Оригинал взят у
bratstvo_stz в
Священные места в религии древних иудеев, исламе и христианствеСвященным местам, а точнее особенностям восприятия и понимания священного пространства посвящена квалификационная работа выпускника религиоведческого факультета
СФИ Сергея Журихина. В день памяти святителя Филарета Московского, духовного покровителя Свято-Филаретовского института, мы публикуем этот материал. Интервью с Сергеем об обучении в богословском вузе мы
публиковали немного ранее.
Какими же признаками должно обладать некое место (пространство), чтобы оно воспринималось как священное?
Размышляя над этим вопросом, Сергей делится своими наблюдениями на примере религии древних иудеев, ислама и христианства.
Пространство в сознании человека становится священным тогда, когда на его территории происходит явление иной, «потусторонней» реальности. В случае с упомянутыми в заголовке религиями подразумевается, например, явление Бога или ангела. Пространство, где произошло такое «событие», перестает быть обыденным. Оно выделяется в особую территорию и становится почитаемым, то есть таким местом, где происходит религиозное поклонение. Проще говоря: пространство, посвященное Богу, является священным.
В понимании древних евреев священным являлся весь мир, но некоторые его части (территории) почитались как особо священные. В Библии рассказывается о земле, дарованной еврейскому народу от Бога. Эта земля была дана Богом по обетованию (обещанию), поэтому называлась обетованной. Она имела плодородную почву, пастбища и колодцы, что являлось важным для евреев, кочевавших в то время. Это была особенная территория, земля блага, о которой в Библии символически сказано, что она источает «молоко и мед». Но не это было главным, а явление на этой земле Бога, которому еврейский народ хотел служить. Земля, ее блага должны были напоминать евреям о любви Бога, Его верности Своему обещанию. Обладание такой землей связывалось с близким присутствием Бога.
Дарованная во владение обетованная земля должна была служить поводом для общения с Ним: возгревать память о Боге и благодарность к Нему. Для этого были установлены земледельческие праздники (например, первых плодов и урожая), празднование которых совпадало с соответствующими процессами в природе. Память о Боге выражалась и через отношения к людям, ведь среди религиозных норм древних евреев были такие, согласно которым бедным и пришельцам нужно было давать возможность подбирать остатки после сбора урожая.
В исламе, как и в случае с религией древних евреев, священным является весь мир, и разные его территории разнятся «степенью» святости. Внешне это выражается в ориентации молящегося в сторону главной святыни ислама - Кабы.
Каба (араб. «куб») - главная святыня мусульман. Она находится в Мекке и понимается как земное воплощение Кабы, находящейся на небесах. В понимании мусульман она - символ присутствия Бога на земле, Его Дом, символизирующий важные события священной истории ислама: появление Адама - наместника Бога на земле, установление пророком Ибрахимом (Авраамом) единобожия и ниспослание Корана. Поэтому Каба - единственный Храм в исламе. Мест же поклонения и молитвенных собраний (мечетей) может быть много. Во время молитвы мусульмане всего мира обращаются лицом в сторону Кабы. О степени важности Кабы для ислама свидетельствует и то, что она символизирует единство мусульман: все течения ислама признают ее святость и особую роль в жизни верующих.
Также стоит отметить одну интересную особенность, связанную с молитвой в исламе. Благоговение во время молитвы внешне выражается в использовании специального ковра - саджжады. Функции саджжады - отделить молящегося от обыденного мира и ориентировать его к месту расположения Мекки. Современные коврики для молитвы иногда делают со встроенным компасом. В одном из средневековых текстов говорится, что усердные в благочестии мусульмане в доме христианина предпочитали садиться на саджжаду, оставаясь тем самым на «своей территории». Также саджжаду следовало класть на место в седле, предназначенное для мужчины, в том случае, когда он вынужден был ехать на одном осле с женщиной.
По иному понимается мир в христианстве: он не разделяется на святой и обыденный, а весь принадлежит Богу. Это же распространяется на человека, принявшего Христа как своего Спасителя, - все его время, силы и сама жизнь становятся всецело принадлежащими Богу. При этом поклонение Богу меняет свои акценты и перемещается с «особых» священных мест на воскресшего Христа.
В евангелии от Иоанна в разговоре с Иисусом самарянка* поднимает важный вопрос о месте, на котором надлежит поклоняться Богу. Оба предложенных ею варианта - «на этой горе» и «в Иерусалиме» - Иисус отвергает, ведь женщина придавала чрезмерную важность месту поклонения. На это Христос говорит: «Но приходит час ... когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине… Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». (Ин. 4:23,24)
В этих словах заключены важные моменты. Христос указывает на то, как должно происходить поклонение, а не где оно должно происходить. И в тоже время он не отменяет поклонение Богу, например, в храме, дома или другом месте, но придает ему большую духовную глубину.
__________
*Самарянка - жительница Самарии, являвшейся исторической областью Израиля