Из финского военного фотоархива
http://sa-kuva.fi/ В 1903 г. Сааринен, Гезеллиус и Линдгрен построили каменную виллу Суур-Мерийоки близ Выборга. Общее очертание плана виллы подсказано скальной платформой, на которой поставлено здание. Расположение помещений отличается свободной живописностью. Однако в композиции этого дома звучат реминисценции разнородных стилей прошлого, отсутствует цельность характера, что отличало архитектуру бюро-студии “Виттреск”. В этом сказалась слабость национального романтизма - местные традиции не имели других образцов, кроме финского народного зодчества, исключительно деревянного, а устремленный в прошлое эстетизм не мог служить прочной основой для самостоятельного решения новых задач.
Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Том 10 : Архитектура XIX - начала XX вв. / Под редакцией С. О. Хан-Магомедова (ответственный редактор), П. Н. Максимова, Ю. Ю. Савицкого. - 1972. - 592 с., ил.
Глава VII. Архитектура Финляндии. А. В. Иконников, с.299
Успех павильона Финляндии на Парижской Всемирной выставке позволил содружеству архитекторов Сааринена-Гезеллиуса-Линдгрена получить ряд солидных заказов у себя на родине. В частности, богатый петербургский предприниматель немецкого происхождения М. Отмар-Нейшуллер поручил Сааринену проектирование его загородной виллы « Суур-Мерийоки» близ Выборга. Эта постройка, к сожалению, не сохранилась, но о ее внешнем облике, интерьерах можно судить по акварелям и довоенным фотографиям.
Однажды посетив виллу «Суур-Мерийоки», архитектор Я. Арнеберг вспоминал: «Мы приехали на позвякивающих колокольчиками санях, на заре, в тихий зимний день. С изгиба дороги мы увидели замок среди сосен - высокую башню, несколько выступов и крутую оранжево-красную крышу. Силуэт дома изумительно вырисовывался на фоне заснеженного леса и фиолетово-серого неба, сквозь лучи бледно-желтого предрассветного солнца» .
Стилистику, к которой тяготела постройка, можно условно назвать «неороманской». В ее формах словно ощущался суровый дух Средневековья. Но вместе с тем присутствовало и нечто особенное, специфическое - так называемый элемент фольклорности. Вилла отдаленно напоминала иллюстрацию из книги немецких народных сказок или рыцарских баллад. Не исключено, что при создании образа Э. Сааринен вдохновлялся произведениями живописцев или даже стилизованными театральными декорациями.
Дом стоял на массивном каменном основании, с одной стороны переходящем в тяжеловесную ограду с проездными воротами. Его объемы были как бы распластаны на местности, подобно стелющимся по земле растению, и в то же время образовывали жилой комплекс с хорошо продуманной функциональной структурой помещений.
Кириллов В.В. Архитектура "северного модерна". Изд.3. URSS. 2011., сс. 51-52
This entry was originally posted at
https://mikev.dreamwidth.org/387202.html. Please comment there using
OpenID.