тут обыденность "транс" в том смысле, что как правило люди находясь в настоящем этим настоящим не живут. так как на реальность постоянно накладывается мышление, которое в значительной степени автоматично и определяемо подсознательными ментальными установками. оно и вводит в транс. в буддистской медитации удается встать в позицию при которой ты на
(
Read more... )
Спасибо за пояснение, это важно.
Лично у меня есть совсем небольшой опыт медитации, и некоторые соображения, чуть шире, по этому поводу.
Попробую продолжить мысль, и проговорить подробнее то, с чем был связан мой вопрос.
Можно пока обозначить цель медитации коротко, как Вы и сказали - это спокойное, стабильное состояние психики. С чем согласен.
В таком случае, медитация, представляется как незанятое внимание, свободное от сознательного мышления. Такое свободное состояние ума, оказывается чем-то вроде высокочувствительного детектора, или регистратора тонких, едва уловимых чувств. Которые в обычном, занятом мышлением состоянии, заглушаются шумом страстей и желаний.
Мне нравится в этом смысле один пример, связанный с восприятием тела. Что бы, скажем, обнаружить повреждение какого-либо его участка, боль обращает на него внимание. Если же она недостаточно сильна, мы не замечаем этого, потому что были заняты более "актуальным".
Так и медитация, делает свободным. Последовательно обнаруживает наиболее актуальное, но уже не столько телесное, сколько душевное. Указывая на те ее стороны, которые требуют внимания, участия сознания. Потому обычно медитация в самом начале и бывает трудна. И что бы выйти к состоянию медитативного спокойствия, душе требуется регенерация отвлекающих её эмоциональных/психических повреждений. В состоянии же "сознательного" мышления, это указательное, тонкое чувство, не имеет свободы для обнаружения актуального - того что болит.
Возможно это у меня какое-то свое, (в рамках вопроса) не связанное с буддистской медитацией представление. Пусть так. (Может Вы меня поправите).
В общем это было о том, с чем я согласен, понимая даже что описал неполно или неправильно.
В этом смысле, мне видится, что медитация - это такой путь, в котором прислушиваешься к себе, отпускаешь себя.
Путь же сознательного мышления, идет от обратного. Даже если цель та же - состояние спокойствия, безмятежности, или философской атараксии. Но достигается она, движением в направлении даже потенциально возможного возникновения боли. Это всегда предостерегающее движение в еще ненаступившее.
С этим и был связан мой вопрос. Если цель - это состояние спокойствия, то разница мне видится в движении к одному, только с разных сторон.
Держа это в уме, всегда есть возможность отступить немного назад, в уже исследованное сознанием, спокойное состояние души.
Сознательное мышление - это движение к устойчивости через балансирование, а медитация - это движение к устойчивости через остановку.
Reply
Здорово вы все описали! Если говорить о буддизме, то там, конечно, нет антиинтеллектуализма. Одной из составляющих просветления является Праджня, мудрость. То есть, по сути, признается необходимость сознательной интеллектуальной перестройки сознания. Но у обычных людей процесс мышления во многом определяктся не чистой логикой, но самскарами, - бессознательными ментальными установками, возникающими, как считают буддисты, в результате кармического опыта. Задача состоит в том, чтобы вывести мышление из под власти этих самскар и сознательно перепрограммировать его. Та медитация, которою я вам описал, - медитация однонаправленного внимания, - подготавливает для этого почву. А дальше подключается, так называемая, аналитическая медитация, когда сосредотачиваются в процессе медитации на какой-нибудь важной, с точки зрения буддизма идее и она постепенно с сознательного внедряется на подсознательный уровень, где замещает собой все эти самскары. Все мы, по идее знаем, что такое хорошо, а что такой плохо. Но часто знания не переходят в действие. Задача буддизма внедрить знание того, что рассматривается как хорошее, на уровень автоматизма, чтобы знание мгновенно порождало действие.
Reply
Кажется понимаю. Попробую продолжить, интуитивно. Просто интересно.
Последнее, где буддистские идеи внедряются на подсознательный уровень, похоже на процесс интеллектуального мышления. Он ведь тоже, после активного исследования неизвестного, замещает неактуальные знания новыми, которые переходят на временный уровень автоматизма.
Только в мышлении этот процесс неестественный (как рукотворное расширение круга знания в неизвестное), переходящий в образ жизни, с редкими отвлечениями, возвращения к центру.. ну.. знаете, вроде походов на природу, отдыха, сна. То есть, создания условий для бессознательной мыслительной деятельности(освоения новых границ), которая приводит к возможным озарениям, связи старого с новым.
Принципиальная разница сейчас мне видится в том, что мышление - это движение через желание, а в случае медитации, через ожидание. То есть, в медитации знание так или иначе приходит само, без искусственного напряжения, а как бы такой "ловли" его на приманку буддистских идей хорошего.
Будто в интеллектуальном мышлении ценность знания выше личного спокойствия, а в буддизме наоборот. И где крайностью в первом случае будет самскара, а во втором бесплодное ожидание.
Reply
Смотрите, во время аналитической медитации вы не столько мыслите, в привычном нам смысле, сколько пытаетесь внедрить результаты мышления на уровень подсознания. Приведу пример. Одним из принципов буддизма является Анитья - бренность, непостоянство. В принципе мы все, я полагаю, осведомлены о том, что непостоянство, изменчивость - это важнейшая характеристика реальности. Но насколько знание об этом влияет на вашу жизнь? Все знают о смерти, но живут так , как будто лично их это знание не касается. Пока вы личностно не переживете смертность, изменчивость, непостоянство как экзистенциальный факт напрямую касающийся именно вас, все это знания не будет иметь особого влияния на ваше сознание, на ваше поведение. Задача буддиста - внедрить это знание в подкорку. Поэтому та же смертность, непостоянство очень часто являются целью аналитической медитации.
Медитация - это не ожидание, а робота со своим подсознанием. Я бы так сказал. Желание же и устремленность тоже присутствуют. Они и являются мотивацией к медитации. Некоторая проблема с буддизмом, на мой взгляд, заключается в том, что, как считается, все основные мыслительные результаты уже получены. Мудрость уже постигнута. И вам надо просто все это освоить.
Reply
Спасибо, надо еще подумать.
Интересна принципиальная разница, между интеллектуальным мышлением, и вот такой активной медитацией. Потому что, и то и другое, является работой со своим подсознанием.
Reply
Leave a comment