Как интересно! уж столько лет прошло, а как вчера было. Пошел я, значит, пешочком из дома прямиком в Ярославль храм Ильи пророка поглядеть. Потом на Новгород. Потом хотел в Псков к о. Павлу Адельгейму заглянуть, да домой вернулся к жене и детям.
За прошедшее время успел "труд жизни" написать: "Образ Илии в Мф. 17:10-11 в контексте эсхатологических ожиданий: Книга пророка Малахии, литература 2-го храма и Четвероевангелие".
Оригинал взят у
mikha_el в
Жатва - храм Ильи пророка, ЯрославльПрекрасная подборка фото наверное самого лучшего храма России - храма Ильи пророка в Ярославле. 9 лет назад я пошел погулять пешком из дома как раз в этот храм, посмотреть фрески. Жатва.
Оригинал взят у
oksana52 в
Храмы России. Ярославль, Церковь Ильи Пророка
Церковь Ильи Пророка в Ярославле - выдающийся памятник русской художественной культуры XVII столетия, вписавший ярчайшую страницу в развитие ярославской школы архитектуры и живописи. Она стоит в центре Ильинской площади - главной площади города, и, замыкая перспективу нескольких улиц, стала одним из главных архитектурных сооружений центра Ярославля. Редкостный памятник русской церковной старины, храм Ильи Пророка в Ярославле с давних пор привлекает внимание многих знатоков и любителей древностей, художников, ученых, туристов.
Церковь Ильи Пророка в Ярославле была построена в 1647-1650 гг. на средства богатейших ярославских купцов братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных.
На месте, где стоит храм Ильи Пророка в Ярославле, ранее стояли две деревянные церкви - холодная во имя Пророка Ильи и теплая Покрова Богоматери. Когда были основаны эти церкви - неизвестно, но об Ильинской церкви упоминается в повести о чуде от иконы Спаса в 1612 году. В повести говорится, что когда несли святую икону, напротив церкви пророка Ильи некий слепой прозрел «обеими очами яко никогда же сея болезни имев».
Нынешняя большая каменная церковь Ильи Пророка, как свидетельствует церковная летопись и вставленная в стену запись, сделанная славянской вязью на белокаменной плите справа от входа в храм « начата созидатися « в лето 7155 (1647), месяца мая в 9 день; совершена же сия церковь и освящена в 7158 (1650) году, июня в шестнадцатый день, при державе Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси, при святешем Иосифе Патриархе Московском и всея Руси, при митрополите Варлааме Ростовском и Ярославском».
Первоначально церковь Ильи Пророка стояла на территории усадьбы Скрипиных и вместе с ее постройками составляла единый ансамбль. По плану реконструкции Ярославля 1778 года Ильинская церковь оказалась в центре административной площади, и, замыкая перспективу нескольких улиц, стала одним из главных архитектурных сооружений города.
Эта церковь не только одна из самых красивых, но и третья по величине среди церквей Ярославля: больше нее только Успенский собор и храм Иоанна Предтечи в Толчкове. В настоящее время храм Ильи Пророка в Ярославле является одним из наиболее полно и хорошо сохранившихся памятников.
Почти такой же она сохранилась до наших дней
Церковь Ильи Пророка по конструкции принадлежит к традиционному соборному типу храма. Это кубический четырехстолпный крестовокупольный храм на подклете, с тремя алтарными апсидами с восточной стороны.
Основной четверик храма - высокий, массивный, увенчанный пятью главами на световых барабанах. Необыкновенно хорошо его внешнее убранство: барабаны украшены аркатурно-колончатыми поясами и окружены рядами кокошников.
С трех сторон храм Ильи Пророка окружен широкой двухъярусной галереей, которая первоначально была открытой. На галерею с севера и запада ведут богато украшенные крыльца на ползучих арках. Западное крыльцо более длинное, его марши, разделенные широкой площадкой - рундуком, служат торжественным входом в храм с главной улицы. Северное крыльцо - более простое, оно значительно меньше выступает вперед, им пользовались в будни.
К северо-западном углу храма примыкает высокая шатровая колокольня. Ее ярус звона окружен арочными проемами с килевидными завершениями, а в шатре прорезаны два ряда отверстий-«слухов», обрамленных нарядными наличниками. Нижняя часть колокольни глухая и строгая, что еще сильнее оттеняет ажурную легкость аркады и шатра. Колокольня несколько выдвинута из общего объема всей группы, и все же не утратила с ней окончательной связи - вход устроен из северо-западного угла паперти.
Самая замечательная часть храма - шатровый Ризположенский придел. Он несколько младше остального здания, его выстроили специально для хранения ценнейшего дара - частицы ризы Господней.
В противоположность колокольне, суровая гладь башнеобразного Ризположенского придела оживлена окнами, украшенными высокими наличниками, создающими на фасаде игру светотени. Небольшой восьмерик, поставленный на прямоугольное основание, также имеет на каждой из сторон подобно обрамленные окна. Расположение окон подчинено общей пирамидальной композиции. Группы кокошников на углах четверика и в основании шатра объединяют силуэт здания и создают плавный переход от стен к восьмигранному завершению.
Высокий стройный шатер изящно поднимается из двойного ряда кокошников восьмерика.
Ряды горизонтальных выступов-перехватов на ребрах шатра смягчают монотонность больших глухих плоскостей его граней и делают силуэт шатра еще более легким и устремленным ввысь.
Церковь Ильи Пророка сложена из большемерного красного кирпича, в качестве связующего использовался известковый раствор. При декорировке применялся белый камень и тесаный кирпич. Первоначально кирпичная кладка оставалась без побелки, впервые храм был побелен известью, слегка подцвеченной охрой, в начале XVIII в. Церковь крыта железом на четыре ската, пять глав четверика железные, небольшие главки над колокольней и приделами черепичные. Первоначальное покрытие храма было позакомарным, или посводным, но как и в храмах Рождества Христова и Николы Надеина, покрытие было декоративным, а не конструктивным.
Пять престолов Ильинского храма
В состав Ильинского ансамбля входит пять престолов. Новгородскому происхождению рода Скрипиных обязано посвящение четырех престолов Ильинской церкви.
Центральный храм назван во имя библейского пророка Ильи, наиболее почитаемого в Новгороде святого.
Теплая церковь посвящена празднику Покрова Богоматери, культ которого был распространен повсеместно на Руси, но в Новгороде чтился особо. Этот Покровский придел - очень большой, с двумя апсидами, что бывает редко у боковых приделов.
Северный придел, служивший Скрипиным домовой церковью, носит имя святых исповедников Гурия, Самона и Авива. Эти святые считаются покровителями супружеской жизни и счастливого брака. Он представляет собой башенного типа храмик , который завершается тремя рядами кокошников, поставленных на убег и небольшой главкой. В начале ХУ века в Новгороде произошло знамение от иконы святых исповедников, и это событие было отмечено постройкой в их честь церкви. В подклете этого придела находится усыпальница рода Скрипиных.
Придел в дьяконнике освящен в память Варлаама Хутынского - одного из самых почитаемых в новгородском пантеоне святых. Этот святой олицетворял для новгородцев славу местной истории, и имел то же значение для Новгорода, как Сергий Радонежский для Москвы.
И Ризоположенский придел устроен в честь редкой культовой реликвии - частицы ризы Христа.
Какой же нарядной была она в XVII веке!
Великолепное декоративное убранство - еще одно достоинство церкви Ильи Пророка в Ярославле.
Скрипины не пожалели средств на украшение церкви. Были приобретены и заказаны прекрасные иконы, сюда же братья передали и свои иконы. Все они небольшого размера, любовно собирались Скрипиными для домашней молельни. Иконы Ильинской церкви были богато украшены жемчугом и драгоценными камнями.
Не менее роскошными были и золотая и серебряная церковная утварь, златотканые облачения священников, покровы и пелены из атласа и бархата. Для освещения центрального храма служило большое медное паникадило весом в 10 пудов и три паникадила меньших, весом по 5 пудов каждый.
На колокольне поставлены были 5 колоколов от 106 пудов до 25 и 5 колоколов были перенесены со старой колокольни. Вокруг церкви Ильи Пророка Скрипины построили каменную ограду, к которой примыкали два каменных дома для священника и дьякона, и деревянный дом для причетников.
Для содержания храма Скрипины «дали по душах своих и по душах родителей своих в вечный поминок в Ярославле пол семь лавок да 13 палат больших». Братья умерли, не оставив после себя наследников - Иоанникий в 1660 году, Вонифатий - в 1661. В подклете придела Гурия, Самона и Авив, в родовой усыпальнице, и были похоронены люди, подарившие Ярославлю такую жемчужину - церковь Ильи Пророка.
Работа над украшением храма продолжалась и после смерти братьев. Жена Вонифатия Скрипина Иулита в 1680 году, незадолго до смерти, заказала росписи центрального храма.
В составе артели художников, расписавших храм, были костромичи и ярославцы. Возглавляли ее знаменитые изографы костромичи Гурий Никитин и Сила Савин, местными мастерами руководил ярославец Дмитрий Семенов. Глава артели Гурий Никитин был крупнейшим художником - монументалистом XVIIв., он создал замечательные ансамбли росписей храмов Ростова (церковь Воскресения), Переславля (Троицкий собор Данилова монастыря ), Суздаля (Преображенский собор Спасо - Евфимиева монастыря), Костромы (Троицкий собор Ипатьевского монастыря), Ярославля. Его многолетним помощником был кормовой иконописец первой статьи Сила Савин. Третий знаменщик Дмитрий Семенов позднее участвовал в росписи церкви Рождества Христова в Ярославле, Введенского собора Толгского монастыря.
Росписи церкви Ильи Пророка поражают радостным, светлым настроением и ощущением полноты жизни. Художникам удалось добиться необычайной красоты колорита.
Ильинские росписи представляют собой одно из высших достижений русского искусства, они вписали ярчайшую страницу в развитие ярославской стенописной традиции. Стенописи центрального храма хорошо сохранились, так как были выполнены на высоком по качеству уровне. Благодаря своим знаменитым росписям церковь стала яркой достопримечательностью Ярославля.
После того, как умерла вдова Вонифатия Скрипина, Иулита Макаровна, храм стал приходским, с весьма небольшим приходом. В конце XVII века по инициативе и на средства земского старосты Ивана Мякушкина были сооружены резные новые иконостасы в стиле московского барокко в Покровском приделе и в центральном храме. Работы выполнял столяр Толгской слободы Иван Якимов. В 1697 году артелью местных мастеров был расписан теплый Покровский придел. В начале XVIII века были выполнены росписи галереи и приделов - Ризоположенского и Гурия, Самона и Авива.
Click to view
Click to view
источникОригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru