Индия и ислам

Jul 13, 2022 05:54


Сегодня по количеству верующих (примерно 12%) ислам является вторым религиозным направлением после индуизма. Распространение ислама в Индии проходило в течении нескольких столетий. Окончательно же ислам утвердился в этой стране только после создания Делийского султаната, первого устойчивого государственного исламского образования на территории Индии. До этого отдельные исламские проповедники и торговые люди проникали в различные районы Индии, образуя в некоторых из них небольшие общины принявших ислам.
Первые сведения о таких общинах относятся к VIII веку. Арабские купцы, по-видимому, давно вели торговлю с прибрежной Индией (Малабарское побережье - малабар тат) и привозили туда не только товары, но и новую веру. До сих пор на юге Индии существует община мопла, которая восходит к первым осевшим на побережье арабам и обращенным в ислам индийцам. Проникали мусульманские проповедники примерно в это же время и в Северную Индию. Это происходило в периоды мусульманских вторжений в Индию, первое из которых состоялось в 712 г., когда большое войско арабов под командованием Мухаммада ибн Касима вторглось
на территорию Синда. Именно с этого времени началась взаимообогащение двух культур, особенно культуры пришельцев.
Арабы начали изучать индийскую философию, астрономию и литературу. Индийские ученые перевели на арабский язык многие книги, написанные на санскрите. При дворе халифов
большим уважением пользовались индийские врачи-вайдья, передавшие арабам многие секреты лечения болезней.
На смену арабам в качестве завоевателей в Индию пришли тюрки, жившие в Центральной Азии. Первоначально тюрки исповедовали буддизм, но отказались от него под влиянием ислама, перейдя к концу Х в. в эту веру. Правитель Газни  и Хоросана (Кхурасан) Махмуд, он же Махмуд Газнави ( 997-1030) с 1000 по 1026 г. совершил 17 набегов на Индию, во время которых он грабил города, уничтожал индусские храмы. Но, несмотря на это, он не мог не попасть под влияние индийской культуры. Вместе с армией завоевателей в Индию
пришли и учёные, среди которых был известный учёный-энциклопедист Бируни (Алберуни, полное имя Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни, 973-1050 гг.). Бируни много времени уделил изучению индийской философии, литературы, истории, написав несколько книг по истории Индии. Как писал Бируни, жестокость Махмуда отвратила от ислама многих простых индийцев, что, однако, не смогло остановить устойчивое проникновение ислама в Индию. С армией в Индию пришло много мусульманских святых и проповедников, которые, осев в Индии, начали вести пропаганду этой религии.
За Махмудом из Газни в Индию с 1175 по 1186 гг. неоднократно вторгался Мухаммед из династии Гуридов (Мухаммад Гори), который, в конце концов, овладел всей Гангской долиной, включая Бенгалию. После убийства Мухаммеда один из его военачальников Кутб-уд-дин Айбек
провозгласил себя независимым султаном индийских владений. Так в 1206 г. возник Делийский султанат. Ислам сунитского направления (сунни сампрадай) стал государственной
религией, а индусы были отнесены к разряду «неверных» (зимми).
Что же представлял (и представляет) собой ислам, принесенный завоевателями в Индию?
В основе ислама лежит вера в Аллаха, творца и повелителя вселенной. Согласно исламу, все люди на земле разделяются на правоверных, соблюдающих заветы Аллаха и предписания духовенства, и неверных, т.е. всех остальных. Правоверным обещано вечное блаженство в раю, а неверным, равно как и грешникам из правоверных, суждено мучиться в аду.
Все мусульмане должны верить в Аллаха, в святость Корана, в проповеди и послания Мухаммеда, бессмертие души, воскрешение из мертвых в день Страшного суда (каямат ка дин),
Основной догмат ислама, признаваемый всеми мусульманами, состоит в безусловном единстве бога Аллаха и посланничестве Мухаммеда, что проявляется в формуле: «Нет божества,
кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник его».
Согласно исламу, Аллах - един и всемогущ. Он творец вселенной, земли и неба, всех форм жизни. Ислам предписывает строго соблюдать догмат единобожия, угрожая тяжкими карами
за его нарушение. Поклонение другим богам считается смертным грехом.
Мусульманин верит в то, что Аллах в состоянии в любое время явить чудо. Никто не может сомневаться во всемогуществе Аллаха.
Второй по важности догмат состоит в почитании Мухаммеда (570-632). Он - самый главный среди пророков (пайгамбарk), он - заступник в день Страшного суда и заступник правоверных перед Аллахом. Сомневаться в посланничестве Мухаммеда такой же тяжкий грех, как допускать сомнение в существовании Аллаха.
В исламскую догматику входит понятие бессмертия души. Аллах слепил тело человека из глины и наделил его душой. Эта данная Аллахом душа  считается бессмертной. Тело же считается
временным вместилищем души.
Для ислама характерна жёстко предписанная обрядовость. Правоверные должны не только признавать догмы ислама и следовать им, но обязаны совершать предписанные обряды и не на-
рушать обычаев. Они должны пять раз в день творить намаз, платить религиозные подати, соблюдать религиозные посты и праздники, совершать паломничество к святым местам и
выполнять другие обряды. Особое внимание уделяется чтению Корана. В доме каждого правоверного мусульманина должен находиться экземпляр Корана, даже если он не умеет читать. Наиболее истинным считается чтение Корана на арабском языке, хотя
в Индии имеются переводы Корана на ряд североиндийских языков. По поверью, Коран приносит в дом счастье, ограждая его  обитателей от несчастий. При совершении серьёзных сделок принято клясться на Коране.
Ислам предписывает каждому мусульманину соблюдать пять основных заповедей
- исповедание, молитва, пост, милостыня и паломничество.
1. Принцип исповедания (ибадат ) является центральным. Чтобы стать мусульманином, достаточно торжественно произнести формулу «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухам-
мед - посланник его». Но, став мусульманином, каждый должен
соблюдать и остальные заповеди.
2. Сотворение молитвы (намаз). Каждый правоверный мусульманин должен совершать намаз пять раз в день, что может происходить дома, в мечети, на работе, в любом пригодном для этого месте. Ортодоксальные мусульмане могут совершать и дополнительные молитвы. Перед намазом мусульманин должен совершить ритуальное омовение (тахарат). Среди молитв чаще всего читают первую суру и стихи из 103, 108, 112, 114 сур Корана.
3. Соблюдение поста (саум, ураза). Мусульмане постятся один раз в году, но пост длится целый месяц рамазан, в течение которого все, кроме малолетних детей и больных, не имеют права ни есть, ни пить, ни предаваться развлечениям и соблазнам с момента восхода солнца до его заката. После заката мусульмане воздают молитву благодарности Аллаху, и только после этого они могут обратиться к скромной трапезе.
Пост начинается с новолуния месяца рамазан, что может приходиться на любое время года, поскольку мусульманский лунный год состоит всего лишь из 354 дней. Труднее всего пост переносится летом в период полевых работ. Во время рамазана к пяти обязательным молитвам добавляется шестая вечерняя молитва.
4. Раздача милостыни нищим, духовным лицам и в пользу мечети предписана Кораном. Это освобождает мусульманина от грехов и способствует достижению рая. Милостыня имеет две
формы: закет, или налог, выплачиваемый натурой, и садака, или добровольное пожертвование нищему, духовному лицу или мечети.
5. Совершение паломничества (хадж). Несмотря на постоянное чтение Корана, соблюдение поста и раздачу милостыни мусульманину следует, хотя бы раз в жизни, совершить паломни-
чество в Мекку и Медину в дни великого жертвоприношения Аллаху (в остальное время поездка туда не считается хаджем). В указанные дни верующий должен посетить святые места в Мекке, Медине, семикратно обойти Каабу («черный камень», возможно, метеорит) и поцеловать его. Кроме этого, каждый паломник приносит жертву. Только после всего этого паломник получает право носить почетное имя ходжи (кваджа), т.е. совершившего хадж.
К указанным пяти принципам добавляют шестой - вести священную войну против неверных (джихад или газават-газва). Однако этот принцип не всегда означал обязательное ведение войны и уничтожение всех неверных. Примером этого может служить Индия, жители которой платили дань (джазия) завоевателям-мусульманам.
Отдельные положения Сунны и Корана легли в основу мусульманского права - шариата. Шариат и его законы стремятся регулировать жизнь и деятельность мусульман с рождения до смерти. Мусульманское право в Индии основывается на Коране, Сунне, иджме (согласие, решение сообща) и кыясе(сопоставление) и является личным правом членов мусульманской общины. Однако оно применяется не в полном объеме. Сюда не входят, например, уголовно-правовые, следственные и некоторые другие институты. К тому же все мусульманское население с точки зрения применения мусульманского права подразделяется на три категории: 1)первую составляют мусульмане, по отношению к которым применяется всё мусульманское право
страны; 2)вторую образуют мусульмане, применяющие в отдельных областях помимо мусульманского права нормы обычного права; 3)третью составляют представители некоторых общин, которые применяют и мусульманское, и индусское право.
Мусульманское право действует в Индии в следующих областях: брак и развод, воспитание и содержание детей, наследование. Особенностью мусульманских браков в Индии является то,
что там практически нет полигамных браков (менее 1% от всех мусульманских браков). Женщина-мусульманка не имеет права выходить замуж за немусульманина. Мужчина-мусульманин суннитского толка не может сочетаться браком с идолопоклонницей, но ему разрешено вступать в брак с представительницами тех религий, которые имеют свои священные книги (христианки, иудейки). Разрешены браки с представительницами зороастрийской религии - парсийками (парси). Мужчины-шииты (шия) могут вступать в полноправный брак только с мусульманками. С немусульманками они могут заключать только временный брак. Кроме этого, существует много частных запретов на совершение брака.
Применительно к мусульманскому праву Индия сохранила традиционную систему наследования, состоящую из двух групп правовых норм. С одной стороны, это старое обычное право, при-
менявшееся племенами Аравийского полуострова до возникновения ислама, которое не было нарушено Кораном. С другой, - это правовые нормы, введенные после появления Корана и Сунны.
Мусульманское право наследования не распространяется на те мусульманские семьи, где брак был зарегистрирован на основе Специального закона о браке (1954 г.).
Мусульмане в Индии разделены на два основных направления: сунниты и шииты, каждое из которых имеет свои секты. В Индии наиболее распространены две секты: суфизм (суфи,
особенно в Средневековой Индии) и исмаилиты (исмаилиты), они же низариты (низари). Кроме этого, в Индии есть свои собственные секты (религиозные объединения), ко-
торые не входят в состав канонических  течений, толков и сект.
Это - прежде всего саиды, которые считают себя прямыми потомками дочери пророка Мухаммеда. За ними следуют мусульмане, которые считают себя потомками первых мусульман, проникших в Индию, и добавляют к своему имени почтительную приставку «шейх». Отдельную секту составляют мусульмане бохра и ходжа (кхваджа), живущие в Западной Индии. Одна часть секты ходжа называет себя низаритами, духовными лидерами которых являются Ага-Ханы. На юге Индии, в шт. Керала живет мусульманская община мопла, которая считает, что происходит от первых арабских купцов, которые прибыли в Индию, возможно, даже еще до возникновения ислама. Отдельную группу мусульман составляют патаны, выходцы из Афганистана, которые добавляют к своему имени почетную приставку «хан» -кхан.
Источник
-----------
Ульциферов О.Г.
Индия. Лингвострановедение для бакалавриата : Учебник /
О.Г.Ульциферов . Моск. гос. ин-т межд. отношений (ун-т), каф.
индоиранских и африканских языков - М. : МГИМО(У) МИД России,
2010. - 484 c.

ислам, религия, Азия, традиции и обычаи, общество, мусульмане, Индия

Previous post Next post
Up