Много про собор слышал, но никогда тольком не вникал в суть происходившего.
Оригинал взят у
tapirr в
«Второй Ватиканский собор: спустя пятьдесят лет» "Мы на земле не для того, чтобы охранять музей, но для того чтобы возделывать цветущий сад жизни."
Открытие второй сессии II Ватиканского Собора (29 сентября 1963)
Хосе Комблин (1923-2011)
«Второй Ватиканский собор: через пятьдесят лет»
перевод
jacopone_da "Большинство епископов, съехавшихся на Второй Ватиканский собор, не понимали, почему и зачем их созвали. Не было никаких проектов. Они считали, как и функционеры курии, что папа сам мог бы все решить и не было нужды созывать Собор.
Но существовало меньшинство, очень хорошо осведомленное о проблемах католиков, особенно в самых развитых интеллектуально и пастырски странах. Там переживались драмы борьбы между стремлениями священников, погруженных в заботы современного мира, и ватиканской администрацией. Эти люди знали, что происходило во времена понтификата Пия XII, который не разрешал никаких реформ, как бы их ни ждали многие его подданные. Все, искавшие включения Церкви в современный мир, сформированный развитием науки, технологии, новой экономики, духом демократии, чувствовали себя ущемленными. Существовала группа епископов и кардиналов, сознававшая необходимость реформ и желавшая использовать возможность, предоставленную Иоанном XXIII. Курия же не принимала идей нового Папы, и многие епископы растерялись, потому что Иоанн XXIII был так непохож на пап Пиев, начиная с IX-го.
Подготовительные комиссии Собора были выраженно консервативными, поэтому в день открытия Собора богословы и советники, приглашенные самыми сознательными епископами, оценивали перспективы пессимистически. Но прозвучала вступительная речь Иоанна XXIII, решительно порывавшая с традицией предыдущих пап. Иоанн XXIII объявил, что Собор созван не для новых обвинений в ереси, как обычно. Он сказал, что надо представить миру другое лицо Церкви, чтобы современные люди лучше её понимали. Большинство епископов ничего не услышало и подумало, что папа просто болтает, потому что не упомянул ни одной ереси. Но папа не желал умножать догматы, а стремился говорить с современным миром на понятном языке. Просвещенное меньшинство поняло намек и почувствовало, что может рассчитывать на поддержку папы в борьбе с курией.
У курии была своя стратегия. Она хотела выхолостить Собор. Комиссии уже подготовили документы по всем заявленным вопросам. Все они были консервативными и не предусматривали никаких реальных перемен в пастырской работе. По мысли курии, эти проекты будут приняты соборными комиссиями, и Собор закончится через пару месяцев, приняв безобидные, ничего не меняющие документы. Следовало только составить списки комиссий из консервативных епископов и объяснить Собору, что легче всего - принять списки, уже составленные в курии, тем более что епископы не были знакомы друг с другом.
Первым понял это дон Мануэль Ларраин, епископ Тальки (Чили) и президент Латиноамериканской епископской конференции. Он был закадычным другом дона Эльдера Камары, так что они вдвоем объявили о своих подозрениях собранию епископов-реформистов. Надо было отвергнуть списки, предлагаемые курией, и требовать, чтобы комиссии выбирал непосредственно Собор. Лидеры группы - кардиналы Депфнер из Мюнхена, Германия, Льенар из Лилля, Франция, Сюэненс из Малина, Бельгия, Монтини из Милана и другие - выступили и потребовали, чтобы Собор сам назвал членов комиссий, что и было единодушно принято.
В результате новые комиссии отвергли все проекты документов, составленные подготовительными комиссиями, что было самоутверждением епископов перед лицом римской курии. Папа был счастлив. За несколько часов Мануэль Ларраин и Эльдер Камара составили списки латиноамериканских епископов, которые могли бы войти в комиссии, а его друзья со всего мира сделали то же для других континентов. С самого начала было ясно, что Собор будет непрерывной битвой против римской курии. У папы не было сил с ней бороться. До нынешнего дня папы - узники курии, которая должна была бы зависеть от них.
Соборное большинство, увлеченное за собой передовой группой, не хотело разрыва с прошлым и поэтому всегда выслушивало консервативное меньшинство, представлявшее интересы курии и отождествлявшее себя с ней. Из-за этого многие документы Собора получились двусмысленными, потому что после реформистского абзаца шел консервативный, утверждавший прямо противоположное.
Соборное меньшинство и курия так и не обратились. До сих пор они противятся Второму Ватиканскому собору, а аргументы находят в самих консервативных соборных документах. Когда Иоанн Павел II цитировал тексты Собора, он выбирал самые консервативные, как будто других не существовало. Например, в конституции Lumen Gentium основное - понятие и место народа Божьего в Церкви. Однако, как только речь заходит об иерархии, народ Божий исчезает и всё идет по-прежнему. А в 1985 году с подачи кардинала Ратцингера народ Божий был вообще исключен из ватиканского словаря. С тех пор ни один официальный документ не говорит о народе Божьем.
Ныне реформы Второго Ватиканского собора кажутся нам весьма робкими и недостаточными. Вот что осталось от собора и может быть основой будущих необходимых реформ:
- возвращение к
Библии как основе церковной жизни поверх всех позднейших доктринальных наслоений;
- утверждение народа Божьего как активного участника церковной жизни и в свидетельстве веры, и в организации общины, с юридическим определением его прав и возможностей в случае давления со стороны властей;
- утверждение Церкви бедняков;
- утверждение Церкви как служащей миру без стремления к власти;
- утверждение экуменизма, тесного общения между христианскими церквами;
- утверждение встречи всех религий и нерелигиозного мышления;
- литургическая реформа, вводящая символы и слова, понятные для современных людей.
Источник