Иначе мы в лучшем случае - в Ветхом Завете, а то и дальше, где-то ближе к язычеству.

Feb 17, 2014 00:01




Проповедь

Священник Георгий Кочетков
«Служба» и «жертва» для христиан - слова-синонимы
Проповедь после чтения Апостола на литургии Сретение Господне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братья и сестры, христиане!

То, о чем мы сейчас слышали, нам хорошо знакомо. В то же время это то, над чем нужно постоянно думать, что очень непросто дается современному человеку. В древности люди лучше знали, что такое жертва, ведь даже внешними обстоятельствами своей жизни они были вынуждены приносить жертвы. Языческий культ целиком основан на этом. Язычники постоянно приносили жертвы своим богам, желая умилостивить их, склонить к себе, умножить свою силу, ибо человек всегда понимал, что своих сил ему не хватает.
Апостол Павел или один из его учеников в Послании к Евреям говорит нам, что «с переменой священства должна состояться и перемена закона». Во Христе мы имеем новое священство и новый Закон. Мы только тогда живем как народ Нового Завета, когда это священство принимаем и этот Закон исполняем. Иначе мы в лучшем случае - в Ветхом Завете, а то и дальше, где-то ближе к язычеству.
[Spoiler (click to open)]

Что же это значит, дорогие братья и сестры, для нас с вами? Мы с трудом воспринимаем идею жертвы. Мы знаем, что Христос принес жертву за нас, мы знаем, что Он - единый Первосвященник. И собственно священником может быть назван лишь Он, остальные же - лишь по мере причастности к Его жертве, если они это служение продолжают, если они продолжают то крестоношение и возвещение силы Жизни непрестающей, Жизни вечной, которое мы видим во Христе.

Нам бывает трудно приносить Богу жертвы. То ли оттого, что окаменевает наше сердце, то ли оттого, что мы не знаем, как это делается. История нас как бы отучила от этого, за исключением тех нередких времен, когда людям приходится приносить в жертву самих себя и нести свой крест очень даже зримо. Недавно мы праздновали день памяти новомучеников и исповедников российских. Мы их глубоко чтим, несмотря на то, что между ними могли быть и разногласия, и много чего было. Но они предстают перед лицом Божиим и перед лицом всей вселенской Церкви как истинная жертва ради Христа. Они предстают пред нами как провозвестники Царства Небесного, о присутствии которого мы забываем, как забываем и о том, что мы должны не только повторять слова: "Да приидет Царствие Твое", но и трудиться, служить Богу так, чтобы оно приходило, чтобы приблизилось явление Христа во Славе и Царства в полноте.

У нас был уже с вами повод говорить в эти дни о царственном священстве Народа Божьего - всей Церкви, о том, что это значит - царственное священство, или по-церковнославянски "царское священие". Мы с вами говорили, что священником является тот, кто несет служение духом и тем самым приносит Богу жертву. Нашей жертвой может быть покаяние, нашей жертвой может быть все, что связывается в христианском сознании с крестоношением; даже умножение таланта - это жертва, и если мы закопаем свой талант в землю, мы не исполним своего священнического предназначения.

Исполняя это предназначение и призвание, мы должны как бы заново испытать на себе, что значит сослужение тех, кто служит Богу. Ведь в Церкви ничто не делается по индивидуальному почину. Церковь соборна и кафолична, она едина и, значит, при всем многообразии даров Духа, мы все должны сослужить друг другу. Без этого царственное священство не может быть осуществлено даже теми, кто по преимуществу имеет такое призвание, кто служит алтарю, кто приносит бескровные жертвы от имени всего Народа Божьего. Вы же знаете, что без Народа Божьего никто из иерархических священнослужителей не может совершать Евхаристию. Если бы вы все почему-то сейчас повернулись и ушли, мы вынуждены были бы прервать даже эту великую службу. «Служба» и «жертва» для христиан - слова-синонимы. Вы уже знаете, что по-гречески глагол "приносить" в словах анафоры: "Еще мы приносим Тебе словесную сию и бескровную жертву" - это глагол, который употребляется только по отношению к жертвоприношению. И это нам позволяет перевести  слово "служба", "служение" как "жертва". Итак, мы не можем осуществить свое царственное священство, если мы не будем сослужить всем - без различия культуры, пола, возраста, национальности, социального положения - всем, кто берет на себя этот крест.

Царственное священство предполагает еще одно понятие - царственности. Мы должны научиться этой царственности: не в осанке, не во внешнем виде, не в одеждах, потому что Господь не благословляет нас идти туда, где одеваются в мягкие одежды, где являет себя внешнее царство, а не духовное Божье Царствие, или Царствование. Научиться не для того, чтобы нам служили, но чтобы послужить и отдать жизнь свою для спасения ближних - по заповеди и образу нашего Господа. Царство и Царствование - не одно и то же. Когда кто-нибудь в наше время говорит: "На небесах - царство" (иногда добавляя, что демократия - в аду), то при этом происходит подмена, которую, к сожалению, редко замечают. На Небесах - Царствие, а не царство, и когда мы говорим о нем, речь идет не об образе земного царства, а об образе божественного Царствования. Христос - Царь потому, что Его украшением были капли крови на Его челе.

Если мы хотим сослужить Богу «каждый тем даром, какой получил» (и на который вряд ли кто-то пожалуется и возропщет пред лицом Господним, потому что по Евангелию каждый получает свой талант, свой дар «по силе своей»: если получил меньше, то смотри на себя, почему ты получил меньше, чем хотел бы, - может быть, ты не хочешь всю свою силу отдать Богу?), так вот, если нам нужно сослужение и настоящее новозаветное священство, то нам нужно не забыть и об этом царствовании: царственна Любовь, царственна Свобода, человек царственен тогда, когда живет по духу Жизни непрестающей.
Вот ради того, чтобы напомнить себе об этом  и постараться осуществить все это, мы и собираемся на наши замечательные церковные праздники, мы собираемся вместе в общины, в братства, на приходах, в семьях, во многих местах. Нам нужно помнить, что это - дело всей нашей жизни.

«Господь соделал нас царями и священниками» Бога живого, «чтобы приносить Ему бескровные жертвы», «чтобы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет». Но как часто мы об этом забываем! Как часто мы отворачиваемся от этого дара, как часто мы не только сами от него отходим, но и других отводим!
Пусть же в этот день это служение в сослужении поможет нам осуществить свое христианское призвание во славу Божью!
Аминь.
Кочетков Георгий, свящ. Проповеди


о. Георгий Кочетков, проповедь

Previous post Next post
Up