Крым. Ноябрь 1920 - 1921 годы. Положение крымских татар после победы над Врангелем

Feb 04, 2021 17:39

Ну, где Украина, там неподалеку и Крым.:) Что-то давно здесь не было продолжения рассказа о том, что происходило в Крыму в ту самую бурную пору 1917-21 годов. Поэтому последущие пара-тройка материалов будут посвящены как раз этой теме. Все недостатки, субъективные оценки и разные шероховатости принадлежат автору книги, из которой взяты эти фрагменты. На наш скромный дилетантский взгляд, всё вполне убедительно и объективно.

* * *

Крымские татары, большинство которых составляла беднота, встретили новые власти надеждой на изменение своего положения к лучшему. 25 ноября 1920 года в Крымревком с докладной запиской обращаются семь членов ЦК татарской партии Милли-фирки во главе с председателем ЦК С.-Дж. Хаттатовым. В записке содержалась любопытная концепция о противостоянии европейскому империализму двух сил - Советской России и "порабощенного мусульманского мира". Отсюда следует вывод: Советская Россия "является первым верным и естественным союзником угнетенного мусульманства..." Правда, оговаривается далее, между этими двумя силами имеется расхождение - "не в принципах, а лишь во времени, месте и способах осуществления" "коммунально-коммунистического идеала". Здесь просматривается прямой намек на то, что "быт, особенности, психология и традиции мусульман» несовместимы с идеей диктатуры пролетариата".

Далее в записке были обрисованы заслуги партии Милли-фирки: "...В результате 3-летней деятельности партии сегодня уже можем утверждать, что татарский народ приближается к окончательному освобождению от предрассудков, рабского подчинения влиянию фанатичных мулл, властолюбивых мурзаков-помещиков. (...) Милли-фирка освободила женщину-татарку от тысячелетнего семейного, общественного и религиозного рабства..." Созданы начальные училища в каждом уезде, женская учительская школа в Симферополе, татарское среднее художественное училище и учительская семинария в Бахчисарае, реформирована Бахчисарайская высшая духовная семинария. "Если будет признано, - заключает записка, - что Милли-фирка вела в Крыму общественную борьбу и сыграла революционную роль, то Милли-фирка добивается: 1) легализации Милли-фирка, 2) передачи татарских религиозных, просветительских дел и вакуфов в ведение "Милли-фирка", 3) разрешения издания газеты "Миллет", литературных и научных журналов и книг". И все это - в тесном сотрудничестве с Советской властью.

Крымревком, видимо, передал записку в Областком, где она и была рассмотрена 30 ноября 1920 года. Резолюция: "1) о Милли-фирке. 1. Принять резолюцию, отвергавшую соглашение с группой в целом как вредным и ненужным пережитком. 2. Начать кампанию против "Милли-фирке" устной и письменной агитацией. 3. Издать брошюру, направленную против "Милли-фирке". Поручить написать ее тов. Фирдевсу". Это означало фактическое запрещение партии.

Следует отметить, что крымские татары не слишком охотно пополняли ряды коммунистической партии. Посетивший с 13 февраля по 29 марта 1921 года Крым в качестве представителя Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР казанский татарин М. С. Султан-Галиев в своем докладе наркомнац И. В. Сталину (копия - в ЦК РКП(б)) отмечал: "Слабо поставлена работа и среди национальных меньшинств, особенно среди татар. (...) В частности, одной из главных причин слабости партийной работы среди татар является, как на это указывают и сами татарские работники, отсутствие у Областкома какой бы то ни было позиции в определении социальной базы, опираясь на которую, татарские работники могли бы вести работу".

Некоторые меры, проводившиеся в Крыму, не могли не возмущать крымско-татарское население. Так, по словам М. С. Султан-Галиева, греки - сотрудники особых отделов - на Южном побережье Крыма используют свое положение "в целях сведения личных счетов "национальной вражды" с татарами и турками и, путем ложных доносов на них и симуляцией их контрреволюционности, добиваются посылки на них карательных отрядов и экспедиций". Не согласен Султан-Галиев и с преследованием бывших "курултаевцев", особенно тех, "кто при Врангеле активно боролся с ним и поддерживал красно-зеленых". Репрессивная в отношении крымских татар политика, считал он, терроризировала местных жителей и способствовала тому, что "татарское население, опасаясь арестов и облав, ночует вне дома - у соседей или в соседних деревнях. Многие уходят в горы и присоединяются там к зеленым. В некоторых селениях до половины населения уже ушло в горы". Впоследствии такая политика была изменена.

Отметил Султан-Галиев и неудачи в деле национального образования и культуры в Крыму, поскольку "90 % помещений Наробраза занято под военные учреждения, казармы и лазареты", татарская учительская семинария закрыта, "так как помещение ее занято под какую-то воинскую команду", татарская драматическая студия "помещается в одной грязной комнате, которая одновременно служит и общежитием для курсантов". Имеют место и ошибочные действия русских работников в сфере образования по отношению к коллегам - крымским татарам.

В этот же период возникает проблема статуса Крыма. Активно дебатировались вопросы: в составе какой республики (РСФСР или Украины) находиться, иметь ли собственную автономию и если иметь, то какого уровня, считать ли, помимо русского, государственным языком на полуострове крымско-татарский язык? Активисты крымско-татарского движения (Б. В. Чобан-Заде, А. С.-А. Озенбашлы, Х. С. Чапчакчи, С.-Дж. Хаттатов и др.) отстаивали концепцию национальной "полной автономии" с правом самостоятельного сношения с заграницей и ведения внешней торговли. На "полную автономию" претендовали и немцы-колонисты. Возникает идея превращения полуострова во Всероссийскую здравницу. 21 декабря 1920 года В. И. Ленин подписывает декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР "Об использовании Крыма для лечения трудящихся". На следующий день Д. И. Ульянов, с 1921 года особоуполномоченный наркомздрава РСФСР и начальник Центрального управления курортами Крыма, на заседании Крымревкома делает доклад об организации в Крыму Всероссийской здравницы, на основании которого в качестве основы дальнейшей работы по реализации этой идеи утверждается приказ об объявлении Сакско-Евпаторийского, Севастопольского, Ялтинского и Феодосийского уездов курортными местностями, имеющими государственное значение.

М. Х. Султан-Галиев имел свое мнение на этот счет: "Еще до поездки в Крым я находил, что объявление Крыма КРАСНОЙ ЗДРАВНИЦЕЙ до ее (так в тексте) политического самоопределения было ошибочным. Он предложил осуществить "декларирование Крыма автономной Советской Социалистической Республикой с Конституцией, соответствующей Конституции Дагестана и Горской Республики", то есть фактически территориальной автономией с учетом особенностей полиэтничного региона (в 1921 году в Крыму проживало 719 531 человек, из них: 298 666 (42,2 % от всего населения) русских, 196 715 (26 %) татар, 72 352 (9,5 %) украинца, 49 406 (6,9 %) евреев, 42 350 (5,9 %) немцев, 23 868 (3,4 %) греков, 12 017 (1,7 %) армян, 10 572(1,5 %) болгарина, 5734 (0,9 %) поляка и других.

Областное совещание татар-коммунистов (в том числе казанских) 13 мая 1921 года принимает резолюцию, в которой констатируется: "Совещание считает вполне революционноцелесообразным государственной формой для Крыма - провозглашение его интернациональной республикой, входящей в Российскую Федерацию, взяв за основу конституцию одной из существующих республик".

Забегая вперед, отметим, что последнее слово осталось за Центром. 18 октября 1921 года В. И. Ленин, М. И. Калинин и А. С. Енукидзе подписывают постановление ВЦИК и СНК об образовании автономной Крымской Социалистической Советской Республики. 10 ноября I Всекрымский Учредительный съезд советов принимает Конституцию автономной Крымской ССР, являющейся территориальным многонациональным образованием в составе РСФСР. Создание республики в Крыму обусловливалось как внутренними условиями, так и международными. Приграничная территория в качестве автономии должна была играть роль своеобразного "буфера" между Советской Россией и сопредельными государствами, служить "витриной" достижений политики Советского государства, особенно национальной, а также являться плацдармом для продвижения мировой революции на Восток.

Первым председателем КрымЦИК избран Ю. П. Гавен, председателем Совета народных комиссаров - казанский татарин С. Г. Саид-Галиев. Из 50 членов КрымЦИКа 18 были татарами (в том числе Б. В. Чобан-Заде; С.-Дж. Хаттатов избран кандидатом в члены КрымЦИК), в первом составе СНК из 15 членов - 4 татар (коммунисты: У. Ибраимов, нарком земледелия; В. Ибраимов , нарком рабоче-крестьянской инспекции; К. Хамзин (казанский татарин), нарком просвещения; а также Х. С. Чапчакчи, нарком здравоохранения; все - члены КрымЦИК).

Источник: (Серия "Проект "Украина") Вячеслав Зарубин Крым в годы смуты (1917-1921), изд-во "Фолио", 2013 г.

крымские татары, Крым, 1920-е гг., революция в России

Previous post Next post
Up