Пока столица гудит в производстве «Программы-200», некоторым пришел в голову резонный вопрос: а может, дело не только в количестве? Построить 200 храмов - большое дело. Но в этом строительстве нельзя действовать по хрущевскому принципу. Союз архитекторов России сегодня открывает конкурс «Современное архитектурное решение образа православного храма». А мы обращаемся к знатоку церковной археологии, искусствоведу, профессору Свято-Филаретовского института Александру Копировскому. О том, как вырастают храмы, он рассказал нашей газете в рубрике «Свободный разговор».
Можно не бояться поставить вопрос ребром: а нужна ли сейчас храмовая архитектура вообще? Ведь и стилистически, и символически все уже было. Судя по ряду храмовых построек конца XX - начала XXI века, традиция церковной архитектуры окончательно прервана. Храмы представляют собой либо «марсианские» сооружения вроде работ Марио Ботты, либо разноцветные игрушки, например, Хундертвассера. В большом количестве растут стилизации и копии древних храмов, как в Греции, России, Армении и так далее. Но храмовая архитектура может возникнуть лишь там, где еще нет храма, но уже есть церковное собрание. Так было в первые века христианства, когда Церковь выражала себя через собрание общины верных с епископом во главе, и это собрание находилось в единстве веры и любви с другими такими же общинами.
Архитектура в современной России в области создания храмов пока не имеет высоких достижений, то есть таких храмовых зданий или комплексов, которые бы стали символами возрождения нашей церкви и были бы признаны всеми или хотя бы большинством. Или пусть меньшинством, но знающим дело. И значит, лучше быть скромнее в своих претензиях на нечто значительное.
Мне кажется, что сейчас наиболее адекватные храмовые постройки - те, в которых могут собраться люди, составляющие из себя основу будущего церковного собрания. Это не пресловутые «десятки» или «двадцатки», не группы пожилых людей или молодежи, не группы по образованию или интересам. Это - общности людей, которые представляют церковь в миниатюре, включая в себя всех или почти всех перечисленных выше. А главное - они готовы быть таким собранием всегда, а не «по возможности» или до первой серьезной проблемы.
Таким общностям и нужно давать помещение, в котором они могли бы служить Богу и людям, но которое можно было бы перестроить или даже со временем выстроить на его месте что-то новое. Если не дают, то нужно строить или арендовать самим. А время покажет, вырастет ли из них что-то и в плане общины, и в плане храмового здания.
[Spoiler (click to open)] Что же касается конкурса, хочется вспомнить широко известную когда-то цитату: «Узок круг этих революционеров (заменим слово - "архитекторов"), страшно далеки они от народа...» А если говорить о том, как в самом деле сделать храмы в Москве более современными и национальными, то можно напомнить слова великого русского художника Александра Иванова: «Что мы ни сделаем, все будет национально (добавим - и современно), если только не будем рабски подражать чужому».
Но, к сожалению, на сегодняшний день «чужое» для нас - не западная церковная или псевдоцерковная архитектура. Это, к сожалению, как раз «свое». «Чужое» - это наша же православная церковная традиция, от которой современные архитекторы берут сугубо внешние признаки древней церковной архитектуры...