О бессознательном, как части психического, как известно, впервые ярко заявил З.Фрейд. И у него были на то, как ему представлялось, серьезные основания. Во времена Фрейда господствовала теория, что надо различать «психические» и «непсихические» области мозга. Только «психические» области мозга способны порождать сознание, и это кора - неокортекс. Кортикальной теории сознания Фрейд придерживался всю жизнь, но он поставил под сомнение, что только с корой следуе связывать «психическое». Исследовав имеющиеся данные, он в 1891 году пришел к выводу, что не обнаруживается четкого анатомического различия между волевыми (проводниками «психического») и рефлекторными (проводниками «непсихического») нервными путями. Он также продемонстрировал (подсчитав количество задействованых нервных волокон), что кортикальные образы памяти возникают только через ряд промежуточных звеньев между ними и сенсорной периферией (таламус - ?). Эти звенья, по его мнению, располагались в областях мозга, считавшихся «непсихическими», в результате чего на каждом этапе сокращалось количество передаваемой информации. Фрейд предположил, что эти подкорковые звенья должны как-то влиять на поступающую от органов чувств информацию, которую они обрабатывают.
«Здесь для нас принципиальным является то, что после прохождения через серое вещество волокна, достигающие коры головного мозга, все еще имеют отношение к телесной перефирии, но больше не могут дать топически верное отображение последней. Они содержат в себе телесную перефирию, как ... какое-нибудь стихотворение содержит в себе алфавит, в измененном порядке, служащий совершенно другим целям».
Если кора связана с переферией тела не напрямую, а скорее через промежуточные подкорковые звенья, то образы памяти, отложенные в коре, не могут быть точными проекциями внешнего мира. Они должны быть конечными продуктами многоступенчатого процесса обработки информации. Поскольку на выходе этот процесс дает кортикальные образы памяти, подкорковая его стадия должна в каком-то смысле порождать предварительные версии образов памяти. Следовательно, подкорковые звенья должны обеспечивать тот компонент психической деятельности, который мы называем апперцепцией (ассациирование новой информации с предшествующим знанием и опытом). Фрейд доказывал, что бессмысленно проводить искусственную границу между подкорковой и корковой стадиями обработки информации и утверждать, что только конечный ее продукт «психический»:
«Правомерно ли нервные волокна, которые на протяжении своего долгого пути были подчинены только физиологическим структурам и модификациям, в конце этого пути окунать в сферу психического и нагружать их там представлениями или образами памяти?»
Поскольку Фрейд, как и все его современники, считал СОЗНАТЕЛЬНЫМИ лишь кортикальные процессы, это привело его к мысли о том, что восприятие и обучение должны включить БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ предворительные стадии, природа которых столь же «психическая», как и сознательнах стадий. То есть подсознательные (подкорковые) следы памяти должны быть такими же психическими, как и кортикальные следы. Отсюда и возникает знаменитая концепция «психического бессознательного».
В 1895 г. Фрейд высказал сходную мысль в отношении нервных путей, исходящих изнутри организма. И в этом случае, отмечал он, не имеет смысла говорить, что исходящая изнутри тела информация становится «психической» только тогда, когда достигнет коры. Поскольку эта информация (передающая такие ощущения как голод и жажда) создает запросы на работу психики вследствии связи последней с телом, в картину психики нам следует вписать и эти запросы. Даже если вы не осознаете своих биологических влечений, они, безусловно, являются составной частью вашей психики.
по М. Солмс «Скрытый источник сознания»