Начало 1970-х в роке может быть определено термином Фрагментация, который имеет значение путаница, разбрасывание, раскол. И действительно, так же, как и в белом роке, в записях, выполненных черными музыкантами, тоже отсутствовало чувство единства, некая общая общая задача, которая была так ясно и ярко выражена в прошлом десятилетии. Джими Хендрикс принес вместе со своим появлением на музыкальной сцене унифицированный образ того, каким может быть будущее Черного рока - его синтез черного блюза и белого хард-рока был уверенным, напористым, возбуждающим. После смерти Хендрикса в 1970 году черный рок потерял свою главную фигуру, свой центр, и вполне понятное и закономерное замешательство отозвалось в резко понизившемся уровне "Мотаун" как основной продукционной линии для черных звезд.
В середине всего этого была, однако, подававшая надежду, веселящая и оживленная музыка. В Филадельфии, например, продюссеры и авторы песен Кеннет Гембл и Леон Хафф создали свою собственную версию "Мотаун" под названием Филадельфия интернешнл рекордз, которая выпустила целый ряд хитовых синглов и вывела в люди целый ряд новых исполнителей, предлагавших почтеннйо публике приглаженную, изысканную, суховатую и чисто урбанистическую версию ритм-энд-блюза. Эклектичные, но оригинальные исполнители типа Барри Вайта или Исаака Хейеса получали все больший выход в мейнстрим. А Слай Стоун был единственным, кроме Джими Хендрикса, черным артистом, который казался способным слить все части вместе - смешанная черно-белая публика, синтез черной и белой музыки, стремление к неразделенному политическому действию белых и негров, вот что приносило в его лучшие композиции острый политический заряд, который одинаково влиял и на белых, и на черных. В 1971 году Стоун выпустил диск There’s a Riot Goin’ On, один из наиболее мрачных и безнадежных, хотя и эмоционально заряженных альблмов за всю историю музыки. В отличие от более ранних альбомов группы Sly and the Family Stone в этом диске совершенно отсутствовало чувство радости и праздника. Стоун повернул себя самого и свою музыку в совершенно другую сторону: его ранний хит Thank You (Falettinme Be Mice Elf Agin) превратился на этом альбоме в более медленную и более злобную версию поп-хита, исполненную Стоуном скучно, вяло и цинично, и в результате получилась песня, которую трудно было слушать, но невозможно было забыть. Однако то, что потом стал предлагать Стоун, была музыка соул в ее наиболее безсодержательной, хореографической, коммерческой форме со все более устарелой концепцией. Зловещие линии басс-гитары и сложные, очень контрастные ритмы, которые Стоун всячески протаскивал в мейнстрим популярной музыки, к концу десятилетия отозвались в творчестве артисиов фанка, таких как Джордж Клинтон и Рик Джеймс.
Вообще в начале 1970-х произошла целая вспышка амбиций в негритянской популярной музыке. От песен Куртиса Мейфилда Superfly и Freddie`s dead до песни группы Staples Singers -Respect Yourself- и песен О` Јау`s -Black Stablers- и War - Мир -это гетто- и между ними поп-музыканты никогда не были более более успешны в выражении очень личных и часто весьма злобных эмоций в музыке, которая завоевывала внимание обширной и очень различной аудитории (как черной, так и белой).
Явный пессимизм диска группы Sly and the Family Stone "There’s a Riot Goin’ On" не нашел продолжения продолжения в колючей иронии альбома "Fresh" (1973), в котором Стоун использовал простые но сильные фразы типа "детишки делают детишек" и "благодарный и задумчивый", составив их в виде квазиафриканских шанти, которые перемежались с искуссными комплексными ритмами. То, что в альбом была вставлена и замедленная, приспособленная для казавшегося странным (если не просто подвыпившим)голоса версия хита Дорис Дей "Que Sera,Sera" только усилило достижения Стоуна. Эта шутка была в некотором роде даже символичной, ибо служила показателем отстранения Стоуна от многих ценностей _белой_ Америки.
https://www.youtube.com/watch?v=wj5VODa-eTY https://www.youtube.com/watch?v=_Son_p6sPeI (Продолжение следует.)
Перевод с английского - наш собственный.
Автор: Джефри Стоукс, музыкальный журналист и критик (США).
Источник: Rock of Ages. The Rolling Stone History of Rock and Roll. - Penguin Books, 1988.