Apr 07, 2022 18:32
Порой, столкнувшись с человеком, которого трудно понять, мы называем его чудаковатым, странным. Именно так называли современники (да и потомки) Григория Сковороду - странствующего философа, “первого украинского хиппи”... Этот человек еще при жизни вызывал удивление, заставляя выдумывать о себе фантастические истории, а после смерти - и подавно. Говорят, что даже в крестьянских хатах висели портреты Сковороды - а это о многом свидетельствует.
Как пишут в энциклопедиях, странствующий философ, поэт, баснописец и педагог, внёсший значительный вклад в восточнославянскую культуру. Снискал славу первого самобытного философа Российской империи. Григорий Сковорода считается завершителем эпохи казацкого барокко и родоначальником русской религиозной философии. Произведения Григория Сковороды оказали существенное влияние на ряд русских мыслителей, в особенности на Владимира Эрна.
Григорий Саввич Сковорода родился 3 декабря 1722 г. в селе Чернухи Полтавской губернии (ныне Чернухинского р-на Полтавской обл.) в зажиточной семье казака. Мать философа была дочерью Степана Шан-Гирея, потомка крещёного крымского татарина, служившего казаком в Каневском полку. Говорят, что с самого детства он был не очень пригоден к работе ни в доме, ни в поле, не любил и с ровесниками играть - лишь все время наблюдал. Когда подрос, отец отправил его пасти овец, но Григорий больше книжки читал, нежели за отарой смотрел. Однажды так зачитался, что не заметил, как овцу похитили. За это отец наказал мальчишку, а наутро тот сбежал. Нашли его лишь через месяц - пас овец в соседнем селе, пытаясь заработать денег. Попросил, чтобы отпустили его учиться в Киев, так и случилось. Думали, что станет дьяком, но он пошел в науку и учил людей. Так гласила молва. Более правдоподобной, однако, представляется версия, согласно которой сыновья - Григорий и Степан - отправились учиться по воле и наставлению отца, так как для малоземельного казачества настали не лучшие времена. Старший сын Саввы Сковороды - Степан - уехал в столицу ещё при жизни отца, а Григорий после его кончины.
В действительности же в возрасте двенадцати лет Григорий поступил в Киево-Могилянскую академию, учился в течение семи лет, а затем отправился с другими певчими в Санкт-Петербург, ко двору императрицы Елизаветы Петровны, где пел в придворной капелле. Говорят, что когда в Глухове проводился конкурс на место в капелле, Сковорода победил более чем 300 претендентов. Пел он не просто в придворной, а в так называемой интимной капелле, выступавшей непосредственно перед монархиней. Несмотря на некоторые сложности, пребывание при дворе оказалось очень полезным для Сковороды: поскольку временами здесь работали прославленные европейские композиторы, юноша выучил французский и итальянский языки, да и плата была приличной - 25 рублей в год. Карьера Григория развивалась стремительно: через два года он уже был уставщиком, т. е. первым музыкантом при дворе. Однако вскоре вернулся в Киев, в Академию, а затем в составе дипломатической миссии переяславльского генерал-майора Федора Вишневского, которая снаряжалась для закупки знаменитого токайского вина для императорского двора, Григорий Сковорода выехал на пять лет в Венгрию. И в Европе Сковорода не оставлял науку: в местечке Шарошпатак неподалеку от Токая действовал Реформаторский коллегиум, или, как его еще называли, “Афины на берегу Бодрога”, где преподавание велось латынью, которую цаш герой хорошо знал, и имелась богатая библиотека. Какое-то время он слушал лекции, участвовал в диспутах в Трнавском университете, который принадлежал иезуитскому ордену, а потому неоднократными (правда, напрасными) были попытки склонить философа к католической вере. Дальнейшей вехой на стезе познания стала известная академия в Прешпорке, то есть в Братиславе - первая высшая школа в Словакии, основанная еще в 1465 г. После этого были занятия в Галле, где Сковорода изучал немецкий язык, в университетах североитальянских городов, в других учебных заведениях. Европейское путешествие благотворно отразилось на мировоззрении ученого, ставшего философом европейского уровня. И по возвращении на родину этот человек занимался тем, что обучал детей зажиточных господ, в частности работает учителем в имении Степана Томары в селе Коврай! По легенде, его прогнали со службы, когда он высказался о своем подопечном, что тот мыслит, “как свиная голова”. Далее была работа в Харьковском коллегиуме, где он придерживался собственных методов учебы, за что беспощадно критиковался.
В народе о Сковороде сложилось представление как о святом. Его называли “праведником”, отмечая, что даже имея средства, он ходил в простой одежде, а на что тратил деньги - даже работодатели не знали. На вопрос, что бы он сделал, получив тысячу десятин земли, Сковорода ответил, что раздал бы крепостным; получив тысячу крепостных - отпустил бы их; получив мешок золота - выкупил бы сотню крепостных и дал им волю, а если бы получил от царицы корону - променял ее на мазницу с дегтем и отдал деду, чтобы тому не приходилось просить у соседа. Говорили, что Сковорода с панами пан, с крепостными крепостной и брат всем, кто выращивает хлеб.
Часто в легендах повторяется сюжет о попытках привлечения его в лоно церкви с обещаниями блестящей карьеры - от священнослужителя до архиерея. Но странствующий философ отказывался, заявляя, что если бы на его голову надели золотую шапку (имеется в виду митра), он сам отрубил бы эту голову. Да и государственные чины предлагали, вполне выгодные должности, на что он также отвечал отказом, говоря: “Мир подобен театру и, выбрав себе роль по своим способностям, я хочу успешно ее доиграть ”. Доминирует же в рассказах о философе идея источника человеческой радости - труда, способного излечить телесные и душевные болезни.
О Сковороде бытовала такая легенда: в возрасте сорока пяти лет он решил вступить в брак с дочерью майора, у которого гостил, но во время венчания почувствовал себя дурно, вышел из церкви и, ко всеобщему удивлению, больше не вернулся. Говорили, что философ испугался семейной жизни, которая заставила бы его жить вразрез с идеалами и пожертвовать свободой.
Сюжеты о странствиях Григория Саввича, в которых он провел свыше четверти века, также пропитаны мифическим духом: практически во всех сказаниях он путешествует пешком с палкой, навершие которой сделано в виде головы крота - символа мудрости, переходя из села в село и проповедуя свою философию. В действительности же как правило он передвигался с обозами, а то и в каретах влиятельных персон, которые с радостью брали Сковороду в попутчики, наслышавшись о его остроумии и эрудиции.
Хорошо известна и история смерти философа. В последние годы своей жизни он жил у своего приятеля помещика Ковалевского в селе Пан-Ивановка Харьковской губернии. 9 ноября 1794 г. семидесятидвухлетний старик после обеда и приятной беседы вышел в сад с лопатой и начал копать яму. На вопрос “Чем это ты занят?” ответил: “Пора, друг, закончить путешествие”. Закончив работу, переоделся в чистую рубашку, подложил котомку с рукописями и пожитками под голову, лег на скамью, заснул и больше не проснулся. На своей могиле он завещал написать эпитафию: “Мир ловил меня, но не поймал!”.
“Что смерть духовная есть несчастье, это можно видеть из Священного писания, но что телесную смерть следует оплакивать, я не помню, чтобы когда либо об этом читал... Смеюсь над человеческой глупостью, ее же и оплакиваю... Смерть кончит зло нашей жизни, злую войну завершит покоем”. Так мыслил Григорий Саввич Сковорода.
Источник
----------------
100 великих легенд и мифов Украины / Е. А. Попельницкая,
М. В. Оксенич - К.: Арий, 2009. - 400 с.: ил. - (100 великих)
Материалы Википедии
Украина,
XVIII век,
персоналии,
Европа,
философия,
культура