Jan 18, 2019 13:55
Располагавшееся на плодородных нагорьях поблизости от северо-восточного побережья озера Танганьика королевство Бурунди в доколониальные времена развилось в самостоятельную силу из относительно небольшой и слабой династии, втиснувшейся между двумя более мощными политически и более обширными регионами, Руандой и Бухой. Ближе к концу столетия Бурунди утвердилось не только как важная региональная держава среди королевств корридора Великих озер, но и как королевство, способное противостоять иностранному проникновению, удерживать работорговцев, миссионеров, работорговцев и солдат колональных армий в стороне от своих владений. Успешное развитие Бурунди в XIX веке стало возможным в результате длительного и ловкого правления двух монархов, Нтаре Ругамбы (около 1800 - 1850) и Мвези Гисабо (около 1857 - 1908). Нтаре Ругамба, отважный воин, расширил границы королевства в ходе сражений и военных походов; именно он заложил основы новой территориальной структуры королевства, которую его сын и преемник Мвези Гисабо консолидировал политически. Считается, что именно правление Мвези стало апогеем монархии в Бурунди. Успешная военная стратегия и взаимодействие отца и сына стали двумя предпосылками для укрепления могущества и влияния королевства Бурунди. Тщательно обученная личная стража Нтаре Ругамбы, абатези ("атакующие"), набранная из сыновей аристократов, советников двора и региональных лидеров, составляла ядро армии, которая в момент военных действий возрастала до нескольких тысяч человек. В самый пик своего развития в 1840-х годах абатези действовали под руководством сына Нтаре, принца Рваши, чья стратегия основывалась на атаке главного боевого клина на противника, окруженного к тому времени с флангов. Этот способ действий приносил абатези в кампаниях против небольших региональных династий, а также и против более крупных армий Руанды и Бухи-Буюнгу. В ходе военных действий воины Рваши концентрировались на захвате скота, а не нанесении потерь живой силе противника. Однако если им удавалось захватить вражеского лидера, то они были вполне способны и готовы отрубить ему голову, а его резиденцию спалить до тла. Для того чтобы утвердить свою власть на вновь завоеванных землях, Нтаре Ругамба создал новую политико-административную стуктуру, известную как система территорального управления Баганва, в рамках которой он предоставлял властные полномочия принцам королевской крови (баганва), а также своим женам, жрецам, вассалам и приближенным. Затем обзаведшиеся королевским мандатом на управление присоедененными территориями, эти свежеиспеченные правители отправлялись в свои владения, где сразу же начинали создавать свои собственные "дворы". То есть, они не только исполняли волю верховного монарха, но и о себе не забывали - скажем, вынуждали местные семьи платить дань или приносить подношения не для верховного монарха, а для самих себя. В рамках этой системы любимый вассал, оказывавший услуги королю в течение многих лет, мог получить права властительства на нескольких не соприкасающихся друг с другом территориях, каждая из которых рассматривалась как "награда". Во время правления Нтаре Ругамбы самыми крупными землевладельцами были его старшие отпрыски - особенно его сыновья Рваша, Ндивьярийе, Бирори и Бусумано. Хотя Нтаре и дарил территории своим верным соратникам, все же он напрямую контролировал многочисленные имения и области, многие из которых располагались на самых плодородных и наиболее обработанных почвах.
Именно из них он черпал свои богатства - например, домашний скот, продовольствие, различные напитки (такие как медовое вино)и искуссно выполненные предметы быта, которые он мог перераспределять при дворе или просто дарить лояльным подданным. И все же, хотя военные завоевания и материальное богатство и свидетельствовали о могуществе короля, основой его власти была духовная составляющая. Сам титул короля, мвами, происходит от слова квама, которое означает "быть плодовитым", а сам король рассматривался своим народом как живое воплощение плодородия. Мвами был живым амулетом, от которого происходило и зависело благоденствие бурундийского народа. С этим мистическим аспектом королевской власти было связано и созвездие образов и ритуалов, нацеленных на то, чтобы выразить его мистические качества и затем увеличить их. Оно включало специальный словарь аспектов физического существования короля; комплексный набор святынь - таких, как королевского быка, королевского питона, священных барабанов - охраняемых широкой сетью жрецов и колдунов, а также ежегодный ритуал умугануро (фестиваль первых фруктов или сорго, проводился обычно в декабре), которые прославляли короля и вдыхали новую жизнь в его священный аспект. Обработка останков умершего властителя и определение его преемника также проходили под наблюдением жрецов и колдунов. Лучше всего известны придворные ритуалы времени Мвези Гисабо, последнего короля, придерживавшегося этих обычаев до того, как давление христианства и колониализма привело к их запрету и последующему исчезновению. Завеса таинственности и противоречивости окружала обстоятельства рождения и пути к власти самого Мвези Гисабо. Один из самых младших королевских отпрысков, Мвези Гисабо был продвинут к власти в ущерб ранее назначенному наследнику, его брату Тваререйе. Эта интрига привела к тому, что сторонники обоих братьев взялись за оружие и встретились друг с другом уже на поле боя, а сам Тваререйе в конце концов погиб. В ходе всех этих разборок и дрязг Мвези, будучи еще слишком юным чтобы править, жил при дворе под опекой своей матери Вяно и старшего брата Ндивярийе, которые управляли страной от его имени. Когда Мвези Гисабо достиг порога взрослости, то он сам взялся за оружие, чтобы вынудить своего ретивого опекуна Ндивярийе уступить власть. Этот братско-родственный конфликт, происходивший в конце 1860-х годов, способствовал развитию кровной вражды между их потомками (кланами Батаре и Бези), которая продолжала влиять на политику Бурунди даже спустя 100 лет. Эти изначальные вызовы власти Мвези Гисабо, исходившие из рядов его собственной семьи, задал тон всему его длительному и трудному правлению. Но при помощи влиятельной фракции при дворе, а также хорошо подготовленной королевской гвардии, проницательных и влиятельных колдунов, жрецов и советников, Мвези Гисабо успешно противостоял всем вызовам его власти и угрозам безопасности королевства.
А ведь таких вызовов и угроз было немало. Во-первых, с востока в 1884 году атаковало воинственное племя Ваньямвези. Во-вторых, арабо-суахильские работорговцы стремились проникнуть в пределы Бурунди с востока и юга (начиная с 1850-х гг.). В-третьих, давний недруг Руанда, которую Мвези Гисабо отбросил к труднодоступной границе на севере (1880-1890-е годы). А ведь еще были и потенциальные узурпаторы, а также эпидемиологические и экологические проблемы (1870-1890-е годы). Мвези умело противостоял этим угрозам и сумел сохранить власть. И все же самые серьезные угрозы исходили изнутри самого королевства, от собственных родственников короля. Система территориального управления Баганва, разработанная и внедренная Нтаре Ругамбой,хорошо служила самому королю-воину, но вот для его сына она создала целый ряд препятствий и проблем. На самом деле в этой системе крылся серьезный изъян - доверенные лица Нтаре Ругамбы, однажды получившие мандат на управление удаленными регионами и закрепившиеся там, после смерти своего патрона уже начали сомневаться в необходимости поддержания тесных связей с его сыном - дескать, он далеко, мы уж тут как-нибудь сами справимся, да и с ним делиться не надо будет... Эти настроения подтолкнули Мвези Гисабо к тому, чтобы сместить таких ненадежных родичей, а земли и ресурсы передать другим, более лояльным к нему, таким как его собственные сыновья. Подобные конфликты вокруг системы Баганва создавали обстановку внутренней нестабильности и политических интриг, которой не преминули воспользоваться внешние противники. Так что именно внутренние распри сыграли на руку германскому завоеванию Бурунди в самом конце XIX - начале ХХ веков.
Автор: Мишель Вагнер, историк и специалист по социальным наукам.
Источник: Encyclopedia of African history. - Fitzroy Dearborn Taylor & Francis Group New York, NY, 2005, 1864pp.
Перевод с английского - наш собственный. :)
история,
Африка,
Бурунди,
военные конфликты,
политическая история,
XIX век