Следует помнить, что есть человек горд, то он уверен что прав. Но если человек уверен, что он прав, то это вовсе не означает всегда, что он горд. Всякая страсть паразитирует на праведном ядре. Например на осознании своего человеческого достоинства. Думаю,то по Бердяеву гордыней можно назвать субъективацию духа, а смирение - транссубъективностью духа.
О гордыне и смирении
о. Александр Мень,
12 апреля 1981 г.
...Человек в своей гордости часто не слышит ни слова Божия, ни слова человеческого. В этот момент два ученика, которые, бесспорно любили Господа, думали только о себе. В это время они заботились о том, чтобы в будущем царстве - оно представлялось их воображению «в силе и славе», - они находились на таком важном месте, чтобы все люди с завистью смотрели на них, как они встали у трона всемирного царя - справа и слева, два брата. Они просили Его об этом! И даже мать свою подсылали, и она, кланяясь, подходила к Господу Иисусу, прося об этом. "Не знаете, чего просите", - сказал Господь.
Мне кажется, что эти слова часто как бы еле слышно звучат в тот момент, когда мы с вами молимся или мечтаем о чем-то. "Не знаете, о чем просите". Потому что человек в своей гордыне, в своем самомнении становится слепым! Гордыня ведь это не обязательно надменность, гордыня не обязательно явное превозношение, а это может быть тайное чувство, которое гнездится в глубине сердца, и прежде всего это уверенность, что ты прав, что воля твоя - это самое главное и что твоя особа, твоя личность это то, к чему должны все стремиться, и на что должны все обращать внимание. Человек как бы носится сам с собой и в этом корень гордыни.
Гордыня есть болезнь! Недаром там, где находятся душевнобольные, так много людей с помраченным рассудком, которые воображают себя неизвестно кем - властителями, знаменитыми людьми - вот предел гордыни! Начало ее - в излишнем обращении на себя, конец ее - в безумии. Недаром, по учению Церкви, весь корень зла мира лежал в гордыне падших духовных сил. "Гордым Бог противится", - говорит Священное Писание (Иак 4. 6). Преподобный Арсений Великий однажды видел сон, изображавший гордыню; он рассказал его своим братьям: как два монаха пытались внести в храм красивую хоругвь, но вместо того чтобы нести ее прямо, они несли ее поперек двери, пытаясь войти в церковь и не могли. То же самое и гордыня: с ней невозможно приблизиться к Богу.
Только тот человек, кто чувствует сердце другого человека, кто на первое место ставит волю Божию, кто прислушивается к тому, что происходит вокруг и легко может поставить себя на место другого человека, - тот имеет надежду обрести подлинное смирение. "Научитесь от Меня, - говорит Господь, - ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф 11. 29). Сколько раз мы должны с вами это повторять?! Сколько раз мы должны эти слова иметь перед собой?! Мы идем к Богу подобно тем двум ученикам, которые перед Страстной неделей думали о своем, о своей чести, о своей пустой человеческой земной славе! Когда же мы с вами придем к Богу не со своими претензиями, мечтами, не со своей волей, а с полной открытостью воле Божией, только тогда можно действительно найти исполнение своей молитвы, только тогда можно сказать, что Бог нас слышит. А мы кричим о своем, мы стараемся, прежде всего, поставить перед Ним свое.
Наша молитва всегда - "да будет воля моя". Но не так нас учил Господь. Надо все это сломать, перевернуть, отбросить, иначе мы будем без пользы толкаться, как те два человека, которые пытались поперек двери пронести длинную палку хоругви. Годами, всю жизнь можно толкаться - и все будет бесполезно. И будем приходить, грешить и каяться, и жить в серости, жить без духа, без веры, хотя будем числиться среди верующих людей. И так проживем всю жизнь. Потому что "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак 4. 6). Только тем, которые готовы все принять, которые, действительно, не словами, а глубиной сердца говорят "да будет воля Твоя" - вот тем Господь является.
А что значит "является Господь"? Это значит, все, что волнует нас в жизни, что тревожит, радует, манит - все решено в этом, потому что нет другой силы и нет другого спасения, кроме спасения Христова.
Если сегодня мы еще Его не почувствовали, если мы это спасение еще не ощутили, а все стоим, стоим, как гости в храме, то это не Господь виноват, а мы, замкнутые на себя, думающие только о себе, не слышащие, не видящие, окаменевшие сердцем - вот кто в этом виновен.
Поэтому, глядя на апостолов, которые были куда достойнее нас с вами, видя, что и они были подвержены этой слабости: себялюбию, самолюбию, гордости - как должны мы следить за собой! Как должны умертвить в себе этот корень зла, убить его. Тогда мы воистину оживем. Тогда мы встанем рядом с Господом, Который пришел не властвовать, но служить, Который и нас учит не начальствовать, а служить друг другу. "Кто хочет между вами быть первым, да будет всем слугою"(Мк 9. 35). Такими должны мы быть и в наших семьях и там, где мы трудимся. С кем бы мы ни находились - смирение всегда должно отличать христианина. Это наша печать, наш знак, это печать Христова! Без этой печати мы не подлинные христиане, не достоверные, фальшивые, подобно ложному, ненадежному документу.
Трудно это получить, трудно в себе это переломить. Но есть у нас надежда, что сила Божия и благодать Божия нам помогут. Поэтому будем молиться о том, чтобы Господь научил нас смирению и истребил нашу гордыню. И тогда мы откроем Его милость, Его мудрость, Его радость, которую Он дает всем любящим Его.
Аминь.