Киевлянке Виолетте Марцинкевич 24 года. Для ХХІ века у нее очень странная профессия: она миссионер. В интервью для портала
"Религия в Украине" она рассказала, как осуществила свою детскую мечту и как изменились её к отношения с Богом и окружающими.
- Виолетта, расскажите о себе и в чём заключается Ваше служение?
- Я езжу по разным странам и бесплатно преподаю в адвентистских школах, семинариях. По образованию я учитель младших классов и английского языка в младших классах. Преподаю английский деткам и взрослым. В Киеве живу очень редко.
- Это связано с поездками?
- Да. В церкви я уже 7 лет, 26 августа был мой духовный день рождения. Я из Международной киевской адвентистской общины (Киев-20). У нас служение проходит на двух языках: на английском и перевод на украинский или на русский. В этой церкви я много лет вела детское служение, а также лет 7 я перевожу служение. Это очень хорошая практика.
- Скажите, пожалуйста, откуда появилась мечта стать миссионером? Как всё начиналось?
- Когда мне было лет 11-12, я прочитала книгу Джой Адамсон «Рождённая свободной». Эта женщина уехала со своим мужем в Кению, и там они несли служение по защите животных. Я была в восторге от этой книги, начала мечтать, что хотела бы там побывать, увидеть это своими глазами: Кения - как это, что это, где это? Но это осталось мечтой. Я сама из достаточно небогатой семьи: оба родителя вышли на пенсию, когда мне было 6 лет. И кому-то рассказать о том, что девочка из семьи, где два пенсионера, мечтает поехать в Африку, - это звучит достаточно…
- Что нужно, чтобы стать миссионером? Им может быть каждый желающий или есть какие-то условия? Кто такой миссионер?
- У людей сложилось мнение, что миссионер - это человек, который стоит на углу улицы и проповедует. Абсолютно нет. Миссионером может быть каждый желающий человек, который может и хочет послужить. То есть то, что вы делаете в своей родной стране: вы преподаватель, доктор, инженер, конструктор, дизайнер, технолог, продавец, - что бы вы ни делали здесь, то же самое вы можете делать в другой стране, но бесплатно. Это может быть служение. Если у вас есть высшее образование и какие-то навыки - отлично. Даже если нет - например, я знаю, что в миссии нужны просто помощники «принести-подать», просто люди, которые могут и хотят выделить год своей жизни и послужить этим, своей добротой, своими силами. Строить церкви, больницы.
- А какой срок служения?
- Есть разные сроки. Можно поехать на 2-3 недели, на несколько месяцев, на год, на 5 лет. Каждый выбирает, на какой срок он может ехать. Можно поехать одному, с друзьями, всей семьей. Я знаю людей, которые приезжали в Африку даже с полугодовалым ребёнком.
- Какими качествами должен обладать миссионер?
- Нужно быть готовым послужить. Кроме навыка, умения, таланта, которые у вас есть, очень многое зависит от дружелюбия, принятия, теплоты.
- Расскажите, пожалуйста, о людях. Что больше всего в них тронуло Ваше сердце?
- Люди очень дружелюбные. Я приезжаю в страну, не зная никого. У меня было уже 2 опыта, 2 поездки - каждая по 10 месяцев. Я приезжаю и не знаю никого, не знаю языка, мало знаю о культуре (какие-то общие представления). А уезжаю оттуда как своя, как родная, как чья-то дочь, племянница, хороший друг. Я знаю, что в любой момент могу приехать, и меня примут с распростёртыми объятьями. И это здорово. Люди очень открытые. Это очень помогает.
- Есть ли какие-то опыты, запомнившиеся больше всего?
- Люди в Кении очень бедные. Не все дети кушают каждый день. Некоторые в семьях едят раз в 2-3 дня или раз в день. Не хватает еды, не хватает одежды: может быть одна одежда на каждый день и одна на субботу, чтобы в церковь прийти. Из старых шин делается обувь. Никакой техники, самые элементарные игрушки. В основном, дети играют со старыми покрышками, с камушками. Например, детишки подбрасывают камушки - один ловит камушек одной рукой, потом подбрасывают два - тоже ловит, три - и пока не проиграет, а потом заново. Играют в «резиночки», во что-то очень простое. Пища тоже очень простая, ничего особенного. Но, вы знаете, я нигде не встречала столько счастливых людей, просто довольных жизнью. У них всё «слава Богу», они такие радостные, - это нечто. Я бываю в других странах, где у каждой девушки в гардеробе по 10 платьев или по 30 юбок, всяких кофточек немеряно и шкафы ломятся; когда ребята меняют мобильный телефон каждые полгода, потому что он уже считается немодным, не отвечает требованиям времени. И всё равно жалуются, как всё плохо, и как «где-то там» всё намного лучше.
- Люди умеют быть радостными и благодарными за то, что у них есть.
- Да, это то, что я там увидела, что повлияло на меня.
- Чему Вас научила эта поездка?
- Простоте. Во всём. Вот я сейчас уезжаю на год, и беру с собой 2 юбки: одну черную - зимнюю, другую белую - летнюю, одно платье на субботу и одно для какого-то торжества (свадьба, начало и конец учебного года). И что вы думаете? Каждую субботу я в чём-то другом, и мне никто ни разу не сказал, что я плохо выгляжу. Наоборот: я получаю комплименты о том, как всё здорово. Простота в одежде, в общении, в еде. Принятие людей такими, какие они есть, вне зависимости от их культурной принадлежности, расовой и так далее. Простота перемещения, жизни. Например, если я останавливаюсь у кого-то на ночь, и передо мной извиняются: «Ой, простите, что придётся спать на полу: больше негде», - великолепно! У вас есть пол, матрас, у вас есть крыша, и она даже не течёт - это уже шикарно.
Эта простота распространилась даже дальше. Я поняла, что мне не нужно так много вещей, как раньше казалось. Мой мобильный телефон достаточно хорош: можно позвонить и написать смс. В принципе, что ещё нужно? Я заметила, что эта простота перекинулась ещё дальше. Например, летом, когда все изнывают от жары и жалуются, как всё ужасно, какое жгучее солнце, мне почему-то не так уж и жарко. Зимой мне не так уж и холодно. Это довольство тем, что есть. И того, что есть, достаточно. То есть, возможно, у меня нет всего того, что мне хотелось бы иметь, но сегодня я знаю, что у меня есть всё, что мне нужно.
- Изменились ли Ваши представления о себе после этой поездки?
- Я поменялась, причем настолько, что некоторым со мной не комфортно общаться.
- В чем это заключается?
- О моде со мной не поговоришь: у меня 2 юбки, - уже не интересно. О последнем мобильном телефоне тоже не поговоришь, о косметике мне не интересно. О каком-нибудь фешенебельном курорте - это тоже от меня далеко: зачем тратить за 10 дней деньги, на которые, например, в Кении, семья может прожить целый год? Мне уже не понятно.
- Вы рады этим переменам?
- Да. Отсеялись люди, которые были ненастоящими, поглощенные блеском этого мира. Возможно, они считают меня странной. Ну что же, я лучше буду странной и свободной. Мне нравится думать об учениках Христа: их тоже считали странными. Но они же были учениками Христа. Поэтому я лучше буду Его ученицей. Ну, подумаешь, «с особенностями».
- Изменились ли Ваши отношения с Богом, Ваше представление о Нём?
- Да, я стала намного ближе к Богу. В месте, где никого не знаешь, ты новый человек, есть только Один, Кому можно доверять, на Кого можно положиться, и это здорово. На самом деле, так всегда было, но в ворохе друзей, знакомых, коллег кажется, что Он не так уж и важен. А на самом деле это Тот Единственный, Который может восполнить все нужды, ответить, услышать, простить. Было много молитв, слёз, каких-то непониманий, недоразумений, испытаний. Это приблизило меня к Нему. Я вышла из комфортной зоны, когда уехала отсюда, и это приблизило меня к Богу. Выход из комфортной зоны всегда приближает к Богу. Когда рядом есть кресло, телевизор, блеск этого мира, то реакция будет: «Ой, раздавать газеты?! Ой, прийти в пятницу на вечернее служение?! Ой, какой кошмар, ну зачем? Лучше я дома посижу». А когда нет этого комфорта: «Раздавать газеты? Здорово, пошли! Опять? Обязательно! А во сколько? Ой, нет, давай раньше, чтобы мы не опоздали». Вот это отношение - это классно. Я такое люблю.
- Это определённый вызов и себе: довериться Богу, и сделать этот шаг.
- Да! Я поняла, что, став миссионером, я по-настоящему стала доверять Ему, понимать, что Он - Властелин мира, Он руководит всем, - абсолютно не я.
- Что для Вас было самым важным в этой поездке?
- Быть солью, быть светом. Потому что то, что я делала (казалось бы: я просто там преподаю), точно так же, как тут, но это не так.
- Что Вы считаете самым важным в миссионерском служении?
- Быть открытым, принимать людей, быть готовым подружиться с людьми, выслушать, помолиться за них. Это очень ценится. Одно из моих служений - это ободрение.
- Очень интересно, что это за служение?
- Да, оно такое необычное, не все способны это делать. Я знаю, что у меня есть талант ободрять. Кажется: ну, что такое ободрять? Это же не хлеб и не масло - не жизненная необходимость. Но на самом деле очень многие люди не уверены в себе, и поэтому мало чего могут достичь. И всё, что им нужно - это кто-то, кто поверит и скажет: «А по-моему, отличная идея! Дерзай!». Я обожаю так служить.
- Чему Вас научила эта поездка? Если Африка научила Вас простоте, то чему - Сербия?
- Готовности. Готовности послужить.
- Открытости?
- Да. Я прихожу куда-то и ещё не знаю, чем я могу послужить этим людям, но я готова. И когда меня просят: «Вы могли бы проповедовать сегодня? Вы могли бы послужить здесь? Вы могли бы посетить этих пожилых людей?» - Отвечаю: «Да! С удовольствием!». Когда я заранее готова послужить и молюсь о том, чтобы Бог послал мне того, кому я могу послужить, то меня не застает врасплох просьба: «Ой, ну, извините, я не готова, я не знаю, я подумаю». А вот эта готовность. В запасе у меня всегда были несколько опытов, несколько миссионерских историй: я заранее готовила, чтобы как только что-то нужно, я была готова это сделать.
- Вам нравится служить?
- Да, мне очень нравится. Я люблю отвечать Богу «Да!».
- Что дальше? Какие у Вас планы? Вы не останавливаетесь в служении?
- Я не останавливаюсь. Я подала документы, чтобы снова поехать как миссионер. Сейчас я молюсь о Его воле, чтобы я поехала именно туда, где буду нужнее всего. Я также молюсь о том, чтобы Он усмотрел место, финансовые возможности, чтобы мне туда добраться. Посмотрим, что из этого получится.
- Что Вам дает такая жизнь в служении?
- Особую близость к Богу.
- А почему так мало людей хотят быть миссионерами?
- Это не комфортно. Кому нравится жить в простоте, иметь минимальное количество одежды, денег? Работая так, я не зарабатываю ничего. Нам нравится хвастаться: у меня зарплата столько-то тысяч рублей, мой мобильный телефон такой-то марки, а вчера я была там-то, этим летом мы поехали туда-то. Когда я приезжаю туда, у меня есть еда, жильё и небольшая стипендия. Например, в Сербии стипендия была 50 евро. Этого хватало на мыло, шампунь, на то, чтобы пойти в какой-то музей, на проезд по городу, на самое основное.
- Что можно сделать, чтобы заинтересовать молодёжь миссионерским служением, выйти из этой зоны комфорта? Что должно произойти?
- Вернуться к себе. Есть люди, которых можно назвать настоящими. Они не прельщены блеском этого мира. Таким людям проще стать миссионерами. А те, которые привязаны к этому блеску…
- Блестят?
- Блестят. С другой стороны, много отговорок: «У меня семья, дети». - Можно поехать с семьей и детьми. «У меня работа». - А что, разве Бог не может найти другую работу для вас три месяца спустя или год? «У меня внуки». - А что, внуки без вас не проживут несколько месяцев? «Я уже старенький». - Никогда не поздно. По-моему, на это служение принимают до 99 лет. Если Вам меньше чем 99 - у Вас есть шанс!
- А как вдохновить тех людей, кто хочет стать миссионером, но робеет?
- Нет ничего плохого, когда есть страх и робость. Шаг за шагом мы становимся всё ближе и ближе к Богу. В моём случае Африка была комфортна. Может, Вам стоит начать где-то поближе. Я верю в одну вещь, - которая меня подвигла быть миссионером. Иисус жил в Назарете. А давайте вспомним, сколько чудес Он сделал в Своем родном городе, когда пришёл туда в разгар Своего служения? Сколько? 10? 30? 50? 100? Ни одного. Я изучала исследования, в которых пишут, что вокруг Назарета были целые сёла, города, где не было слышно ни одного вопля больного. То есть вокруг Назарета не было ни одного больного, одержимого, хромого человека. А в Своём городе Он не совершил ни одного чуда. И в Евангелии звучит эта фраза: «никто не пророк в своём отечестве». Я поняла, что преподавать я могу в любой стране мира, но нигде я не могла послужить в такой мере, в таком объёме, как вдалеке от родного дома. А здесь я не пророк. Может быть, это тоже поможет сделать первый шаг.
- Что Вы считаете самым важным в жизни?
- Надо любить людей. Мы попадём в Царство Небесное не потому, что знаем все доктрины слово в слово, и не потому, что мы каждое воскресение в 10:45 уже в церкви, и не потому, что ни разу не заснули на проповеди. А потому, что мы любим Бога очень сильно, и потому, что любим ближнего очень сильно. Для меня это важно.
http://www.religion.in.ua/main/interview/23390-redkaya-professiya-missioner.html