В итальянском монастыре Бозе 7 сентября завершилась 21 ежегодная международная экуменическая конференция. В этом году ее тема была вдохновлена книгой известного русского богослова Павла Евдокимова «Этапы духовной жизни».
В конференции приняли участие представители большинства православных церквей и многих духовных школ. Официальную делегацию Московского Патриархата возглавлял ректор Коломенской семинарии епископ Зарайский Константин (Островский). Свято-Филаретовский православно-христианский институт представляли ректор священник Георгий Кочетков и проректор Дмитрий Гасак.
Свои приветствия участникам конференции направили главы крупнейших христианских конфессий. От имени патриарха Московского и всея Руси Кирилла участников приветствовал митрополит Волоколамский Иларион.
Эта конференция - приглашение к размышлению «о тех знаках, которые ход времени запечатлевает на нашем теле, уме, сердце, и на нашей духовной жизни», - сказал, открывая конференцию, приор Бозе о. Энцо Бьянки. Поднять такую тему устроителей вдохновила книга Павла Евдокимова «Этапы духовной жизни» (эта книга была впервые переведена на русский язык и издана Свято-Филаретовским институтом). В течение четырех дней прозвучало 16 докладов, авторы которых обращались к Священному писанию и святоотеческому наследию Западной и Восточной церкви. Специального доклада о самом Павле Евдокимове не было, однако об одном из его учителей отце Сергии Булгакове рассказал на круглом столе Антуан Аржаковский (Колледж св. Бернарда, Париж).
[Spoiler (click to open)] Доклад доцента МДАиС священника Михаила Желтова был посвящен таинству крещения, через которое для верующего человека открывается возможность христианской, церковной жизни. В дискуссии после доклада священник Георгий Кочетков отметил, что современная практика крещения очень далеко ушла от древней литургической традиции. В этой связи встает вопрос о применении к современной жизни всех духовных этапов, связанных с крещением, а значит, не только о переводе и осмыслении традиции, но и о литургическом творчестве.
Профессор Фессалоникийского университета Петрос Василиадис в своем докладе прокомментировал выражение св. апостола Павла «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Этапы духовной жизни в богословии св. Исаака Сирина и сирийской традиции, которая вслед за апостолом Павлом различает «плотского», «душевного» и «духовного» человека, анализировал в своем выступлении профессор Себастьян Брок (Оксфорд). С докладом «Духовная полнота в миру согласно древней святоотеческой и монашеской традиции» выступил Симеон Пасхалидис (Фессалоникийский университет). Западную монашескую традицию представлял игумен Михаил Ван Парейс (Шевтонь, Бельгия) с докладом «Лестница смирения и братское общение по учению святого Бенедикта».
Продолжая затронутые темы полноты духовной жизни и ее общинно-братского измерения, священник Георгий Кочетков отметил, что для воплощения церковного предания в современной жизни недостаточно утверждать лишь две парадигмы - монашескую и семейную. «В постконстантиновский период истории церкви церковная жизнь и духовное возрастание все более связаны с общинно-братским иноческим путем, который снимает противоположение брачного и небрачного путей, по-другому решая вопрос о бытовой и духовной жизни. Этот путь укоренен в христианской традиции с древности, он начал свое возрождение примерно с конца XVIII века и для Русской церкви стал наиболее заметным в XX веке. Этапы духовной жизни в этой парадигме строятся особым образом, отличным от монашеского и семейного пути», - сказал отец Георгий.
Одним из духовно значимых событий стала молитва о наступлении мира в Сирии, к которой в дни работы конференции епископ Рима папа Франциск призвал верующих всех конфессий. Предстоятели православных церквей и все участники конференции искренне откликнулись на это обращение.
Во время своей поездки в Италию отец Георгий со своими спутниками также посетили друзей Преображенского братства и Свято-Филаретовского института из итальянского движения христиан-рабочих АКЛИ в Ломбардии. Здесь они тоже приняли участие в молитве о мире. «В субботу в семь часов вечера в храм пришли люди и молились, - рассказал Дмитрий Гасак. - Нам было радостно разделить с ними эту молитву. Их неравнодушная реакция на обращение папы говорит о какой-то непосредственной связи, существующей между самыми разными людьми».