Отец говорил, что мой дед - Петр Семенович - никогда ничего не рассказывал о войне. Только начинал плакать и уходил, когда видел фильм по телевизору или что-то такое. Я никак не мог понять почему.
Может из-за того, что ам страшно, смерть, убивают? Едва ли... Ответ обрелся вчера после прочтения статьи Давида Гзгзяна. Я считаю, что дед не мог выносить ту бесчеловечность, которая была на войне и в стране:...Бессмысленные атаки пехоты по чистым полям на немецкие пулеметы, воровство тыловиков, беспощадное и унизительное отношение начальства к подчиненным. Такого и в помине не было у немцев - презрительного, циничного отношения к своим людям как к расходному материалу...
Ниже фото настоящего, как я считаю, народного праздника воинской славы. Без идеологий и патоки с елеем. И еще ниже важные мысли по случаю ДП из той же статьи.
... К
стати, в разгар холодной войны и появился День победы как идеологически оформленный праздник. Это была инициатива Леонида Ильича. Боюсь, что никакого такого заряда в нас не было. Это не духовный заряд, а идеологическая пена, банальное средство поддерживать массовое сознание в состоянии эйфории.
- Мы носители травмы, которая тянется еще от Октябрьской революции. Война усугубила эту травму, она продемонстрировала со всей очевидностью, что человек в советском режиме не стоит совсем ничего. Что это расходный материал, личный состав, который часто в прямом смысле посылался на бессмысленную гибель. Большая часть военных потерь, в сущности, не военные, это плод такого отношения к людям. Мы дети выживших в войне людей, которые живут такими воспоминаниями. Это ведь наверняка проявляется в том, как мы выглядим, в нашей повседневности, в нюансах, которых мы даже не чувствуем. Есть известная библейская заповедь, по-славянски она начинается словами: «Не поминай имени Господа твоего всуе». У этого текста есть продолжение: Господь не оставляет без милости до тысячи родов любящих Его и соблюдающих Его заповеди, но наказывает до третьего и четвертого колена тех, кто поминает Его имя напрасно, то есть Его не почитает. Три-четыре поколения людей оказываются жертвами воспитания тех, кто пережил ту или иную форму духовной травмы.
- Но ведь «воспитатели» здесь и сами жертвы…
- Речь идет необязательно о личном проступке, а о том, что человек не в состоянии проживать свою жизнь адекватно, настолько не в состоянии, что оказывается духовным калекой. А это потом отражается на следующих поколениях. У нас в обществе разлита какая-то странная смесь апатии и агрессии. Это очень напоминает то оцепенение, которое царило после войны. Хотя внешне люди любят веселиться, расслабляться, но в этом видна натужность. Способность к естественной жизни наблюдается редко. Все потому, что мы искалеченная страна, и война к этому добавила очень много, просто нет таких приборов, которыми это можно было бы точно измерить. Все это происходит в очень тонких сферах, которые принято называть духовными.