АНФ сделал перевод последней работы классика западной нейробиологии Марка Солмса «Скрытый источник сознания: в поисках природы субъективного опыта». И что мы там читаем?
«Трудная проблема сознания является величайшей неразгаданной загадкой современной нейробиологии, а может и науки в целом. Решение, которое предлагается в этой книге, предполагает
(
Read more... )
> "Сознание в его элементарном форме, а именно чувство в чистом виде - удивительно простая функция"
- Однако трудная проблема Чалмерса не об этом.
Reply
трудную проблему Чалмерса автор разбирает в отдельной главе книги
Reply
Цитируемое Вами выражение "трудная проблема сознания" есть отсылка к Чалмерсу. Решение же, о котором идёт речь сразу же после этого, к этой проблеме не имеет никакого отношения.
Reply
решение в тексте книги, а в цитируемом отрывке его основная предпосылка
Reply
Предпосылка не связана с трудной проблемой Чалмерса, как он тут же сразу и объясняет. На мой взгляд, в цитируемом отрывке есть по меньшей мере неаккуратность.
Вы считаете, что он не смешивает, а аккуратно разделяет разные смыслы, вкладываемые в слово "сознание", когда он уже в самой книге предлагает свои решения?
Reply
возможно. Я до главы, где он разбирает Чалмерса еще не добрался. Поэтому ничего конкретного сказать не могу
Reply
А собираетесь добраться?
Reply
разумеется
Reply
> "Сознание в его элементарном форме, а именно чувство в чистом виде - удивительно простая функция"
Разве то, что он тут описывал, уместно называть сознанием?
Reply
да сознание - это субъективный опыт. чувства - это элементарная форма субъективного опыта
Reply
Боюсь, что происходит подмена смыслов. Субъективный опыт, о котором идёт речь, обязан быть осознанным, тогда как упоминаемые им чувства боли и голода скорее относятся к уровню рефлексов и могут обходиться и без сознательного восприятия их. Их видимо можно называть тоже субъективным опытом, только уже в другом смысле.
Reply
как то вы запутались в трех соснах. И непонятно зачем вам это?
чувства потому и не рефлексы , что осознаются. Вы осознаете боль и рыба осознает боль (это моя гипотеза). Поэтому какой-то уровень сознательности у нее несомненно присутствует.
Reply
Если быть уверенным в том, что рыба осознаёт боль, то да, это был бы её субъективный опыт. Но в том и проблема, что мы не знаем, как рыба воспринимает боль. При этом мы можем наблюдать её реакцию, которая вполне может быть и просто рефлекторной, неосознаваемой. Именно в этом я и призываю избегать смысловых подмен. Заберите себе свои три сосны.
Reply
да я знал, что боль рыбы, которая пытается соскочить с крючка вам не близка. А собаки , например, вы тоже считаете, что они ничего не чувствуют и просто рефлекторные машины? Впорочем я дальше дискутировать особо не настроен, оставайтесь при своих.
Reply
Вы же признаёте, что осознание боли рыбой - Ваша гипотеза. Это значит, что и Вы допускаете, что она может быть неверной.
Reply
Leave a comment