Jun 24, 2012 07:55
- Насколько актуальны в Новом Завете ветхозаветные заповеди, например, «не пожелай осла ближнего своего»? Это ведь евреи такой народ - им надо всё конкретно, а нам можно просто сказать: «не завидуй».
.О. Георгий: Вы задаете сразу два разных вопроса. Один из них - можно ли в наше время на современном языке человеку любой национальности (еврею, не еврею - это неважно) говорить просто: «не завидуй», или ему лучше сказать поконкретнее: «не желай ни того, ни другого, ни третьего»? Второй - насколько актуальны ветхозаветные заповеди для Нового Завета.
Начнём с первого вопроса, простого. Опыт показывает, что современный человек вообще тугоух - значительно в большей степени, чем древний человек. И когда ему говорят: «не завидуй», - это совсем не значит, что он перестанет завидовать, когда ему говорят: «не пожелай», - это не значит, что он перестанет желать. В этом смысле мы чаще всего уступаем и древним евреям, и вообще древним людям. Хорошо бы автор этого вопроса попробовал поэкспериментировать на себе, проверить - как для себя, так и для других - преимущества одного и другого метода. Я не уверен в том, что можно что-то менять в слове Божьем. Конечно, древняя форма существует как древняя форма, она может быть не всегда приятна для современного уха, однако человеку нужно десять раз сказать «не пожелай» и десять раз сказать «не позавидуй» - и тогда, может быть, он хотя бы прислушается.
Говоря о втором вопросе - об актуальности ветхозаветных заповедей - нужно уточнить, о какой из них мы собираемся говорить. Заповедь «не завидуй», я думаю, очень актуальна для современных людей. «Не пожелай чужого» и «не кради» - тоже. Посмотрите вокруг себя, и вам сразу станет ясно - актуально это или неактуально. Конечно, есть заповеди (может быть, приведённый пример не самый в этом отношении лучший) действительно устаревшие - если не вообще для любого человека, то для христианина, который имеет больше сил, больше опыта, как исторического, так и общекультурного, духовного, и не нуждается в целом ряде предписаний о ритуальной чистоте и т.д.
Нужно помнить и о том, что с переменой заветов изменилось само отношение к заповедям. Ветхозаветные заповеди требуют от человека высокой этической планки, а новозаветные Писания требуют прежде всего полной отданности сердца Богу (впрочем, этого хотел и Ветхий Завет, замечу вам в скобках). А самое главное, Новый Завет знает не только то, как можно жить по-божески, живя ещё на земле, но и какой силой это можно делать. Новый завет прямо и откровенно говорит, что делать это возможно лишь силой Христовой - уже без посредников, потому что нет посредников между человеком и Богом тогда, когда объединил их Христос. В Ветхом Завете посредником был Закон, а он не даёт человеку много сил. Люди говорят одно, но часто вынуждены делать другое. Хотя, конечно, общественное мнение, умение держать себя в руках, умение собирать свою волю останется актуальным для всех, пока существует этот мир
ответы на вопросы,
Тора,
заповеди,
этика христианская