееврейском языке "Мора" означает "ужас" (Господень), а в одном месте Библии это слово даже употребляется в качестве имени Бога -- "...да принесут дары Страшному" (Пс.75:12) -- здесь в исходных текстах стоит именно слово "Мора". Это всё вроде бы случайные совпадения, которые вцелом выглядят закономерно. В итоге становится непонятно, где замысел Рашида, а где замысел "третьей силы". Почему, например, солнце оказывается именно с правой стороны? Совершенно случайно. А вот каким образом эти все совершенно случайные совпадения выстраиваются в закономерную картину - это я как раз и пытаюсь понять. Не будем спешить с выводами.
Имена в "Игле". Моро, Дина, Артур Юсупович, Спартак, Архимед - какой смысл они подразумевали?
===============================================
Рашид: Да, вы правы,
философия «пустого сосуда» позволяет наполнение его непредусмотренными смыслами. Это близко к технологии стихосложения. Поэзию (наряду с музыкой) я склонен считать одним из наиболее версатильных искусств в том смысле, что подлинные стихи складываются «сами по себе», без видимого усилия автора. Причем чем более он свободен и отвлечен, тем глубже и проникновеннее его произведение. Такая поэзия не «осознается» автором в момент написания, а скорее «чувствуется». Понимание приходит потом, и не всегда со стороны самого автора, кстати. Если суммировать, то искусство поэта заключается в его максимальной «невовлеченности», способности быть неким «каналом», через который свободно реализуется этот мир.
Не берусь судить, насколько удачна в этом смысле «Игла», но именно это было главным для меня при её создании. Впрочем, как и в других вещах, которыми я когда-либо занимался.
===============================================
Рашид: Имена. Моро - пришло из моего проекта «Король Брода», который я писал с начала 80-х, вначале как воспоминания «бродовских» об алмаатинской жизни 60-х, затем как киносценарий, где Цой должен был сыграть этого самого Короля Брода по кличке «Моро». Кличка реальная, и за ней реальный человек, легендарная личность для узкого круга центровых ребят того времени. Моро умер при довольно темных обстоятельствах. Утонул.
Дина и Артур Юсупович - по оригинальному сценарию Баранова и Килибаева.
Спартак - подсказала сестра. У этого персонажа в сценарии было какое-то невнятное банальное имя, типа «Филя» или что-то в этом роде. Я хотел же найти нечто мужественное и в то же время нелепое в силу неспоставимости этой мужественности с персонажем, которого, как я сразу определил, будет играть мой вгиковский сокурсник Александр Баширов. Как-то долго не мог найти подходящее имя - всё казалось натянутым, с переборами в ту или иную сторону. И вдруг сестра помогла: назови «Спартаком», говорит - как одного нашего дальнего родственника. Мне понравилось.
Архимед - это подлинное имя Архимеда Искакова, который сыграл в фильме друга Спартака.
===============================================
Александр : Ваш ответ повлёк меня к длительным размышлениям. Прежде я старался доказать то же самое, что Вы говорите прямо, что образы фильма "Игла" возникли в результате создания своего рода "канала", когда смысл сюжетов как-бы возникает неведомо откуда и осмысливается лишь по факту его появления.
На мой взгляд, роль зрителя здесь оказывается похожей на раскрашивание картинок, когда задаётся контур рисунка, а дети раскрашивают ограниченные области в свои цвета.
<...>
Мне думается, что создание фильма "Игла" имело в своей основе некое стремление к выражению определённой идеи, и эта идея, в моём понимании, выражается словом "совесть". Именно эта идея и повлекла "невидимую силу" к участию в этом фильме. Но это лишь моё предположение.
Отсюда возникает вопрос: очень интересно было бы узнать, каким образом "высшую идею" фильма представляли сами создатели фильма. Интересно, что говорил по этому поводу Цой.
===============================================
Рашид: «Игла». ...плановое производство «Казахфильма», вроде бы каждый знает «чего хочет». Я преуспел в том, чтобы сломать у всех такие иллюзии. Когда я пришел на картину, люди перестали это понимать. Сценарий я запретил актерам читать и репетировать, сказал, мол, достаточно того, что я прочитал его, а репетиции только навредят, поскольку никто из них не профессиональный актер (я вообще никогда не снимал профессиональных актеров, мне это неинтересно). Съемочная группа, конечно, не привыкла работать в таких условиях, и для них пришлось сделать вид, что я знаю, что делать. Вроде поверили и успокоились, положившись на меня. Помогло и то, что главным оператором я пригласил своего брата. Первый показ смонтированного материала был для всех сюрпризом. Кто-то принял с восторгом, другие с недоумением, третьи с негодованием. Даже соавторы сценария разошлись во мнениях. Бахыт Килибаев сразу въехал в картину, а Саша Баранов был вне себя от ярости и требовал убрать свое имя из титров. Потом потихоньку и он въехал.
Я привел эти примеры к тому, чтобы показать, что различия между «осознанным» и «неосознаным» творчеством для меня лежат скорее в профессиональном инструментарии, нежели в мыслительных процессах автора. Как дополнительный пример можно назвать систему голливудского кинопроизводства. Вот уж, казалось бы, ярчайший пример того, где каждый знает, чего хочет. Все расписано, регламентировано, рассчитано многократно, но... и сам Голливуд признаёт, что заранее предугадать результат невозможно. Почему? Ответ простой: в любом искусстве (и в шоу-бизнесе в том числе) есть две составляющих: создатель и зритель. И то, что будет происходить в голове второго, неизвестно даже ему самому, не говоря уже о первом.
Наконец, идея «совести». Наверное, вы правы. Когда оглядываешься назад, понимаешь, что она имела важное место в работе. Я и политикой-то занялся только поэтому: не мог спокойно наблюдать, как достоинство моей страны насилуется и втаптывается в грязь её «вождями». И все же при работе об этом не думаешь. Ни у Цоя, ни у меня никакой «высшей идеи» не было. Мы просто понимали, что каждый из нас нормальный парень, нам было легко вместе - и в жизни, и на съемках (которую мы от жизни не отделяли) - и никаких мучительных вопросов о бесцельно прожитых годах, часах и минутах не возникало. Прямо наоборот. И этого было достаточно.
===============================================
Александр : Спасибо, Рашид, весьма обстоятельные ответы! Меня не покидает странное ощущение, что в изни Цоя важное значение имела некая мистическая составляющая, которая особенно не скрывалась, но и специально не подчёркивалась. Едва ли кто-то мог её заметить, поскольку нет у людей нужного угла зрения.
Когда пророк ходит рядом, он воспринимается обыкновенным человеком, который не делает ничего такого, что ассоциируется со словом "пророк". Ничего необычного, просто технология стихосложения, просто построен канал. Правда, именно этим и занимались библейские пророки - пели песни, слагали стихи, и оказывалось, что смысла в них несколько больше, чем могло бы показаться на первый взгляд... И кто имеет представление о библейских пророках? Как правило, всё то, что связано с Библией - это удел людей иного склада, не позволяющих даже предположить такое чтобы Цой, или Рашид Нугманов - могли бы быть пророками в самом настоящем, библейском смысле слова. Нередко приходится слышать нечто наподобие: "Цой не пророк, потому что он пил, курил и ругался матом". Иногда в этот список добавляют злоупотребления наркотиками и женщинами (в чём лично я сомневаюсь).
Но разве пророк - это из области курения или пития вина?
<...>
Александр : Утверждение идеалов совести и правды, добра и справедливости, необходимость утверждать всё это - её никто не отменял и не уменьшал значимость. "Эй, а кто будет петь, если все будут спать?" - вот в чём вопрос. Люди рано похоронили Цоя и подвели итоги, и занялись каждый своими делами, как будто "концерт окончен". Нет, не окончен, потому что вопрос не в том, каков Цой, а вопрос в том, каковы мы сами. Способны ли мы только слушать и реагировать, или способны поступать соответственно, и не только на словах, но во всяком деле.
Кто такой Цой? Поющий парень с гитарой? Нет, гитара, песня - лишь инструменты, способы реализации, способы озвучивания идеи. Фильм - другой инструмент, другой способ реализации, но идеи - те же самые. Цой это в первую очередь - идея, дух. И человек Виктор Цой интересен потому, что отражает и озвучивает именно эту самую идею, и он близок тем, кто близок к нему по духу, вне зависимости от времени и пространства. Но вот вопрос, насколько близко такое восприятие Цоя к реальности? Это всего лишь сон, порождение сознания, фантазии о человеке, которого я никогда не видел и не понимал? Как Вы думаете, Рашид?
===============================================
Рашид: "Цой не пророк, потому что он пил, курил и ругался матом". Иногда в этот список добавляют злоупотребления наркотиками и женщинами (в чём лично я сомневаюсь).
Про пророка не знаю, но могу засвидетельствовать: Цой курил много, пил вполне в меру (никогда не видел его напившимся, во всяком случае), матом не ругался, иногда мог ввернуть ради шутки (как в том примере с Эдом, что я привел), наркотики вообще не употреблял и в «злоупотреблении женщинами» мною не замечен. За пять лет, что я его знал, был он только с двумя: сначала с Марианной (его первая жена) и затем до самой гибели с Наташей Разлоговой. О других не знаю. Однажды, где-то в мае-июне 87-го года, когда он еще жил с Марианной, в одно из наших ночных шатаний по Питеру забрели к кому-то в гости, и к утру легли рядками поперек разложенного дивана, человек пять. Он в эту ночь шутки шутил с одной девчонкой и, чтобы она не ушла, сковал себя с ней наручниками. Так и пролежали на диване скованными, пока не рассвело. И это самое злостное из злоупотреблений женщинами, которое я от него видел. Девушка нутро была торжественно раскована, но так и не ушла, и мы все пошли в ларек покупать утреннее пиво. Эта девушка потом создала группу «Колибри» и пела в ней.
по старым материалам сайта http://www.kub.kz/ Итак, в качестве сути тем, поставлю вопрос, пользуясь словами Саши:
Кто такой Цой? Поющий парень с гитарой? Нет, гитара, песня - лишь инструменты, способы реализации, способы озвучивания идеи. Фильм - другой инструмент, другой способ реализации, но идеи - те же самые. Цой это в первую очередь - идея, дух. И человек Виктор Цой интересен потому, что отражает и озвучивает именно эту самую идею, и он близок тем, кто близок к нему по духу, вне зависимости от времени и пространства. Но вот вопрос, насколько близко такое восприятие Цоя к реальности?