Между ассимиляцией и нацией: евреи Галиции во времена Габсбургов (1772-1918 гг.). Часть 4

Jul 16, 2019 16:30

Первой общественной организацией евреев Галичины стало созданное в 1867 году общество "Shomer Israel" (иврит: "Страж Израиля"). Его основателями были Филипп Манш, Рубен Бирер, Эмиль Бик, Йозеф Кон. Среди членов организации преобладали представители буржуазии и так называемых свободных профессий: врачи, юристы, фармацевты, журналисты, купцы. На протяжении первого года деятельности в общество записалось 586 человек из Львова и 85 из других городов Галичины.

Активисты "Shomer Israel" стремились модернизировать еврейское общество через популяризацию светского образования, немецкой культуры и идеалов Гаскалы (от ивритского "sekhel" - "ум", "здравый смысл") - Просветительства в его еврейском прочтении. С этой целью они публиковали выходивший два раза в месяц журнал "Der Izraelit". Языком издания был немецкий, который до 1873 года передавался с помощью букв еврейского алфавита. Члены "Shomer Israel" учредили во Львове собственный клуб с библиотекой и читальней, где проводили вечерние лекции. Религиозным центром пронемецки настроенной еврейской интеллигенции стал основанный в 1846 году львовский Темпль - реформистская синагога, в которой богослужения проводились на немецком языке.

Организация сумела сочетать культурную работу с политической деятельностью. Основатели "Shomer Israel" были главными инициаторами создания Центрального избирательного комитета галицких евреев. Обществу удалось провести своих членов в городской совет и совет еврейской общины Львова. Пользуясь своим авторитетом в галицкой столице, представители "Shomer Israel" в 1876 году организовали здесь съезд представителей всех еврейских общин края. На конференции обсуждались вопросы создания в городе регионального еврейского представительства и оформления единого для всех общин устава самоуправления. Общество предлагало взять за образец устав львовской общины, который предоставлял доступ к руководству лицам с надлежащим материальным обеспечением и светским образованием.

Либеральные инициативы "Shomer Israel" вызывали сопротивление в среде еврейских ортодоксов. Опасаясь потерять влияние среди евреев Галичины, они в 1878 году создали собственное общество "Makhzikey ha - Das" (иврит: "Защитники Закона"). Духовным руководителем организации стал хасидский цадик города из Белз, Йегошуа Годах. Функции президента согласился выполнять раввин Кракова, Шимон Сойфер. Печатным органом общества стала одноименная газета "Makhazike ha - Dat", которая выходила на иврите.

Борьба ортодоксов против "Shomer Israel" вылилась в организацию общего съезда раввинов и цадиков края, который в 1882 году состоялся во Львове. В ходе собрания ортодоксы приняли решение об официальном отлучении от общества всех сторонников реформированного иудаизма. Также был предложен альтернативный вариант единого устава для еврейских кагалов. В противовес либеральному проекту "Shomer Israel" традиционалисты призывали в управлении общинами руководствоваться принципами "Shulhan arukh" (иврит, буквально: "Накрытый стол") - кодекса повседневной жизни ортодоксальных евреев с конца XVI века. Устав, предложенный "Makhzikey ha, - Das", не получил одобрения в Вене. Австрийская власть также отклонила требование съезда разделить общины по религиозному признаку: на реформистов и ортодоксов.

Противодействие Вены склонило "Makhzikey ha - Das" на польскую сторону. В последующие годы общество занялось предвыборной агитацией. По всей Галичине раввины и цадики начали призывать своих верных поддерживать кандидатов, предложенных польской властью. В случае отказа или колебаний применялось наиболее страшное для иудеев наказание - отлучение от общины.

Для старшего поколения ортодоксальных евреев лояльность к польской власти была связана с длительной традицией сосуществования обоих народов и желанием уберечь свою религию от реформистских влияний извне. Президент "Makhzikey ha - Das" Шимон Сойфер говорил, что евреи должны быть пожизненно благодарными полякам за то, что последние дали им прибежище. При этом до конца своей жизни краковский раввин не знал ни слова на польском языке. Для молодых евреев, которые родились уже во время Галицкой автономии, польский выбор был связан с возможностью получить образование для успешной карьеры.

На рубеже XIX - XX веков с увеличением количества учебных заведений в Галичине все больше евреев начали понимать преимущество общего образования. В 1867 году в галицкие гимназии ходило 56 евреев. В 1910-1911 году старшие учебные заведения края посещало 6600 евреев, что представляло 20,5 процента от общего количества учеников. За этот самый период число еврейских детей в реальных школах выросло от 125 до 735 лиц (21 процент всех учеников). В 1882 году во Львовском и Краковском университетах училось 151 лицо иудейського вероисповедания, что составляло 10 процентов от общего количества студентов. В 1900 году это число увеличилось до 549 лиц (22 процента).

В 1882 году гимназисты старших классов и студенты Львовского университета учредили общество полонофила "Agudas Akhim" (иврит: "Союз братьев"). Его заметными членами были Альфред Носиг, Вильгельм Фельдман, Герман Диаманд. В целом к обществу принадлежало около 750 человек. Большинство из них были представителями интеллигенции. Пятая часть участников "Agudas Akhim" обладали докторской степенью.

Средством для распространения идей общества стала двухмесячная газета "Ojczyzna" (в переводе с польского "Родина"). Ее эмблемой был избран старинный польский герб - белый орел, в которого на груди помещалась еврейская звезда Давида. До 1886 года газета печаталась на двух языках: на польском и на иврите. В ивритской секции издания преобладали тексты из истории Речи Посполитой с примерами польсько-еврейского сотрудничества и польские патриотические стихи. На польском языке печатались отчеты о деятельности общества, статьи по еврейской и общей галицкой проблематике. Союз открыл во Львове свою библиотеку с читальней. Члены общества организовывали вечерние образовательные курсы для молодежи и летние лагеря для детей.

Основатели "Agudas Akhim" называли себя "поляками Моисеева вероисповедания". Они предлагали своим сторонникам ограничить отличия от доминирующей в Галичине группы к вопросам религии и таким образом полностью ассимилироваться. Препятствием стремления молодых интеллектуалов стал нараставший в Галичине антисемитизм. Причины враждебного отношения христианского населения к евреям крылись прежде всего в месте, которое последние занимали в социальной структуре галицкого населения.

(Продолжение следует.)

Автор: Евген Поляков, историк.

Источник: Проект "Україна". Австрійська Галичина / Упоряд. М. Р. Литвин; Гол. ред. О. А. Красовицкий. - Х.: Фоліо, 2016. - 410 с.

Перевод с украинского - наш собственный.

Австро-Венгрия, Западная Украина, евреи, общественные организации, XIX век

Previous post Next post
Up