История встречи Сбербанка с небольшой белой лисой

Mar 26, 2015 22:12

... и о том, что деньги не могут заменить компетенции собственной команды специалистов.

==== 01.11.2011. Компания [Сбертех] создана в ноябре 2011 года для внутренних нужд "Сбера" и теперь занята жестоким и беспощадным хантингом. Формула найма простейшая - текущая зарплата сманиваемого айтишника умножается в 2,5 раза. Диверсии идут в Москве и Екатеринбурге... счёт захваченных специалистов идёт на тысячи голов.
---------
Подтверждаю - были факты перехода в Сбертех с кратным повышением з/п.

Интересно, с чего бы это совсем не благотворительный "бизнес" стал так спешно и много набирать ИТ-спецов?
Предположу, что ранее в 2010-2011 годах топ-менеджмент Сбера стал клевать жареный петух, причем так больно, что игнорировать его было уже нельзя.
В результате ИТ-менеджменту был дан карт-бланш на набор лучших спецов за любые разумные деньги. Ну и чтобы изолировать влияние топ-менеджмента основной компании, и заодно не смущать относительно высокими з/п других специалистов Сбера, решили свою команду ИТ выделить в отдельную компанию.
Интересно, а что же дальше.

==== 06.07.2012 Масштабный сбой поразил ИТ-систему "Сбербанка"
---------
Вот и пожаловал в гости в Сбербанк пушной зверек. Повезло - пришел еще не самый крупный.
==== 13.07.2012 Пресс-релиз Банка.
Сбербанк запустил краудсорсинговый интернет-ресурс для выявления корневых причин технического сбоя, который 6 июля привел к перерыву в обслуживании банковских карт…
«Мы смогли устранить проблему в нашем процессинге. При этом не до конца понятны корневые причины произошедшего инцидента. Задача поиска такой причины технически очень сложная, к ее решению привлечены лучшие специалисты компаний разработчиков программного и аппаратного обеспечения со всего мира».
---------
Но как же так? С ноября 2011 по июль 2012 Сбертех лучших же спецов переманивал, как же получается, что они не смогли определить причину? Устранили они проблему перезагрузкой с частичной потерей данных. И вот, со спущенными штанами, Сбер вынужден был показать свой позор всему миру, с надеждой, что там остался какой-нибудь "лучший из лучших", кто сможет понять что же было причиной.

Не помогли Сберу - никаких технических причин достоверно они так и не узнали. По сути всё, что им сказали: проблема в архитектуре системы. Но это они уже и сами понимали.
Плюс еще привлеченными специалистами было высказано обоснованное подозрение, что мероприятия по спасению системы были проведены не на самом высшем уровне.
Топ-менеджмент до этого момента думал, что всё куплено-настроено, и система будет работать далее сама - без поддержки собственным персоналом, без обновлений/изменений, без развития… и тут такое столкновение с реальностью.

Вывод такой: нет полноценной взаимозаменяемости для персонала, поддерживающего сложные уникальные системы.
У дворника - простая система, у финансиста - посложнее, а у инженера - наивысшая сложность. Дворника можно полноценно заменить за неделю (пока участок свой узнает и требования к качеству работы), сисадмина, программиста, сетевика и пр. - за 2 года (надо будет потом написать подробнее как определять сложность системы).

Так что не помогли деньги Сберу "по-быстрому" компенсировать утраченные компетенции по сложным уникальным ИТ-системам, от которых, как оказалось, он очень зависел.
Но правильно использованные деньги помогли Сбертеху за несколько лет сформировать команду, которая разрабатывает и внедряет свою новую, более лучшую систему, и сможет её далее поддерживать на должном уровне.

==== 03.12.2012 Индустриализация Сбербанка
Мы сейчас здесь в Новосибирске разрабатываем новое ядро банковской ИТ-системы, которое, если сработает так, как мы планируем, станет крупнейшим ИТ-проектом в России и одним из крупнейших в мире в банковской сфере.
… мы поехали все вместе в Милан - встретиться с разработчиками банка UniCredit. … факт в том, что мы-то приехали у них поучиться, а в итоге они слушали, что рассказывали наши ребята.
… Сбербанк решил создать собственную компанию-разработчика и отказаться от сторонних услуг…
- Кстати, сколько вложил Сбербанк в свое новое детище?
- Ровно столько, сколько он вкладывал раньше в ИТ-разработки. Просто вместо ряда подрядчиков теперь есть один «Сбертех». Это просто перераспределение ИТ-бюджета, ни больше, ни меньше.
---------
Молодцы, белой завистью завидую.
Убрали аутсорсеров, и оказалось, что за те же деньги можно содержать собственную команду специалистов ИТ, которые теперь разрабатывают и внедряют систему лучшую, чем у всего остального мира. Причем эта команда гарантированно будет понимать "как оно всё там работает".

Мы тоже так можем, и очень хотим. Но придется подождать пушного зверька, если конечно верно моё наблюдение, что топ-менеджмент в нашей стране слушает только его.
На всякий случай сразу уточню - секрет успеха не в том, чтобы создать отдельное дочернее предприятие с тех. специалистами и прокачивать через него деньги в пользу акционеров, а в том, что нужно заботиться о своей команде тех. специалистов, и всё вернется сторицей.

==== 04.12.2014 «Сбертех» наймет еще более 1000 человек
---------
Развиваются, растут, фильтруют рынок труда, оставляют у себя лучших…
Заботиться о своей команде, как я это определяю, - значит наладить процессы удержания и обновления персонала.
Необходимое, но недостаточное условие для этого - достойно платить. Причем, если сложность систем обуславливает необходимость иметь лучших спецов, то платить придется выше рынка.
Те топ-менеджеры, которые действуют иначе, [ограниченно] годятся разве что для руководства компанией дворников. Но будь я владельцем такой компании, на руководящую работу все равно бы их не взял.
Previous post Next post
Up