Оригинал взят у
alexander_nv в
Школа, школа, ты зачем? Каждое 1 сентября миллионы детей становятся школьниками. Хочется спросить: «А зачем»? Зачем в современной России человек на протяжении 9 или 11 лет посещает среднее учебное заведение? Для кого-то этот вопрос может показаться глупым или провокационным, но для меня, человека несколько лет отработавшего в школе, мне он кажется вполне актуальным. Объясню почему. Дело в том, что ответ на него с первого взгляда, очевиден: дети ходят в школу, чтобы получать образование. Но в том - то и проблема, что, как я вижу, этой функции школа как раз и не выполняет! В школе дети в своей основной массе не получают образование! Так зачем тогда они туда ходят? Вот на это я и попытаюсь сейчас ответить.
Сразу хочу оговориться, что это мое субъективное видение. Я не претендую на какого-то эксперта, рад буду признать, что я ошибаюсь, если кто-то мне сможет доказать обратное. Так вот о школе. Нельзя сказать, что там вообще никто не образовывается. Более или менее нормально функционирует началка. То есть, вашего ребенка смогут научить читать, писать, считать, ну еще каким-то базовым знаниям и умениям. В среднем же, старшем звене все совсем по-другому. Как правило, в классе по - настоящему учатся от одного до трех человек из 20-30. Я имею виду тех, кто действительно учится, образовывается. Обычно этих детей берут на всякие конкурсы, олимпиады, их куда-то проталкивают. Порою учитель на уроке работает только с ними и ориентируется именно на них. А что с остальными? Остальные делятся на более или менее прилежных, которые аккуратно списывают у отличников, и на остальную массу бездельников, которых просто тащат балластом и ставят тройки, чтобы не портить общую отчетность.
Тогда встает вопрос: зачем же тогда школа, когда основная масса народа там просто просиживает штаны? Может, это все вообще фикция? Нет, не фикция. Школа выполняет на данный момент важную социальную функцию: изоляция и занятость детей на время работы их родителей. Современное индустриальное общество разделило семью, взрослый человек - это экономическая единица, которая должна приносить доход. Труд уже давно перестал быть семейным делом. Поэтому встает вопрос: куда девать всю эту массу детей, пока их родители на работе? Представьте себе, что все эти дети вдруг останутся с утра до вечера предоставлены сами себе! Так что школа была, есть и будет. Только хотелось бы, что бы помимо вышеназванной школа бы еще все-таки выполняла и образовательную функцию.
Какая же роль учителей во всей это системе? Обычный учитель - это надзиратель. Его задача контролировать группу детей на протяжении 40 минут, не позволить причинить вред друг другу, имуществу, ну и самому учителю. Преподавание своего предмета, как правило, это роскошь, которую ни каждый учитель может себе позволить и не каждый, если честно, желает.
Как я уже сказал, непосредственно образование детей не является главной задачей. Нет, главное в школе - это оценка. Это главное для ученика. Возможность избежать репрессии от родителей, получить от них какое-то поощрение, да и просто приятно. Это важно для учителей. Потому что на основе успеваемости формируется отчетность. А все знают, что у нас в стране самое главное - это отчет! Поэтому завуч может втирать очки директору, директор городскому департаменту, городской окружному и так до министерства, ну а министр на заседании правительства докладывает, что Россия по - прежнему самая читающая страна в мире... Помню, был на концерте, посвященном дню учителя. Слово говорила сотрудница из департамента образования. В конце речи она произносит: «И наша с вами главная цель - это»...как вы думаете, что? … Это отлаженная система образования»!
Сейчас в школы внедряется рейтинговая система, которая по мнению самих педагогов может окончательно ее погубить. То есть финансирование образовательного учреждения зависит от уровня достижений, то есть тех же оценок, побед на различных олимпиадах и пр. В нормальном случае это рассчитано на повышение мотивации для педагогов в сфере образовательной деятельности. В реальности это заставляет просто усовершенствовать систему написания отчетов...
Еще один печальный фактор школьной действительности - это жульничество. Мы все с вами ругаем коррумпированных чиновников, сетуем на жуликов и воров, засевших в уютных креслах. Но, позвольте, они все родом из школы. И жульничать россиянин начинает учиться за школьной партой. Списывание в школе - это просто норма. Учителя, конечно, пытаются с этим бороться, но сами же этому и способствуют. Самый яркий тому пример - ЕГЭ. Во время проведения ЕГЭ списывают почти все! И делают это с помощью своих учителей. Не секрет ни для кого, что все классные руководители выпускников во время экзамена сидят с сотовыми телефонами и ждут звонков своих чад. Какие-то серьезные городские тесты, влияющие на аттестацию школы, тоже очень часто выполняются с помощью учителей. В одной школе был эпизод, когда департамент собирался аттестовать 9 классы, а директор вместо них посадил 11. Но этот случай был раскрыт, и директор был смещен со своего места. Дети уже в школе учатся обходить законы и правила, учатся двойным стандартам. Так чему же удивляться, когда такой ученик, став крупным чиновником, распиливает миллиарды? На ум сразу приходит старый мотив: «Учат в школе, учат в школе, учат в школе...»
Что касается учителей. Также не открою Америку, сказав что в учителя, как правило, идут те, кто не нашел себе что-то более лучшее. Да, есть действительно учителя от Бога, сам таких встречал. Но их в школе обычно единицы. Обыкновенного же учителя интересует главным образом его нагрузка, количество часов и пр. Снова и снова приходится говорить, что дети оказываются неким побочным продуктом во всей этой схеме.
Нельзя сказать, что во всех школах так плохо. Есть обычно в городе пара школ (а в миллионных городах, может, и больше), где все - таки учреждение более ориентировано на образование. Там обычно харизматичный директор, который смог подобрать соответствующий коллектив. Такие школы как правило берут себе наименование лицеев и гимназий и значатся в городе, как престижные. Но они в целом мало влияют на общую картину среднего образования.
Не хотелось бы, чтобы после прочитанного сложилось у кого-то впечатление, что во всем виноваты учителя. Нет, главную ответственность за детей несут все-таки родители. Жизненную базу человек получает дома, в семье. С этим приходит в школу. Позиция же многих родителей следующая: вот я вам сдал моего ребенка, воспитывайте! Но все самое основное ребенок выносит из семьи. И это в семье очень часто ребенку не преподаются моральные и культурные нормы и ценности или они декларируются, но ребенок видит противоположное в поведении родителей. В семье ребенка очень часто не учат качественному труду, ответственности, дисциплине. Поэтому, если уж разбирать, кто виноват, я бы выстроил такой рейтинг: родители, учителя, и только потом сами дети.
Выход из этого только один - глубокая реформа всей системы образования. Тут уже не обойдешься просто какими-то новым законами или методиками. Система сгнила изнутри. Может, когда - то у нас и было хорошее образование, но сейчас его нет. Насколько возможно поменять систему, не изменив общественное сознание? Большой вопрос. Но можно начать хотя бы с того, чтобы поднять какую-то общественную дискуссию на эту тему, в которую были бы вовлечены все заинтересованные стороны: учителя и родители. И делать это нужно, как можно быстрее. Извините за банальность - дети наше будущее, но пока оно не лучезарно.