Политика памяти в постсоветской России

Feb 11, 2015 19:15






видео

Политика памяти в постсоветской России

Политолог Ольга Малинова о критериях политической пригодности исторических событий и интерпретации прошлого в политике Ельцина и Путина

Первый этап - это начало 90-х годов, первые годы ельцинских реформ, когда прошлое использовалось главным образом в рамках того, что я бы назвала критическим нарративом. Новая Россия представлялась по контрасту со старой Россией. Причем к категории старой России относилось не только советское прошлое, которое интерпретировалось критически, и основой этой критики выступала концепция тоталитарного прошлого, которое, безусловно, осуждалось. И это было важно, потому что именно по контрасту с этим тоталитарным прошлым оправдывались достаточно сложные и тяжелые экономические и политические реформы начала 90-х годов. Одновременно достаточно амбивалентно выглядело и более старое прошлое, потому что существовавшая тогда концепция российской истории была выстроена таким образом, что вся история дореволюционной России служила предпосылкой к Октябрьской революции. Соответственно, в интерпретации прошлого довольно силен был лейтмотив, что дореволюционная Россия тоже не справилась с грузом определенных проблем, не смогла выстроить демократическое общество, и эта очень важная задача по-настоящему решается только сейчас.

С точки зрения выстраивания нарратива о новой России, которая отличается от России старой, очень важно было институционализировать для публичного использования какие-то знаковые моменты новейшей истории. И мы ясно видим, что в ельцинский период такие усилия предпринимались. Правда, предпринимались они не совсем последовательно.

память, история ХХ век

Previous post Next post
Up