Зачем нужна западным людям философия на самом деле не до конца ясно. Попробуем же рассмотреть зачем это надо буддистам. По-тибетски термин «философия» звучит как grub mtha', что буквально переводится как «сфера доказанного». И этот термин не является новомодным изобретением, поскольку встречается еще в наставлениях Будды. Так, в «Ланкаватара-Сутре» сказано:
Мое Учение - двух видов:
Вероучение и философия.
Простакам объясняю вероучение,
Йогинам - философию.
Под йогинами здесь понимаются те, кто стремятся постичь суть реальности. Понятно, что такая наклонность ума встречается не у многих. И только для них философия. Естественная же наклонность ума большинства устремлена исключительно к радостям сансары. Таким людям хватит вероучений.
Как считают буддисты, чем бы вы не занимались, - это подпадает под две группы вещей. Люди стремятся избавиться от страданий и стремятся увеличить свое счастье. Механизм, который помогает всему этому произойти, - наш ум. Один тип мышления привлекает страдание, другой тип мышления отталкивает страдания, привлекая счастье. Собственно это и есть кармический закон, вне принятия которого буддизма не существует. Если в западных религиях верят в Бога, то в буддизме - в закон взаимозависимого возникновения (=закон кармы). Он замещает Бога.
Тот тип мышления, который отталкивает страдания и притягивает счастье называется добродетелью. Недобродетельные действия наоборот притягивают страдания и отталкивают счастье. В современной западной культуре понятию добродетели просто не на что опереться. Принята такая концепция мира и человека, что оно кажется совершенно неуместным. Кто сейчас стремится к добродетельной жизни? Не так в буддизме, не так было в греческой и римской философии, где Сократ, стоики и др. считали, как и буддисты, добродетель залогом счастья.
Согласно буддистской психологии в уме постоянно присутствуют пять ментальных факторов:
- контакт
- внимание
- различение
- ощущение
- намерение
Качество этих факторов и делает добродетель глубокой и обширной. То есть она определяется нишими когнитивными процессами. Именно с помощью этих пяти факторов работает наш ум. Движения нашего ума - это и есть карма. Карма возникает из ощущений, ощущения возникают из различений. Различения - суть совершенно когнитивный, мыслительный процесс.
Вернемся к философии. Философия - это поиск правильного различения реальности. Правильное различение ведет к правильному направлению внимания. Но куда направлено внимание, туда направляется и энергия, которая приводит к действию, а действие, - к накоплению кармы. Ваша же карма определяет все то, что с вами может дальше случиться. Такова буддистская установка.
Задача философии, таким образом, заключается в том, чтобы обогатить наш когнитивный процесс. Философия призвана к тому, чтобы дать нам правильное различение реальности. В буддизме - реальность это ОСНОВА. Чтобы прийти к РЕЗУЛЬТАТУ, ПУТЬ должен опираться на ОСНОВУ. Эта основа и есть реальность. Если ваше восприятие реальности искажено, то вы не сможете выбрать правильный ПУТЬ.
В буддизме существуют 4 философские школы:
- Вайбхашика
- Саутрантика
- Читтаматра
- Мадхъямака
Эти четыре школы трактуются как четыре уровня постижения реальности, по степени утончающей сожности такого постижения. Целью буддистской практики является пробуждение в нас природы будды, семени совершенства, которое скрыто ментальными загрязнениями. Корень этих загрязнений связывают с неведеньем, цепляющемся за «Я». Чтобы избавиться от неведения нужна мудрость, постигающая реальность. Как видим, стремление к философскому постижению органично для буддизма. Ведь РЕАЛЬНОСТЬ - ЭТО ОСНОВА.