faq Почему некоторые ноты гармонично звучат вместе? Нейропсихолог Марина Корсакова-Крейн об обертоновой серии, Пифагорейских интервалах и мелодическом мышлении
Мы воспринимаем (сознательно) всякий одиночный музыкальный звук как «частицу». Но на самом деле любой естественный звук содержит в себе длиннющий аккорд - обертоновую серию. Например, когда звучащая струна вибрирует, мы можем видеть рождение этого аккорда,
поскольку вибрация происходит от деления струны на 2, 3, 4, 5… и т. д. частей. С каждым делением производится тихий призвук - обертон. Если мы присмотримся к обертоновой серии, то обнаружим, что самые первые сильные обертоны образуют знаменитые Пифагорейские интервалы, известные со времён античности как консонантные, то есть приятные для слуха. Важно то, что тона Пифагорейских интервалов - «близкие родственники» по обертоновой серии (то есть они обладают общей «громкой» спектральной информацией). Скорее всего, нашей системе слуха требуется меньше энергии на обработку таких сочетаний звуков, и это объясняет не только «приятность», но и отсутствие напряжённости в звуках консонантных интервалов по сравнению с напряжёнными диссонансами. Я называю эту особенность Законом Лености: чем меньше нейронных затрат на обработку звукового сочетания, тем приятнее оно звучит. В этом смысле гармоничные Пифагорейские интервалы служат артистическими универсалами для других, менее консонантных сочетаний звуков.