Ну вот, о чем-то серьезном можно почитать и поразмышлять...
Пища Азазеля в Откровении Авраама
… после того, как Бог сбросил вниз Уззу и Азаэля, изгнав их из мест высшей святости, они грешили с дочерьми человеческим и совратили мир. Может показаться странным, что, будучи ангелами, они могли обитать на земле. Правда же, однако, состоит в том, что, когда они были изгнаны и сброшены вниз, небесный свет, до того питавший их, покинул их, и они претерпели изменение, опустившись на одну ступень бытия ниже из-за влияния воздуха этого мира. Подобным же образом и манна, спустившаяся ради сынов Израилевых в пустыне, изначально была небесной росой в самом потаенном месте, и ее свет излучался на все миры и на “яблоневые сады,” и ангелы небесные питались ей, но, когда она приблизилась к земле, она материализовалась из-за влияния воздуха этого мира и утратила свое сияние, превратившись лишь в нечто подобное “кориандровому семени.”
Книга Зогар III.208a
Введение
В большей части Откровения Авраама представлено описание откровения данного Аврааму послу его вознесения к Божьему тронному залу. Во время этого вознесения Бог помогает патриарху через великого ангела Иаоила, служащего спутником Авраама в его опасном путешествии к вышними мирам. В обязанности Иаоила входит не просто сопровождать патриарха к обители Бога на небесах, но также приготовить мистика к вхождению в его новую небесную среду обитания. Соответственно, по мере восхождения к Божьему присутствию, Авраам претерпевает ряд инициаций и трансформаций, изменяющих его природу, чтобы он мог соответствовать эсхатологическому состоянию, подобающему для вышних реалий. Одно из самых удивительных превращений, происшедших с Авраамом, представлено в Отк. Авр. 13:4, где Иаоил говорит ему о том, что он будет наделен небесным облачением, снятым с прежнего небесного обитателя, ангела Азазеля. Этим обещанием нового небесного убранства для Авраама предвосхищается его переход в состояние вновь рожденного представителя небесного сообщества. Далее по ходу повествования выясняется, как мистик должен научиться воздерживаться от земной пищи и взамен питаться по-новому, в соответствии с небесным статусом. В Отк. Авр. 12:1-2 этот процесс представлен следующим образом:
И мы шли, лишь мы вдвоем, сорок дней и ночей. И я не ел хлеба и не пил воды, потому что пищей [моей] было видеть ангела, бывшего со мной, а питьем моим была его беседа со мной.
Этот отрывок, в котором излагаются детали поста патриарха, служащего для него инициацией в его небесное состояние, предваряется в Отк. Авр. 9:7 приказанием самого Бога, повелевающего мистику воздерживаться от еды и питья в течение сорока дней и ночей. Во время этого опыта самоотречения герой веры узнает способ, которым он должен питаться во время его путешествия, а именно не принимая пищу или воду, а созерцая великого ангела и слушая его слова. Ученые отмечали уникальность этого описания питания на речь и видение ангельского существа, обращая внимание, к примеру на то, что “это описание ангела, представляющего собой своего рода пищу (что в других источниках относится только к свойствам Шехины), совершенно уникально и беспрецедентно.”
Этот же мотив небесной пищи появляется вновь позднее в главе 13, где говорится о том, как Авраам подготавливает животных для жертвоприношения, следуя указаниям Бога и Иаоила. В то время, когда Авраам ожидает наступления времени вечернего жертвоприношения, “нечистая птица,” падший ангел Азазель, внезапно снисходит на животных, приготовленных адептом в жертву Богу. В словах, произнесенных антагонистом патриарху (а произнесены они были в апокрифе только однажды), вновь поднимается тема небесного пропитания, однако на этот раз мотив небесных яств окрашен в зловещие тона. Небесное создание, низвергнутое из своего вышнего ранга, предупреждает мистика об опасностях предстоящего ему небесного путешествия, указывая на отсутствии человеческой пищи “на священных высотах.” В этом разговоре как и ранее тема пищи вновь помещается в контекст беседы с представителем небесного царства, однако на этот раз мистик встречается в его лице с вражеской силой. В Отк. Авр. 13:36 говорится следующее:
…нечистая птица слетела на тела животных, и я прогнал ее. И заговорила со мной нечистая птица, и сказала: “Что тебе, Аврам, на священных высотах, где ни едят, ни пьют, и где нет пищи для человека? Ведь все это пожрется огнем и сожжет тебя. Оставь мужа, который с тобой, и беги, потому что когда взойдешь на высоту, тебя погубят.” И когда я увидел говорящую птицу, я сказал ангелу: “Что это, господин мой?” И он сказал: “Это неправедность, это Азазель.”
В этом тексте, как и в приведенном выше отрывке из главы 11, обсуждается тема небесной пищи, и в нем легко уловить противопоставление схожих образов по смыслу. Вместо того, чтобы быть питаемым путем созерцания и слушания небесного создания, человеческое существо может само стать, согласно Азазелю, “пищей” для небесных созданий, будучи обреченной быть “пожранной,” как и жертвенные животные, небесным огнем. Соответственно, падший ангел, очевидно, не веря в возможность для человека выжить в вышних обиталищах, предупреждает мистика о его неминуемой гибели в случае, если он осмелится пересечь предел, отделяющий дольний мир от небесных покоев.
Очевидно, что отрывки из 11-ой и 13-ой глав, в которых повествуется о небесной пище, выразительно противопоставлены друг другу по смыслу. Такое противопоставление, особенно образов Иаоила и Азазеля, соединенных с мотивами человеческой пищи, не ограничиваются только повествованиями, содержащимися в вышеупомянутых главах. К примеру, далее в апокрифе Бог показывает Аврааму видение, в котором падший ангел предлагает в пищу Адаму и Еве виноградную гроздь, взятую с Древа познания добра и зла. В этом эпизоде вражеская сила, подобно великому ангелу Иаоилу, изображается как духовное создание насыщающее людей. Но результаты двух насыщений не одинаковы. В то время как пища Иаоила данная Аврааму через созерцание ангела и слушания его слов, приводит патриарха в ангелоподобное состояние, напоминающее райское состояние людей до грехопадения, еда, предлагаемая Азазелем, приводит к гибельным последствиям для первых людей, обрекая их на изгнание из райского жилища в Эдемском саду.
Такое противопоставление сходных мотивов насыщений посредством духовных существ с прямо противоположным результатом для адептов играет заметную роль в идейном и образном строе рассматриваемого славянского апокрифа. В этой статье мы попытаемся подробно проанализировать мотивы ангельской и демонической пищи, содержащиеся в Откровении Авраама, а также их связь с основными богословскими концепциями славянского апокрифа.
Происхождение мотива ангельской пищи
Как уже ранее отмечалось в нашем исследовании, тема духовной пищи мистика появляется в контексте приготовления Авраама к его восхождению к вышним мирам. Необходимо отметить, что мотив небесной пищи посредством созерцания и слушания ангела в нашем тексте совпадает с упоминанием о воздержании адепта от обычной человеческой еды. Такого рода прекращение обычных человеческих действий, вероятно, служит указанием на переход мистика в его новое онтологическое состояние, а именно, на его превращение в ангелоподобное существо.
Согласно замечаниям исследователей, учение о том, что ангелы не могут питаться человеческой едой может быть найдено уже в библейских книгах. Одним из ранних свидетельств этой традиции служит текст Книги Судей, в частности, Суд. 13:14-16, где Ангел Господень открыто отвергает человеческую пищу, попросив вместо нее о всесожжении. В другом месте, Суд. 6:19-21, подобная концепция также становится очевидной из слов ангела, попросившего Гедеона приготовить ему еду, но затем, вместо того, чтобы ее съесть, поглотившего ее огнем.
Эти библейские свидетельства заставляют вспомнить о разговоре Авраама и Азазеля в 13-й главе Откровения Авраама, где падший ангел говорит патриарху об отсутствии человеческой пищи на священных высотах, в то же время предупреждая его об опасности самому оказаться пищей для ангелов, будучи сожженным вместе с принесенными в жертву животными.
В ранних иудейских текстах, не вошедших в библейский канон, также можно обнаружить мотив неприятия ангелами человеческой еды, например, в Завете Авраама 4:9, где говорится о том, что архангел Михаил не способен вкушать человеческую пищу.
Более того, по утверждениям, содержащимся в некоторых иудейских источниках, несмотря на то, что иногда может создаться впечатление, что ангелы принимают человеческую пищу, это впечатление не соответствует действительности. Одним из ранних подтверждений этой точки зрения на проблему ангельской пищи служит Книга Товита, в которой повествуется, что ангел Рафаил сначала принимает участие в человеческой трапезе, но затем он сообщает главному герою, что это принятие земной пищи было всего лишь иллюзией. Также и Филон Александрийский, и Иосиф Флавий утверждают, что ангелы только делают вид, что вкушают земную пищу. Подобного рода свидетельства можно также обнаружить как в псевдоэпиграфах, так и таргумах.
Кроме того, в иудейских псевдоэпиграфах присутствует представление о том, что люди, достигшие ангелоподобного статуса, не могут принимать человеческую пищу. К примеру, во Второй книге Еноха, иудейском апокалиптическом сочинении, написанном в первом веке н.э., ангелоподобный статус главного героя проявляется через его отказ принимать человеческую пищу. В 56-й главе этого сочинения содержится описание возвращения главного героя - седьмого допотопного патриарха Еноха, из его небесного путешествия. По возвращении патриарха его сын Мефусалом просит его разделить трапезу с близкими родственниками. В ответ на это приглашение патриарх вежливо отклоняет его, излагая сыну следующее обоснование своего отказа:
Знай, чадо, что с тех пор, как умастил меня Господь елеем славы своей, и вострепетал я, не услаждает меня пища, и не хочется мне (ничего) из земных блюд.
В этом тексте Енох отказывается не просто от пищи, а от земной еды, намекая своему сыну, что он уже преобразился в небесное существо, насыщающееся иным способом. Следует также отметить, что в 56-ой главе Второй книги Еноха проводится параллель между мотивом отказа от земной пищи и мотивом помазания Еноха елеем Божьей Славы. Это многозначительное сопоставление темы отказа от участия в человеческой трапезе и ангельского помазания возможно служит важным указанием на тот способ, которым ангелы насыщаются в небесном царстве. Нам необходимо более пристально рассмотреть сцену помазания Еноха в 22-ой главе Второй книги Еноха.
Во 2 Енох 22:9 представлен архангел Михаил, снимающий земные одежды Еноха и умащающего его благим елеем. В тексте говорится, что “вид <этого> елея <был> ярче света великого, и умащение им - словно росой благой, и благоухание его подобно мирре, и лучи, от него <исходящие>, - как <лучи> солнечные.” Умащение елеем приводит к тому, что патриарх вместо своих одежд из кожи обретает светоносные одеяния бессмертного ангелоподобного существа. Следует отметить, что в этом сочинении помазание елеем славы, который также идентифицируется с райской росой, превращает земное существо в небесное создание, которого больше не услаждает земная пища.
Мотив райской росы присутствует и в другом раннем иудейском псевдоэпиграфе, повествующем о небесной пище, а именно в Апокрифе об Иосифе и Асенет 16:14, где говорится о том, что ангельская пища создана из росы Божьего рая:
Так как сот этот - дух жизни, и сделан он пчелами рая радости из росы роз жизни, что в раю Божием. И все ангелы Божии едят от этого сота, и все избранные Бога, и все сыны Всевышнего, ибо это сот жизни, и всякий, кто ест от него, не умрет вовеки.
Исследователями уже отмечалось, что медовый сот, который дочь Пентефрея принимает из рук ангела, напоминает манну, небесную пищу, некогда посланную с небес ради сынов Израилевых в пустыне. Также следует заметить что, в Иос. Асен. 15, как и в 2 Енох 56, мотив питания мистика совпадает с помазанием, когда мед идентифицируется с “елеем нетления.” Подобно тому, как это произошло с Енохом, помазание Асенет также дарует ей бессмертие.
Схожие предания обнаруживаемые во Второй книге Еноха и в Апокрифе об Иосифе и Асенет, предоставляют из себя важный материал, позволяющий понять, как на самом деле ангелы “питаются” на небесах. Зачастую предполагается, что они поддерживаемы путем созерцания Божественной Славы, однако не следует исключать и других способов, о которых могут поведать нам различные иудейские источники. Можно предположить, что небесные создания, во время их умащения Божественным светом, принимают пищу не только глазами, но и всеми своими ангельскими телами, на что может указывать рассказ об умащении патриарха во Второй книге Еноха. В тексте 2 Енох 22 прямо указано на источник преображения патриарха, а именно свет, исходящий из сияющего Образа Божьего, который в этом сочинении называется божественным Ликом. Во Второй книге Еноха говорится о том, что свет, изливающийся от Божественного Лица, приводит к радикальным переменам в облике Еноха: покрываясь Божественным светом, его тело претерпевает необратимые изменения. Светоносное тело, заново рожденного представителя небесного сообщества в буквальном смысле “напитывается” светом Божественного Облика. Это умащение ангельских тел сиянием божественного присутствия, Его Шехины, может быть рассмотрено в качестве одного из примеров ангельского питания. В более поздних раввинистических источниках, возможно, тоже подтверждается такого рода насыщающая функция божественного сияния. Так, в Бемидбар Рабба 21:16 говорится следующее:
…Ты можешь найти ответ по аналогии с ангелами-служителями, о которых он говорит, служители Его - огонь пылающий (Пс. 103, 4). Откуда они получают питание? Р. Иудан, от имени Р. Исаака, сказал: из сияния Шехины получают они свое питание; как сказано, В светлом взоре царя - жизнь (Прит. 16:15).
В этом тексте огненная природа ангельских тел сопоставляется с сиянием Божественной Шехины. Сходное предание может быть найдено и в Песикта де рав Кахана:
Служители Его - огонь пылающий. А каким способом питается их огонь? Огнеподобным сиянием Божьего присутствия, ибо написано: В светлом взоре Царя - жизнь (Прит. 16:15).
И в этом источнике также упоминаются ангелы, насыщаемые сиянием Божьего Образа, который, как и во Второй книге Еноха, представлен Божественным присутствием, иначе говоря, Лицом Божьим.
В то время как люди перенесенные в вышние миры, учатся тому, как принимать пищу новым, небесным способом, созданиям изгнанным из небесной области, приходится выживать по-другому, а именно обучаясь принятию земной пищи. В этом отношении интересно отметить, что уже в тексте, служащем своего рода архетипом для подобного рода трансформаций, а именно в библейском рассказе о грехопадении (Быт. 3) присутствует указание на перемену в способе питания как для обоих человеческих существ, так и для Змия. К примеру, в Быт. 3:17-18 Бог обращается к Адаму со следующими словами: “со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою.”
Тема новой пищи Адама и Евы после грехопадения также находит свое отражение в Книгах Адама и Евы, где говорится о перемене в способе питания первых людей после их выдворения из Эдемского сада. Там упоминается голод, который Адам и Ева испытали после их изгнания на землю. Причиной их голода было не отсутствие пищи на земле, а, скорее, то, что они привыкли к иной, небесной пище во время их пребывания в раю. В этой связи важно отметить, что в армянской, грузинской и латинской версиях Книг Адама и Евы особо подчеркивается различие между двумя типами пищи: ангельской, которую Ада и Ева ели в раю, и пищей, находящейся перед ними на земле. Ключевым моментом этих версий Книг Адама и Евы служит подчеркивание в них того обстоятельства, что земная пища непригодна для тех, кто только что вернулся из небесного царства. Как утверждается в Книгах Адама и Евы, “[Адам и Ева] не нашли пищи, подобной той, которой они насыщались в саду,” В частности, в речи Евы в Книгах Адама и Евы 4:2 опять подчеркивается различие между земной и небесной пищей, и о земной пище говорится как о еде для зверей.
Следует отметить, что в Книгах Адама и Евы можно обнаружить также мотив помазания елеем Древа жизни, символа, противопоставленного печально известному Древу познания добра и зла, от которого первые люди вкусили запретный плод, что стало причиной их гибели. Так, в Книгах Адама и Евы рассказывается о путешествии Евы и Сифа к Едемскому саду, куда они направляются в поисках елея, чтобы умастить им умирающего Адама. В этих источниках, как и во Второй книге Еноха и в Апокрифе об Иосифе и Асенет, елей, добытый от Древа жизни, возможно, следует понимать как эсхатологическую субстанцию для трансформации человечества, которое должно вернуть людей в их изначальное состояние до грехопадения. Тем не менее, Адаму было отказано в умащении: архангел Михаил говорит Еве и Сифу, что елей понадобится для эсхатологического возрождения человечества....
Полный текст статьи со ссылками:
https://www.academia.edu/10582054/%D0%9F%D0%B8%D1%89%D0%B0_%D0%90%D0%B7%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%8F