Jul 10, 2022 22:09
Сикхизм - религиозное течение, возникшее в XVI в. н. э. в Северо-Западной Индии как протест против кастового и феодального гнёта. Сикхизм является одной из самых молодых религий Индии. Его возникновение связывают с именем проповедника Нанака, родившегося в 1469 г. в деревне Талванди (теперь Нанкана Сахиб на территории Пакистана) в семье индусов-кшатриев и умершего в 1539 г. в Картарпуре. Как утверждают индийские источники, в тринадцатилетнем возрасте он стал проявлять недовольство существующим порядком вещей. В возрасте 38 лет ему явился бог, который, забрав Нанака на небеса, поведал ему следующие десять заповедей, которые сикхи называют «основными мантрами» (мулмантар): «Есть только один бог.
Он есть вечно существующая истина. Он есть Создатель. Он лишен страха. Он лишен вражды. Он - бессмертен. Он - не рожден. Он - сам освещает свой путь. Он - господин всех благодеяний. Он - начало всех начал». К десяти заповедям было добавлено двустишье
(шлока), которое гласило: «Бог существовал до начала времени. Бог существовал, когда время началось. Бог существует и сейчас. Бог будет всегда существовать».
Боги, как считают сикхи, определили Нанака своим последним пророком и попросили его нести в народ слово божье и законы божественности и морали. Нанак совершил между 1507 и
1510 годами путешествие во все четыре стороны света: Тибет (север), Шри Ланка (юг), Мекка (запад) и Дхакка (восток), неся с собой слово божье. Как пишут индийские источники, его приветствовали везде, куда бы он ни пришёл. Он обращал в свою религию и царей, и грабителей. Как утверждают сикхские источники, он был единственным пророком, который, совершив самый большой среди пророков проповеднический путь, не сталкивался с суровой оппозицией и не испытал физического воздействия. У него не было врагов. Нанака почитали и индусы, и мусульмане. Его почтительно принимал мусульманский император Бабур и индусский
царь Шри-Ланки Шивнабх. Ему воздавали почести и индусские, и мусульманские священнослужители.
Нанак был семейным человеком. У него было два сына. Еще в период отрочества, живя в доме отца, Нанак следил за семейными полями и скотом. Последние семнадцать лет своей жизни он провел в основанном им городе Картарпуре, сам обрабатывая свои поля. Нанак ушел из жизни в возрасте 70 лет в 1539 г. В его честь сикхи основали 43 мемориальных храма-гурудваров.
Нанак заимствовал из суфийского ислама понятие о том, что бог должен нести добро и любовь людям, поэтому нужно стремиться своей любовью и преданностью слиться с божеством,
что можно сделать только под руководством наставника-гуру.
Так родились внешние формы последователей новой религии: ученики (сикхи) во главе с наставником-гуру. Между 1469 и 1708 годами десять наставников-гуру несли верующим послание истины, преданности к богу и всеобщего равенства. Сикхские теологи отрицают мнение о том, что сикхизм является некой комбинацией из индуизма и ислама, и утверждают самобытность сикхской веры.
Сикхизм отрицает идолопоклонничество, кастовую систему, религиозный ритуализм и аскетизм. Он признаёт равенство между всеми религиями, равно как и между мужчиной и женщиной. Он выступает против потребления алкоголя и табака и поощряет простую и искреннюю жизнь.
Сикхи имеют свою священную книгу «Гуру грантх сахиб» («Великую книгу учителей»), в составлении которой принимали участие многие сикхские гуру и которая для сикхов играет роль священного писания и высшего источника нравственного руководства. Окончательный текст книги был оформлен при последнем, десятом гуру Гобинд Сингхе (1666-1708 гг.).
Хотя сикхи чтут всех своих гуру, те не служат объектом поклонения, поскольку миссия гуру на этой земле не божественная, а пророческая. Поклоняться можно только богу. Сикхи называют бога «Вахегуру» («Великим учителем»). Сикхи верят в то, что всё сущее находится во власти всемогущего, вездесущего и всеведущего бога. Солнце, луна, ветер, огонь, вода и всё, что существует на земле, являются свидетелями бога.
Сикхи называют себя слугами бога. В своих молитвах сикхи называют бога Отцом, Матерью, Другом и Братом. Десятый гуру Говинд Сингх в одном из гимнов называл себя сыном божьим. Сикхом может стать каждый, кто верит в единого бога, в десять гуру, в «Гуру грантх сахиб» и другие священные книги, созданные учителями-гуру. Кроме этого, сикхи должны верить в необходимость обращения в сикхскую веру (амрит).
Сикхизм отрицает аскетизм, безбрачие и уединенную жизнь в пещерах или лесах в поисках бога и истины. Он отвергает монашеские ордена и монастыри. Согласно cикхизму, подлинная
жизнь - это жизнь главы семьи, содержателя дома. Семейная жизнь и служение сикхской общине ведут к постижению бога и истины.
Сикхизм отрицает концепцию «избранных людей», кастовую систему (как в индуизме) и достижение нирваны без божьего благословения (как в буддизме и джайнизме).
Сикхский храм (гурудвара) могут посещать представители всех религий. Священная книга сикхов «Гуру грантх сахиб» содержит гимны, написанные индусскими и мусульманскими святыми.
Гуру Говинд Сингх заставил обращённых в сикхизм отбросить последнее имя, обозначающее кастовую принадлежность, и заменить его общим именем Сингх («лев»). Женщинам предписывалось носить общее имя «Каур» («принцесса»).
Принявший сикхизм новообращенный должен строго соблюдать кодекс поведения: 1)поклоняться только Великому богу; 2)произносить каждый день положенные пять гимнов (бани); 3)выучить язык панджаби и читать «Гуру грантх сахиб»; 4)соблюдать обычай пяти «к» (панч кaкар ки пратха, т.е. не стричь волосы (кеш), носить всегда расческу (кангхи), стальной браслет на руке (кара), кинжал за поясом (кирпан) и специальные трусы-плавки (качх); вести праведную жизнь и относиться ко всем людям как к равным.
Согласно сикхизму, сикх не должен стричь волосы, есть трефное мясо, курить и пить вино, верить в черную магию, религиозные предрассудки, заклинания и магические ритуалы.
Сикхские вероучители полагают, что соблюдение морально-нравственных и религиозных предписаний открывает путь к спасению, который сикхи называют «нам марга» или «сахадж йога». Вступив на этот путь, сикх должен пройти пять стадий (кханд) духовного
совершенства, прежде чем в конце пути его душа сольётся с божеством, прервав цепь превращений (перерождений). Вот эти стадии: 1) правильное морально-этическое поведение в обществе (дхарам кханд); 2) приобретение знаний (гьян, или джнана кханд); 3) приложение усилий (сарам кханд); 4) улучшение кармы (карам кханд) и 5) постижение истины (сач кханд).
Сикхизм учит сикхов верить в единство всех десяти гуру, в верховенство «Гуру грантх сахиба», в духовный авторитет всех пяти школ (такхта). Кроме этого, сикх должен знать
жизнь и деяния всех десяти гуру. Сикхи свято верят в то, что все десять гуру обладают единой духовностью. Несмотря на то, что все гуру разнятся телесно, они представляют собой единое духовное целое.
Правоверный сикх, член кхалсы, представлял собой святого солдата, исповедующего идеалы преданности и силы (бхакти и шакти). Кхалсе были даны полномочия, равные полномочиям гуру. Гуру состоит из двух частей: физического тела и имени. Гуру назначает кхалсу быть его телом, а Гуру грантх сахиб - его именем.
Большое внимание сикхи уделяют обряду посвящения, который ввел Гуру Говинд Сингх в 1699 г. Пять правоверных сикхов, прошедших обряд посвящения, читая молитвы, опускают обоюдоострый меч в чашу с разведенным в воде сахарным сиропом (амрит). После окончания молитвы посвящаемые в кхалсу сикхи пьют амрит и дают клятву вести жизнь согласно учениям
наставников-гуру. С этого момента они становятся святыми солдатами кхалсы, готовыми защищать тех, кто нуждается в защите, применяя все виды оружия. Девиз святых солдат был дан Гуру Тегх Бахадуром, принявшим смерть, но не принявшим ислам:
«Никогда не бойся и никогда не сей страха».
Один из сподвижников Гуру Говинд Сингха Бхаи Нанд Лал дал следующее описание правоверного сикха (кхалсы): «Кхалса всегда сражается в первом ряду. Кхалса побеждает пять зол (похоть, злость, гордость, жадность и эгоизм).
Кхалса отвергает сомнения. Кхалса отказывается от эгоизма. Кхалса всегда верен своей жене. Кхалса смотрит на все, как на свою собственность. Кхалса живет в гармонии с богом».
В наши дни в Индии сикхи живут компактной массой в штате Панджаб. Много сикхов обосновалось в больших индийских мегаполисах, таких, как Дели, Мумбаи, Колката. Однако сравнительно большое количество сикхов покинули пределы Индии, поселившись в Канаде и США, в Иране и Малайе, Сингапуре и Индонезии. В Америке, Азии и Европе ими построено немало гурудвар. Иногда сикхов можно встретить и на улицах Москвы и других крупных российских городов.
Сикхи составляют костяк индийской армии, занимая в ней самые высокие посты. Они успешно работают в гражданской администрации, также занимая высокие посты. Среди сикхов много
успешных представителей делового мира, инженеров и механиков, а также спортсменов. Сикхская община имеет самый высокий уровень грамотности среди остальных религиозных общин.
Особое место в сикхской общине занимают женщины. Они признанные хранительницы очага. Их грамотность также превышает средний уровень. Они не прячут лицо, свободно посещают гурудвары. Среди них есть и администраторы, и деловые женщины, и литераторы, и ученые, и спортсменки.
Несмотря на то, что по своей численности сикхи составляют всего 2% населения, их роль в индийском обществе весьма заметна и весома.
Источник
-----------
Ульциферов О.Г.
Индия. Лингвострановедение для бакалавриата : Учебник /
О.Г.Ульциферов . Моск. гос. ин-т межд. отношений (ун-т), каф.
индоиранских и африканских языков - М. : МГИМО(У) МИД России,
2010. - 484 c.
религия,
сикхизм,
Азия,
традиции и обычаи,
Индия