Первые политические партии в Боснии и Герцеговине

Sep 13, 2020 23:06

В первые десятилетия правления Габсбургов, а уж тем более при Османской империи, в Боснии и Герцеговине не существовало даже и подобия парламентской системы. Первое подобие парламентской жизни, которое
появилось с 1910 по 1916 год, хотя и с ограниченной франшизой и отличалось нехваткой прямых законодательных полномочий, возникло в результате трех факторов. Во-первых, среди бюрократов Австро-Венгерской империи была распространена уверенность, что Босния и Герцеговина достаточно безопасное место, чтобы позволить
большее участие населения в политической жизни на местном уровне. Во-вторых, к концу XIX века, что надэтно-религиозная боснийская(боснякская) идентичность, которую отстаивал министр Беньямин Каллай
(совместно министр финансов и ответственный за Боснию и Герцеговину с 1882 по 1903 гг.) была отвергнута даже боснийскими мусульманами. В-третьих, в течение первого десятилетия ХХ века православные и мусульманские общины в стране получили религиозно-образовательную автономию и начали преобразовывать собрание культурных
сил в политическую силу.

Первая политическая партия Боснии и Герцеговины, Мусульманская народная организация была создана в 1906 году. Она выступала за боснийскую автономия под сюзеренитетом султана. В социальном плане она выступала за
ликвидацию пережитков феодальных времен. Ее лидером был Алибег Фирдус, а позже Шериф Арнаутович.

Вторая мусульманская политическая партия, Хорватская мусульманская прогрессивная партия, была основана в 1908 году под руководством Адемаги Мешича. Она сочувствовал прохорватской политике и этнической ориентации, сохраняя при этом исламское религиозное наследие. Партия привлекла многих ведущих мусульманских интеллектуалов с помощью публикации Муслиманска Свиесть / Мусульманское сознание.

Поскольку Мусульманская народная организация постепенно сместила свою программу ближе к позициям
хорватской стороны, некоторые просербски настроенные мусульмане отошли от партии. Тем не менее,
они были недостаточно сильны, чтобы сформировать собственную партию. Их единственный кандидат
на первых парламентских выборах 1910 года Осман Дикич не был избран.

Ближе к концу 1907 г. три группы сербских активистов (торговцы и предприниматели, интеллектуалы и крестьяне ) сформировали Сербскую народную организацию.В том же году в Сараево была образована еще одна сербская политическая партия, Независимая сербская народная партия, но из-за малого числа последователей она вскоре угасла. У ховатов в Боснии и Герцеговине до Первой мировой войны было две основных партии - Хорватская народная организация была основана в 1908 году, а Хорватский католический союз - в 1910 году. Первая подчеркивала свою светскую и надконфессиональную ориентацию, а у второй была четко ориентированная на католичество программа. Первую политическую ориентацию поддержали францисканцы, а главным покровителем
второй был архиепископ Сараево Иосип Стадлер.

В первом парламенте, избранном в 1910 году, сербы имели 31 мандат, мусульмане 24 и хорваты 16. Работа парламента однако не была определена этнорелигиозной принадлежностью его члены. Различные политические повороты происходили по самым разным вопросы. Местное правительство всегда стремилось иметь "работающее
большинство" из всех трех этнорелигиозных общин.

После создания Королевства сербов, хорватов и словенцев в 1918 г. ( после 1929 г. - Югославия) в новом государстве преобладала унитарная идеология, и различные народы в стране были объявлены просто
"племенами" "единой югославской нации". Независимо от этой идеологической аксиомы, политические партии в стране продолжали возникать по принципу этнической и религиозной принадлежности.

В 1919 году Демократическая партия была организована из трех сербских политических кружков и небольшой просербской мусульманской группы. Ее основной идеологической ориентацией была сербская версия "югославизма".
Все же лидеры партии выступали за национальное единство, по крайней мере, они были готовы обсуждать проблемы несербов. Однако они отвергли все формы федерализма в стране. На выборах 1920 г. демократы
получили лишь 5,59 процента голосов в Боснии и Герцеговине.

Но большинство православного (сербского) населения поддержало Сербскую радикальную партию и Союз сельскохозяйственных рабочих или Сербских аграриев. Радикалы и их политические союзники считали, что именно сербы могут быть признаны нацией, а остальные (хорваты и словенцы) считались племенами. По их мнению, новое государство должно опираться на сербскую историческую государственную традицию, согласно которой сербы не равны, а превосходят других жителей страны. Их задачей было "переплавить" остальных в сербов, а не отстаивать, как считали некоторые югославские идеалисты, что все национальности должны превратиться в общую югославскую этническую принадлежность. Радикалы, отражавшие разновидность социального дарвинизма,
утверждали, что сербы обладают более сильной национальной волей и более высокими моральными
устремлениями и, следовательно, история была на их стороне.

Левые партии, социал-демократы и коммунисты, были маргинальной силой в Боснии и Герцеговине. Большинство социал-демократов постепенно переходили на сторону коммунистов. Социал-демократы на выборах 1920 года получили только 0,84 %, а коммунисты, которые вскоре были объявлены вне закона, 5,46 % голосов в Боснии и Герцеговине.

Югославская мусульманская организация (JMO) была создана в 1919 году на основе некоторых более мелких группировок среди мусульман. Она привлекла больше всего мусульманских политических сил в Боснии и Герцеговине. Помимо усилий по сохранению административного единства Боснии и Герцеговины
и для защиты интересов своих избирателей, основная цель ЮМО состояла в том, чтобы удерживать мусульманское население от политической фракционности из-за разделения на классы или от попадания в ловушку соперничества между сербскими и хорватскими националистами. Хотя были и другие просербские мусульманские политические группировки (Партия мусульманских мужей, Мусульманская народная партия и Мусульманский список Шерифа Арнаутовича), но ЮМО пользовалась подавляющей поддержкой мусульман в Боснии и Герцеговине.

ЮМО, в отличие от сербских и хорватских политических партий, была определена только в религиозном, а не в этническом плане. Этническая принадлежность мусульман в то время оставалась двойственной. Например, после
выборов 1920 г. из 24 делегатов ЮМО 15 заявили, что являются хорватами, двое - сербами, пятеро не указали свою принадлежность, а один назвался боснийцем. А после выборов 1923 г., из 18 депутатов ЮМО и их заместителей, все, кроме ее лидера Мехмеда Спахо, объявили себя хорватами. Сам Спахо решил называться югославом. Хотя ЮMO шла на компромиссы с правящими сербскими централистскими силами, все же она вместе со словенцами и хорватами оказалась в федералистском политическом лагере в стране.

Вскоре возродилась Хорватская народная организация, и из нее позднее возникли две партии: Партия хорватских мужей и Хорватская народная партия. Первая имела гораздо большую поддержку среди хорватского электората, особенно среди либерально настроенных хорватов, в то время как вторая была клерикальной партией. Вскоре, однако,в Боснии и Герцеговине появилось третье хорватское политическое образование. В 1921 г.
Хорватская крестьянская партия (HSS) (с 1918-1925 гг., известная как Хорватская республиканская крестьянская партия [HRSS]), основная политическая сила в соседней Хорватии, начала распространять там свои организации, и,уже на выборах 1923 г. получила значительную поддержку среди хорватского электората. Он также привлекла некоторых сторонников среди мусульман. Две другие партии были практически уничтожены после 1923 года.
Ядром политической программы хорватских партий был федерализм. Они выступали за национальное равенство и децентрализованное правительство.

После убийства депутатов от Хорватии прямо в парламенте в Белграде в 1928 году и установления королевской диктатуры
6 января 1929 года король Александар запретил все политические партии.Однако вскоре по распоряжению короля начала создаваться "общеюгославская" политическая организация. После убийства короля в 1934 году
возродилась квазипарламентская жизнь, и на выборах 1935 г.даже под колоссальным политическим давлением оппозиция во главе с Хорватской крестьянской партией показала впечатляющие результаты. Но начало
Второй мировой войны и приход к власти коммунистов в 1945 г. устранили всякую партийную политику в стране до начала 1990-х годов.

Источник

Chuvalo Ante Historical dictionary of Bosnia and Herzegovina. Second edition. Historical Dictionaries of Europe. The Scarecrow Press, Inc., Lanham, Toronto, Plymouth, 2007. 503 pp.

Перевод с английского - наш собственный.

Босния и Герцеговина, партии и движения, Балканы, ХХ век, Европа, политическая история

Previous post Next post
Up
[]