Удивительно, дорогие братья и сёстры, то, что говорит Исайя пророк. Вот я сейчас слушал текст и думал: почему это так хорошо ложится и на праздник пасхальный, и на Преполовение, и на день памяти мучеников - великомученика Георгия, мученицы Александры, мучеников Анатолия и Протолеона? Что здесь общего? Прежде всего, удивительно то, что всё это - образ действия. Что больше всего нам мешает? Наше бездействие. Мы часто не творим ничего плохого, не говорим и не думаем ничего плохого. Но беда не в этом, а в том, что мы не только не думаем ничего плохого - мы вообще не думаем. Мы не только не делаем ничего плохого - мы вообще ничего не делаем. Мы не только не говорим ничего плохого - мы просто молчим, пополняя знаменитые ряды молчащего большинства. Это плод всей массовой культуры XX века и это то, чему очень остро противостоит пророческое слово, а значит и стоящий за ним Господь, открывающий пророку Свою волю, волю как образ действия.
Пророческое слово - образ действия. Пасха - это действие Христа после смерти. Мученики - прежде всего те, кого мы прославляем за их действия. И здесь употребляются очень энергичные глаголы: приходите, ешьте, получайте даром, бесплатно, слушайте меня, вкусите, насладитесь, внимайте, придите, живите! Есть даже обращение к злодеям, а не только к добрым людям: «Пусть и злодей откажется от своего пути, а грешник от мыслей своих», «Пусть вернутся к Господу», не просто «перестанут делать зло». Как нам часто кажется, если ты перестал, то всё хорошо, всё в порядке. Нет, надо не только перестать, надо ещё вернуться к Господу, и Он помилует. И даже повторяется: «К Богу нашему пусть вернутся». Это удивительно, дорогие братья и сёстры: слово, что выходит из уст Божьих, не исполненным - что значит бездейственным, - к Богу не вернётся. Оно выполнит волю Божью, свершит то, для чего оно послано Богом. И горы, и холмы должны не просто ликовать, а шумно возликовать. Все деревья и поля не просто должны быть в порядке, они должны рукоплескать (хотя мы, конечно, спросили бы, где это руки у полей и деревьев)! Кипарисы должны вырасти вместо колючек, тогда это станет славой Господа, вечным знамением непреходящим. Вот это удивительно - такой напор!
[Сейчас мы можем делать всё, что хочет от нас Господь. Однако не делаем. Почему?] Здесь ещё сказано, что обязательно надо возвещать славу Божью, т.е. не просто её принимать. Надо призывать других признать Божью силу и славу. Вот эта какая-то потрясающая активность Бога и Божьего народа, и Божьего слова, Божьего действия - она приносит плоды. Нельзя стать мучеником, будучи бездеятельным. Тебя могут убить, это другое дело, но не всякий убитый человек, даже если он верующий, - мученик. Чтобы стать мучеником, надо явить славу Божью еще в этой жизни, как и в смерти. Великомученик - это не тот, кто вышел из каких-то высших кругов, из какой-то элиты. Великомученик - это тот, кто больше других донёс весть о Боге и Его действии до людей, так или иначе знавших о его страданиях и мучениях, о его терпении и прославлении Бога. Церковь прославляла мучеников потому, что видела в них образ жизни, и в Христовом Воскресении праздновала победу жизни и Божьего действия.
Вот это тот аспект, как я думаю, который мы часто не считываем. Мы не очень понимаем, чем библейский текст отличается от многих других мудрых текстов человеческой истории, богатой духовной истории всего человечества. Мы ко всему привыкли, и мы не считываем самого главного, поэтому остаёмся в этой глубокой пассивности. Мы с себя не требуем того, что должны требовать, мы не делаем то, что должны делать, не говорим, что должны говорить, не думаем о том, о чём должны думать. У нас как рассеянный склероз - всего понемножку, чуть-чуть, что-то сделал, что-то сказал, что-то подумал, совсем не обязательно до конца, совсем не обязательно целостно, совсем не обязательно непротиворечиво. И поэтому качество нашей жизни невысокое. Мы вроде делаем всё, что надо, но было бы очень смешно, если бы мы сейчас опознали друг в друге святых, мучеников или не мучеников - неважно. Или преподобных, или святителей, или апостолов, я уж не говорю о пророках. Было бы смешно. Почему смешно? Что, мы злодеи какие-то? Нет, никакие мы не злодеи. Мы не безгрешные, но не злодеи. В чём же дело? А дело как раз в том, что мы легко миримся со всякой рассеянностью, со всякой раздвоенностью, со всякой такой расслабленностью и ленью, прежде всего, ленью духовной. Нам трудно что-то говорить, нам трудно что-то делать. Почему? А мы не хотим брать ответственности, потому что ответственность - это тоже действие. Почему иногда бывает так трудно собрать людей? А люди опять же не злодеи. И тем не менее они не собираются, они как песок распадаются, причём это повсеместно, по всему лицу земли. У нас мы могли бы оправдаться Русской катастрофой XX века, антропологической катастрофой, тем, сем, - могли бы. И нас, может быть, кто-то разумный и послушал бы. Хотя мы прекрасно понимаем, что это тоже прикрытие. Сейчас мы можем делать всё, что хочет от нас Господь. Однако не делаем. Почему? Мы с удовольствием снижаем тон своей жизни, уходим в житейские дела - дела на работе, дома, воспитание детей, здоровье у всех плохое. Мы это делаем с удовольствием, как только есть возможность, есть повод (а иногда и без повода), потому что это наименее ответственная часть жизни; потому что дети, как правило, растут и становятся совсем не теми, кем мы хотели их видеть, работа не приносит нам то, на что мы надеялись, когда приобретали специальность или шли куда-то на работу, и т. д. Уж я не говорю, как нас постоянно подводит здоровье.
И вот это, мне кажется, какая-то наша внутренняя задача - всегда именно действовать, всегда быть готовыми в делах, словах и мыслях возвещать славу имени Божьего, всегда отвечать на слово Божье действием, а не принимать его к сведению. Мы даже учимся так, как будто бы принимаем всё к сведению. Я иногда смотрю на наших студентов и поражаюсь: мизерный процент знаний приводит к изменению жизни или используются в жизни во славу Божью. Поэтому я сначала удивлялся, теперь уже перестал удивляться, когда студенты в какой-то момент вдруг говорят: «А мы не очень даже понимаем, зачем нам так много сил, средств, времени тратить на учёбу, всё какие-то интеллектуальные схемы; это всё для ума, а где же для жизни?» Так оказывается, мы сами должны, получив что-то для ума, это довести до жизни. Но именно этого мы не делаем, мы это только объективируем, возлагаем эту задачу на других, на тех, кто нам даёт знания, вместо того, чтобы самим выполнить свою задачу: получив знания, «приделать» к ним руки и ноги.
Исайя не был бы великим пророком, если бы он буквально в каждой строчке своей не дышал этим духом, духом, который есть сила и действие. И мы плохие христиане каждый раз, когда тот или иной праздник, или тот или иной святой, или то или иное откровение действия Божия ничего не движет в нашей жизни, когда мы остаёмся на расстоянии, зрителями, как будто мы самих себя и друг друга и всю жизнь нашу не Богу предаём, а созерцаем издалече. Мы очень привыкли к тому, что жизнь может быть театром, некой ареной действия. И мы можем при этом с себя снимать ответственность за последствия этих действий.
Дай же Бог, чтобы слово Божье вселялось в нас именно как сила и действие! И дай Бог, чтобы и Христово Воскресение, и огненное, пламенное свидетельство мучеников отражались в нас и меняли нашу жизнь каждый день! Если она будет меняться, то будет меняться жизнь вокруг нас. Тогда будет Бог с нами. А если Бог за нас, то кто против нас? Пока нет таких теснейших обстоятельств, когда нельзя двинуться. Но если есть возможность двигаться и действовать во славу Божью, то нам надлежит это делать. И пусть же всем нам в этом поможет Господь, и тогда для нас и всех, кто вокруг нас, воскреснет Христос!