еще немного крышесносящих комментариев к Канту

Mar 24, 2013 18:17

«Отношение времени возможно только в устойчивом», - говорит Кант- «устойчивое есть субстрат эмпирического представления самого времени». Итак, повторяется мысль, что времени как форме должен соответствовать неизменный субстрат, на фоне которого временные отношения только и могут быть представлены.

Само время мыслится как трансцендентальное условие любых последовательностей. Но, как таковое, оно неизменно. «Если бы приписали последовательность самому времени, то мы должны были бы мыслить еще другое время, в котором эта последовательность была бы возможна»

Любую последовательность Кант понимает, как последовательность в ЧЕМ-ТО. И это предельное ЧТО - и есть время. Если бы мы представили себе чистую последовательность (вне-субстратную), то там все бы постоянно возникало и исчезало, не было бы никакой длительности. Для длительности необходимо устойчивое последовательное существования, а для него необходим субстрат.

КСТАТИ! кажется, здесь речь идет о ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОМ ПРЕДМЕТЕ:

«Но время само по себе не может быть воспринято; следовательно, это устойчивое в явлениях есть субстрат всякого определения времени, а потому также и условие возможности всякого синтетического единства восприятий, т.е. опыта, и всякое существование и всякая смена во времени могут рассматриваться только как модус существования того, что пребывает, что устойчиво».

То есть ТП - это и есть то неизменное неопределенное Х, которое мы домысливаем к явлению в качестве его субстрата! И, по Канту, мы не можем его не домысливать, так как, в противном случае, явления будут лишены длительности.

«Следовательно, во всех явлениях устойчивое есть сам предмет, т.е. субстанция, а все , что изменяется или может изменяться, есть только способ как существует эта субстанция или субстанции, т.е. только определение субстанции».

Итак, серьезный вывод: субстанция суть трансцендентальный предмет. Она является, по Канту, необходимым условием длительности явленного, а с другой стороны и «условие возможности всякого синтетического единства апперцепций»

Можно вспомнить фрагмент из книги Патона. Там Патон тоже связывал трансцендентальный предмет с единством апперцепций. Все сходится!

Мы имеем поразительный вывод Канта : время - это априори обуславливаемая устойчивость.
Previous post Next post
Up