Всякое наше наглядное представление есть только представление явления: вещи, представляемые нами, не таковы сами по себе, как мы их представляем, также и отношения их сами по себе не таковы, как они нам являются, и если бы мы уничтожили наш субъект или только субъективные свойства наших чувств вообще, то все свойства объектов и все отношения их в
(
Read more... )
Comments 84
Reply
для интерпретации в кантианском духе такой интересной теории мне видятся существенные сложности. По большому счету пространство у Канта субъективно. Это "мое" пространство. Да и вообще, кажется очевидным. что представления, поскольку они представления, относятся к субъективному пространству. Как могут совпадать геометрические точки двух субъективных пространств мне совершенно непонятно. Непонятен вообще способ верификации такого утверждения.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А куда вдруг делись ощущения, материя?
2. У Вас, да и у Катречко, какое-то подозрительное понимание интерсубъективности. В социологии у этого термина другое осдержание. А у Вас он откуда?
Reply
Это Вы у Канта спрашиваете?
фрагмент В 34
"Действие предмета на способность представления, поскольку мы подвергаемся влиянию его, есть ощущение".
"В явлении то, что соответствует ощущению я называю материей его."
=А у Вас он откуда?=
не знаю
Reply
Reply
=А как Кант бы отличил человека от инопланетянина?=
Зачем это спрашивать? Ведь это не проблема Канта. Просто кант говорит, что априорные формы у всех людей одни и те же. А в отношении не-людей - он не в курсе.
Reply
Reply
Но в каком смысле "есть"? У Канта, как я понимаю, это регулятивный принцип - в данном случае "есть" = "следует признать". Чуть дальше по тексту он это акцентированно делает: «...Если остановиться на этом (как это обыкновенно делают) и не признать (как это следовало бы сделать) эмпирическое созерцание опять-таки только явлением...».
Вот примечание Арзаканяна к термину "созерцание" (см. последний абзац). Это такое узрение/схватывание, в отличие от дискурсивного постижения ( ... )
Reply
Всякое мышление стремится в познании к созерцанию, т.е. к прямому видению. =
Не согласен! нет там такого смысла. Понятийное познание, по канту, не имеет непосредственного отношения к прямому видению ( интуиции=чувственном созерцанию=наглядному представлению). Но чувственные созерцания есть средство, посредством которого мышление способно составить понятие о предмете. Поэтому мышление в них очень заинтересовано.
Reply
А тут Кант такой, опа!
Reply
Leave a comment